СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закрепление профориентационных знаний у воспитанников 7-9 классов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

    Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида. Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду учащихся с нарушениями интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате учащиеся с нарушениями интеллекта не только плохо овладевают материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентноспособными.

Просмотр содержимого документа
«Закрепление профориентационных знаний у воспитанников 7-9 классов.»

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»















Закрепление профориентационных знаний у воспитанников 7-9 классов.













Подготовила: Хасанова Т.Н.

Воспитатель 1 категории










2013 г.



Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида. Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду учащихся с нарушениями интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате учащиеся с нарушениями интеллекта не только плохо овладевают материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентноспособными.



В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида, входит:

- профессиональное просвещение учащихся;

- психологическое изучение и классификация профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

- профессиональные пробы;

- практическая проверка результатов всей профориентационной работы.

Одним из направлений воспитательной работы является - основы профессионального самоопределения и трудовое обучение.

Целью которого является:

а) Помощь в профессиональном самоопределении (формирование личностного отношения к профессиональнотрудовой сфере и способа ее самореализации), развитие способности конструировать возможные варианты будущего;

б) закладывание основ производственных отношений;

в) осмысление необходимости трудовой деятельности.

д) выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • 1. Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

  • 2. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.

  • 3. Всестороннее изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

  • 4. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

  • 5. Содействовать формированию адаптивных  механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.

  • 6. Решать некоторые личностных проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.


1) 7 класс.

Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

2) 8 класс.

Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика.

Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на:

  • развитие у подростков профессионального сознания;

  • формирование личностного смысла выбора конкретной профессии;

  • развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.

3) 9 класс.

Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

  • развитие механизмов самопознания;

  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб.

  • формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда;

  • контроль и коррекция профессиональных планов;

  • оценка результатов достижений в избранной деятельности;

  • социально-профессиональная адаптация.


Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта: 1 занятие в неделю.


Продолжительность одного занятия может варьировать  от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися).


Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по данному направлению - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии.

Занятия проводятся в разной форме:

  1. беседы («Определение типа будущей профессии», «Как управлять своими интересами и склонностями», «Рынок труда», «Ошибки в выборе профессии» и т.д.),

  • экскурсии,

  • профориентационные сюжетно – ролевые игры («Торг», «Профконсультация», «Кто есть кто?», «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий», «Семь нот», «Пантомима» и т.д.)

  • планируется создание уголка по профориентации «Мой выбор».

  • диспуты по проблеме.

  • экскурсии на предприятия и ПУ.

  • индивидуальные беседы,

  • занятия с целью привития уважения к труду, ознакомления с профессиями.


В работе используются такие методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа,

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация.

  • Практические – упражнения.

  • Методы изложения новых знаний.

  • Методы повторения, закрепления знаний.

  • Методы применения знаний.

  • Методы контроля (анкетирование, тестирование).

Тематика занятий:

  • «Мои жизненные планы: перспективы и возможности».

  • «Перспектива жизни и эмоциональные переживания».

  • «Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность» и др».

  • «Мир профессий и требования, предъявляемые к ним».

  • «Результат труда: мои цели и намерения в будущем».

  • «Работа и профессиональные навыки во временной перспективе».

  • «Затраты труда на производство: умственные, физические, времени».

  • «Высокая оплата труда – наиболее полное удовлетворение потребностей; моя самооценка».

  • «Цена товара и его качество».

  • «Деньги. Бюджет семьи».

  • «Налоги. Потребление и накопление».

  • «Личная и частная собственность».

  • «Виды пенсий, пособий, дотаций. Где хранят деньги?»

  • «Предпринимательство. Затраты на производство».

  • «Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он?»

  • «Порядок устройства на работу».

  • «Построение картин будущего: профессия и я»

  • «Совет директоров и предприятия. Что это такое?».

  • «Охрана и предприятие; транспортная служба».

  • «Трудовая дисциплина».

  • «Материальные поощрения и взыскания (премия, штраф)».

  • «Моя ориентировка в мире профессий».

  • «Моя жизненная ориентировка: возможности, проблемы».

  • «Как выбор влияет профессии на будущее?»

  • «Покупки на вещевом, продовольственном рынке».

  • «Звонок другу».

  • «На почте»

  • «Продавец и покупатель: формы общения».

  • И снова – «Мой выбор профессии»

  • «Презентация талантов»

Прогнозируемый результат профориентационной работы в группе:

  1. Учащиеся должны иметь представление:

- о рынке труда в России;

- о причинах безработицы;

- о трудовом кодексе РФ.

2. Учащиеся должны знать:

- требования рынка труда;

- возможности выпускника училища в трудоустройстве;

- варианты поиска работы;

- название газет, публикующих объявления о вакансиях;

- порядок обращения в службу занятости;

-перечень документов при поступлении в профессиональное заведение и

трудоустройстве;

- нормы и правила поведения абитуриентов, учащихся ПУ, рабочего человека;

- варианты выхода из конфликтной ситуации;

  1. Учащиеся должны уметь:

- выбирать варианты поступления в профессиональные учебные заведения;

- адекватно оценивать свои трудовые и физические возможности при выборе профессии и поиске работы;

- оформлять необходимые документы для поступления;

- правильно вести себя с различными людьми.