«Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил».
Откуда берутся болезни. Сказка о микробах.
Воспитатель I кв. категории
В.Н. Машнёва.
23 октября 2018г.
Области интеграции:
Образовательная область «Здоровье»:
Дать представление об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах.
Воспитывать положительное отношение к выполнению правил гигиены.
Образовательная область «Безопасность»:
Формировать целостное отношение к здоровому образу жизни: желание закаляться, заниматься физкультурой, есть полезную пищу, знать правила первой помощи.
Образовательная область «Физическая культура»:
Развивать двигательные способности, моторику разных частей тела, координацию движений.
Образовательная область «Познание»:
Расширять знания детей о болезнях, и их предупреждения.
Образовательная область «Коммуникация»: содействовать налаживанию диалогического отношения общения детей со сверстниками. Развитие коммуникативных компетенций на основе беседы о микробах. Активизировать речь детей.
Образовательная область «Художественная литература»: Беседа о микробах на основе стихотворения Д. Хармса «Микроб», И. Демьянова «Замарашка».
Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представление детей о микробах, болезнях, здоровье.
Расширять представление детей о способах распространения болезней и о том, что полезно для здоровья и что вредно для здоровья.
Коррекционно-развивающие:
Развивать потребность в необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки.
Совершенствовать коммуникативные навыки, через подвижную игру.
Коррекция речи через беседу и дидактическую игру; мелкой моторики - через творческую деятельность.
Развивать интерес и познавательную активность.
Коррекционно - воспитывающие:
Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, желание им помогать.
Оборудование: ноутбук для просмотра презентации «Бактерии», картинки с больным ребенком и здоровым, микроскоп с образцами.
Словарная работа: микроб, микроскоп, инфекционные болезни.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Воспитатель. Кому бы вы хотели пожелать здоровья?
Ответы детей.
Воспитатель. А как это сделать без слов, при помощи рук?
Дети показывают. Рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу.
Дети встают в круг и поочерёдно, произнося фразу, называют имя ребёнка.
Воспитатель. Молодцы! вы теперь пожелали здоровья и себе и своему другу.
II Основная часть
1.Беседа о болезнях.
Воспитатель. Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз переносит какое-нибудь заболевание.
- Расскажите, кто из вас болел?
- Болеть приятно или не очень?
- Как вы себя чувствуете во время болезни? (Высказывания детей)
Посмотрите вот на эти картинки. Вы можете определить, где человек больной, а где – здоровый?
Воспитатель. Почему вы так думаете? (рассуждения детей)
Воспитатель. Ой! Апчи- апчи- апчи! (воспитатель чихает в носовой платок).
- Как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок?
Ответ детей.
Воспитатель. Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается много капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более трех метров) и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Капельки опускаются на различные предметы, пищу. Поэтому при кашле и чихании не надо забывать прикрывать рот и нос носовым платком или хотя бы рукой.
Воспитатель.
Если ты простыл, дружок,
Кашляй в носовой платок,
Не рассеивались чтобы
На других твои микробы!
Слушаем сказку «О микробах».
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут - как тут муха, а на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть мухи и грязнули». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать.
Обсуждение сказки.
Воспитатель. Подумайте, дети, что в этой сказке, правда, а что вымысел?
Воспитатель. Что помогает нам победить микробов (ВОДА).
Воспитатель. С водой надо дружить. Вода – доктор. Человек не может жить без воды.
Воспитатель. Как вы думаете, повар, перед тем как готовить пищу моет руки? А врач перед операцией? А портной?
Воспитатель. Будет ли человек здоров, если
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи,
Столько ссадин! (Автор Иван Демьянов)
Воспитатель. Что, нужно, чтобы как следует вымыть руки? (мыло, вода, чистое полотенце).
В
оспитатель. Да, вода и мыло, настоящие друзья. Они помогают уничтожать микробы.
2.Плакат «Микробы», знакомство с микроскопом.
Показываю детям картинку – загадку
Воспитатель. Дети, посмотрите, как вы думаете, что это?
Ответы детей.
Воспитатель. Действительно, похожи и на черточки, звездочки, червячки.
Воспитатель. А вот и отгадка. Это капелька воды под микроскопом, увеличенная в несколько тысяч раз. Видите, как много здесь точек, черточек, каких – то головастиков? Это микробы – мельчайшие живые с
ущества. Слово «микроб» происходит от греческих слов «маленький» и «жизнь». Мир полон таких существ.
Воспитатель. Где можно встретить такие существа?
Воспитатель. Верно, микробы встречаются везде: в воздухе, в воде, на земле, и даже на нашем теле.
Воспитатель. А почему мы их не видим?
Воспитатель. Как можно увидеть микробов?
Воспитатель. Эти существа так малы, что их не рассмотришь глазом, для этого нужен специальный прибор – микроскоп. Это специальное увеличительное стекло, которое маленькое увеличивает до больших размеров. Микробов на свете великое множество, и они все разные.
Воспитатель. Как могут микробы попасть в организм?
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение, оно называется «Микроб» (Автор Д. Хармс).
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Воспитатель. Так как же микробы, возбудители болезней попадают в организм? (ответы).
Воспитатель. Чтобы узнать, как передаются микробы от больного человека здоровому – поиграем в игру «Поздоровайся!»
Игра «Поздоровайся!».
Дети считаются чтобы определить водящего. Водящему посыпаю руку блестками. Затем водящий должен подойти к каждому учащемуся и пожать руку, со словами – здравствуй, по имени. Далее смотрим на руки всего класса и делаем выводы.
Воспитатель. Выберите рисунки, которые рассказывают о том, как микробы проникают в организм.
Воспитатель. Микробы могут попасть в наш организм если:
- чихать и не прикрывать рот и нос платком или рукой.
- передавать друзьям личные вещи (расческу, зубную щётку, платок)
- не мыть овощи и фрукты.
- грызть ногти.
- обращаться с животными, подносить их к лицу.
- пить грязную воду.
- жить в грязной квартире, носить грязную одежду, не принимать душ.
- ходить по лужам, брать в рот снег, сосульки.
Воспитатель. Моем руки, смываем наших «микробов».
Воспитатель. Да, причин болезни очень много. Из-за микробов мы чувствуем боль. Боль - это один из признаков болезни. Боль предупреждает, что организм не в порядке и его нужно лечить.
Воспитатель. Как вы думаете, когда они находятся вне организма человека, они могут причинить вред человеку?
Воспитатель. А когда могут вредить?
Дети: Стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас.
Воспитатель. А что нравиться микробам как вы думаете? От чего мы заболеваем?
Воспитатель. Микробы и вирусы любят:
Ослабленный организм.
Сильное охлаждение.
Воспитатель. Микробы никогда не попадают в организм поодиночке, обычно за один раз в организм их проникает несколько тысяч. Вам трудно представить, но знайте это много, очень много. Такое скопление микробов врачи называют инфекцией.
Если в ослабленный организм попадает микроб и тут начинается праздник микробов.
Попав в организм человека, эти микробы выделять вредные вещества, вызывая различные заболевания.
Воспитатель. Чего бояться микробы? (варианты детей)
Воспитатель. Как хорошо жилось бы микробам, если бы их все боялись, а они никого. Оказывается, есть причины, которые мешают микробам размножаться.
Они погибают при:
Воспитатель. Можно заболеть, если не соблюдать определённые правила. Заболеть можно, если:
- есть все подряд (ожирение)
- не соблюдать режим дня (переутомление, недосыпание)
- ничего не есть (исхудание)
- читать лёжа или близко смотреть телевизор (можно испортить зрение)
- слушать громкую музыку (можно испортить слух)
- курить (можно отравиться, испортить легкие)
- одеваться не по сезону, кутаться в тёплую одежду (простуда).
Воспитатель. А что нужно делать, чтобы избежать болезни?
Воспитатель вместе с детьми: Чтобы быть всегда здоровым, нужно делать ежедневно утреннюю гимнастику.
Воспитатель. Давайте покажем, как мы это делаем:
Нужно спортом заниматься, Каждый день тренироваться. И начнём без промедленья | Дети держат спину прямо, плечи отводят назад |
И ногами дружно топать, И руками громко хлопать. | Ходят на месте, хлопают руками |
Повороты влево – вправо Выполняем мы на славу. | Поворачивают туловище влево – вправо |
Ну - ка дружно, ну – ка вместе. | Прыгают |
Будем мы здоровыми, | Напряженными руками касаются плеч |
Будем все мы сильными. Будем от гимнастики Самыми красивыми. | Тянуться вверх на носочках |
«Как не заразиться вредными микробами?»
Воспитатель. А как же нам защититься от микробов. Как вы думаете.
Есть чистыми руками.
Руки надо вытирать насухо.
Обязательно мыть руки.
Мыться перед сном.
Не есть на улице.
Овощи и фрукты обязательно мыть.
Не общаться с больными людьми.
Есть полезные продукты.
Воспитатель.
Если ты простыл дружок
Кашляй в носовой платок
Не рассеивались чтобы
На других твои микробы.
Каждый раз перед едой
Нужно руки мыть водой!
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Воспитатель. Кто соблюдает эти правила, тот, я надеюсь, всегда будет здоров!
Воспитатель. А вы знаете ребята, что многие микробы и полезны. Например, благодаря гнилостным бактериям, в почве образуются вещества, которыми питаются растения.
- Молочнокислые бактерии превращают молоко в ряженку, кефир, сыр.
- В организме человека тоже обитают полезные микробы, без них пища не могла бы перевариваться.
А также внутри человека есть полезные бактерии, которые борются с вредными микробами, и, если полезных бактерий больше, мы быстро выздоравливаем или не заболеваем.
III Заключительная часть.
Воспитатель. Я хочу задать вам вопросы.
- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм? (Надо мыть руки после прогулки, туалета и перед едой; употреблять в пищу тщательно вымытые овощи и фрукты; не есть на улице).
- Как нужно готовиться ко сну? (Умыться, чистить зубы, надеть пижаму, проветрить комнату, погасить свет).
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
- Что нового сегодня узнали?
Сегодня на занятии мы поговорили о том, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. Вы очень хорошо занимались. А еще хочу сказать, что прогулка это одно из средств закаливания, которое поможет нам быть здоровыми. Давайте пойдем погуляем!
https://multiurok.ru/files/konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-ostorozhno-mikroby.html
http://uchitelya.com/pedagogika/88341-konspekt-zanyatiya-otkuda-berutsya-bolezni.html
http://www.koshki-mishki.ru/view-2469-7.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/22/konspekt-zanyatiya-otkuda-berutsya-bolezni
https://www.maam.ru/detskijsad/-otkuda-berutsja-bolezni-i-kak-sberech-zdorove.html
https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_zanyatiya_otkuda_berutsya_bolezni-4673.htm
http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vasilevna-zhivaeva/scenarii-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-otkuda-berutsja-bolezni.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-gde-chistota-tam-i-zdorove-dlja-detei-mladshih-klasov-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html