Занятие №1. Тема «Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм»
Цель: образовательная
1. Рассказать учащимся о правиле правостороннего движения транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны, происхождении этого правила.
2. Объяснить особенности движения пешеходов в темное время суток.
3. Проверить знания учащихся по правилам движения пешеходов по тротуару и обочине дороги.
4. Закрепить правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденные в 1 классе.
Форма занятия: групповая, фронтальная работа.
Материал: схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными местами на них, плакаты «Виды ДТП» и «Причины ДТП», схемы, таблицы, диаграммы «Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма», макеты перекрестков, средств регулирования и набор дорожных знаков, фотодокументы.
Ход урока
Основные правила поведения на улице, дороге
Мы с вами живем в большом городе. На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По улицам днем и ночью едут машины. Автобусы, троллейбусы, маршрутки перевозят людей на работу и с работы, на рынки, в кинотеатры и т.д. Идя по улице, мы видим, что все транспортные средства придерживаются правой стороны и пропускают друг друга. Движение на улицах бывает одностороннее и двустороннее. При одностороннем движении все транспортные средства едут только в одном направлении, встречных транспортных средств нет. При двустороннем движении проезжая часть как бы разделена надвое, и транспортные средства движутся навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны. Таким образом, получается два противоположных потока. В зависимости от ширины проезжей части движение возможно в один, два и более ряда. Движение в несколько рядов может происходить в двух направлениях.
Пешеходы на тротуаре также должны придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным и тем, кто хочет их опередить.
В далеком прошлом, когда от одного населенного пункта до другого приходилось идти несколько верст по узким тропам, через лесные чащи, и ходить было не безопасно, потому что по дорогам и лесам скитались в поисках добычи разбойники, путники брали с собой оружие. Поначалу оружием служила дубина, а позже - меч или кинжал. Когда путники на тропе встречались, они давали друг другу дорогу, держась правой стороны. Тем самым левая сторона туловища, защищенного щитом, была обращена к встречному, чтобы неожиданный удар пришелся по щиту, а не по открытому боку. Постепенно движение по правой стороне вошло в привычку. До сих пор у нас и во многих других странах движение осуществляется по правой стороне.
Но совсем иная картина на улицах в городах Великобритании, Индии, Японии, Индонезии, Непала, Республики Шри Ланка, Пакистана, Малайзии, Таиланда, Ямайки, Тринидада и Тобаго, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии. Там движение осуществляется по левой стороне.
Великобритания с давних времен являлась могущественной морской державой. В устье реки Темзы, где расположена столица Великобритании - Лондон, каждый день прибывало множество судов. В те годы еще не существовало законов, регулировавших движение судов, и они плавали по усмотрению капитана. Нередко случалось, что суда сталкивались, разбивались и погибали. И вот в Великобритании издан закон, по которому суда при встрече должны были придерживаться левой стороны.
Этот закон впоследствии лег в основу Правил дорожного движения в Великобритании и ее многочисленных колониях. Во всех этих странах рулевое управление машин находится с правой стороны.
В странах с правосторонним движением транспорта и пешеходов живет больше половины населения нашей планеты.
Но несмотря на то, что у нас существует правостороннее движение, пешеходы должны придерживаться левой стороны - ходить по левой обочине на дорогах, где нет специальных тротуаров для пешеходов. Это требуется для того, чтобы люди хорошо видели встречные машины и заранее могли отойти в сторону. На тротуаре не полагается ходить по нескольку человек, взявшись под руки. Иначе вы займете весь тротуар и встречным придется спуститься на проезжую часть, а это опасно. Если мы несем какой-либо большой предмет, толкаем тачку, везем санки или ведем велосипед, то наше место на правом краю дороги у тротуара. Детские группы водят только по тротуару или по левой обочине дороги - там, где нет тротуаров, по двое в ряд. Сопровождать их должны по крайней мере двое взрослых.
Особенно осторожно надо ходить по дороге в темноте. Хотя фары приближающегося автомобиля освещают дорогу, зачастую водитель не замечает пешехода. Почему? Да потому, что пешехода в темной одежде в потемках просто не видно. Трудно водителю заметить пешехода в тумане, в дождь, метель или же когда навстречу идет другое транспортное средство. Фары встречной машины ослепляют водителя. Именно в таком случае пешеходу грозит опасность. Поэтому надо дать о себе знать. Но каким образом? Все очень просто. В темное время суток пешеход должен иметь при себе световозвращающие значки-фликеры. Когда свет от фар падает на такой значок - водитель обязательно заметит отсвет.
«Детский дорожно-транспортный травматизм»
Учитель рассказывает детям о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в России и в вашем регионе (сколько произошло аварий, сколько детей погибло и получило ранения, по чьей вине произошли все эти аварии) и к чему может привести несоблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Приводит примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе, поселке (по материалам местной Госавтоинспекции). Указывает наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
II. Использование иллюстративного материала
Для лучшего понимания детьми сложившейся ситуации необходимо использовать наглядный материал: схему микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными местами на них, плакаты «Виды ДТП» и «Причины ДТП», схемы, таблицы, диаграммы «Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма».
III. Проведение игры
Закрепление правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденных в 1 классе.
ИГРА 1. «Угадайка»
Класс разбивают на три команды, по рядам. Каждой команде раздается несколько табличек с дорожными знаками (перевернутыми рисунками вниз). Такой же комплект знаков есть у учителя. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает та команда, которая быстрее отыщет этот знак, а потом правильно назовет его значение.
ИГРА 2. «Загадки и вопросы»
Кто правильно ответит - получает фишку. У какой команды будет больше фишек в конце занятия, та и побеждает.
Указания: «Чтобы ответить, нужно поднять руку».
Совет: «Внимательно, до конца слушайте загадку или вопрос».
1. От дома начинается,
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
У дома и кончается.
(Дорога)
2. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
3. Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор)
4. Эта зебра на дороге
Не бежит, не скачет.
И хотя по ней все ходят,
Она совсем не плачет.
(Пешеходный переход)
5. Бывает же работа -
Завидно от души! -
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши.
(Регулировщик)
Вопросы
1. Где должны ходить пешеходы?
2. Где пешеходы могут переходить улицу?
3. Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?
4. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
5. Что означает, если одновременно горят красный и желтый сигналы светофора?
6. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?
7. Почему нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
8. Что делает регулировщик?
1. Подвести итог игр.
2. Выставить и прокомментировать оценки.
3. Задание на дом: нарисовать те дорожные знаки, которые встречаются на пути в школу.
1. Почему мы в потоке движения придерживаемся правой стороны?
2. Когда мы идем по левой обочине дороги?
3. Что такое многорядное движение?
4. Почему надо хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения?
5. Как нужно вести себя пешеходу в темное время суток на дороге?
Задание на дом
Нарисовать рисунок на тему «Ох уж эти правила!».