Занятие №7. Тема «Дорожные знаки»
Цели : Ознакомить с дорожными знаками.
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Развивать внимание, сообразительность.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход урока
1.Организационный момент.
Чтоб по улицам шагать
Надо очень много знать.
Как таблицу умноженья
Помнить правила движенья.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в “Школу дорожных знаков”. Закон улиц и дорог, который называется “Правила дорожного движения” - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в то же время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание дорожных знаков позволит нам уверенно переходить улицу или ехать в автомобиле.
Путешествовать будем в качестве пешеходов.
2. Актуализация знаний.
- Когда человек собирается куда-то идти или ехать, родные и друзья ему всегда говорят: «Счастливого пути!» Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо очень постараться, ведь любая дорога таит опасности.
- Какие правила должен соблюдать пешеход?
Проверка домашнего задания в тетради. ( 2-3 человека объясняют, остальные проверяют и ставят себе + за правильное выполнение, у кого все верно- получают «5»)
В это время 2 ученика получают индивидуальные задания.
1 ученик.
1. Назовите последовательность смены сигналов в 3-х секционном светофоре:
А )зеленый, красный, желтый;
Б )зеленый, желтый, красный;
В) красный, желтый, зеленый..
2. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
А) мостовая;
Б) тротуар;
В) велосипедная дорожка.
3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
А) при желтом;
Б) при зеленом;
В) при красном.
4. Как вы должны поступить, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился желтым?
А) быстро перебежать улицу;
Б) вернуться на тротуар;
В) остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора.
2 ученик.
Задача 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.
Сколько ребят правильно перешли дорогу?
Задача 2.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Ос- тальные остались играть на дороге.
Сколько ребят поступили правильно?
- Чтобы отправиться в путь нужно дать торжественное обещание пешехода.
( текст обещания дети учили дома)
- Итак, обещание дано, отправляемся в путешествие.
– А как вы думаете, кто нас первый встретит в пути?
Отгадайте загадку:
Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором: как зовусь я? (светофором)
( На доску вывешивается рисунок светофора).
- Светофор приготовил для вас испытания.
- Что означают сигналы светофора? ( дети отвечают)
- Сигналы вы знаете, но Светофор хочет проверить: внимательные ли вы пешеходы.
Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья»; а если так не поступаете, то просто молчите.
Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Чтоб проветриться в автобусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет?
Кто вперед бежит так скоро
Что не видит светофора?
Знает кто, что свет зеленый означает:
По дороге каждый смело пусть шагает?
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
Кто ГИБДД помогает,
За порядком наблюдает?
- Молодцы, ребята! Можно отправляться дальше.
3. Работа по теме урока.
1) Введение в тему.
- Посмотрите, кого мы встретили! Это же малыш Москвичок.
Послушайте про него рассказ: «Жил-был автомобиль Москвичок. Он умел ездить. Умел тормозить и поворачивать. Но совсем не знал правил дорожного движения. Однажды Москвичок выехал в город…»
Москвичок:
Все улицы-дорожки
Пройду за полчаса,
Куда качу я смело.
Кому какое дело!
А что это за птица,
Смешной Дорожный Знак?!
Знак «Въезд запрещен:»
Всем, кому даны колеса,
Передай ты наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.
Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу вам укажем,
Уважайте каждый знак.
Знак «Пешеходный переход».
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили,
Мы дежурим круглый год.
Москвичок:
Не ждите вы, бульвары,
Чтоб я затормозил!
Подвиньтесь, тротуары,
С дороги, магазин!
Собаки, птицы, кошки,
Не ставьте мне подножки!
Би-би, би-би!
- Как вы думаете, ребята, что может произойти дальше?
- Что вас удивило?
- Для чего нужны дорожные знаки?
Светофор предлагает сделать остановку и зайти в гости к дорожным знакам.
- Давайте познакомимся с дорожными знаками и Малыша-Москвичка возьмем с собой.
2. Использование ЦОР «Мультимедийный образовательный комплекс по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди учащихся».
Просмотр фрагмента «Порядок на дороге».
- Чтобы лучше запомнить знаки, давайте поработаем по учебнику.
3. Работа по учебнику (с.14-16).
- Прочитайте про себя.
- Внимательно рассмотрите все дорожные знаки. Как они выглядят?
- На какие группы делят все дорожные знаки?
- Каково назначение каждой группы?
Физкультминутка.
- Светофор предлагает вам отдохнуть и поиграть в игру «Знай сигналы светофора».
Если я подаю зеленый сигнал, вы делаете шаг вперед, желтый – стой на месте, красный – шаг назад.
4. Закрепление.
- Дорожные знаки приготовили вам свои задания. Вот первое.
1). Работа в рабочей тетради.
С.8 №1.
- Прочитайте.
- Найдите в приложении дорожные знаки к данному заданию. Вырежьте их и наклейте на соответствующие места.
- Подпишите каждую группу знаков.
Работа в парах, взаимопроверка.
- А вот и следующее задание дорожных знаков.
2). Игра «Угадай дорожный знак».
На доске названия знаков:
«Дети»,
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«Дорожные работы»,
«Автозаправочная станция»,
«Пункт первой медицинской помощи»,
«Въезд запрещен».
«Движение на велосипеде запрещено»,
«Остановка автобуса»,
«Пешеходный переход».
«Велосипедная дорожка»
«Пешеходная дорожка»).
- Рассмотрите внимательно знаки, которые лежат у вас на партах. Попробуйте в паре распределить их в соответствии с названиями на доске.
-Я буду читать стихотворение, а вы выходить к доске и прикреплять нужный знак. Будьте внимательны!
1.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Мой приятель говорит:
“Детям путь сюда закрыт!” (“Дети”)
2.
Машина мчит во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, гляжу в упор:
Шоссе закрыто на забор?
А это что за знак? (“Железнодорожный переезд со шлагбаумом”)
3.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. (“Дорожные работы”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Предупреждающие.)
4.
Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой. (“Автозаправочная станция”)
5.
Ната с куклою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (“Пункт первой медицинской помощи”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Знаки сервиса.)
6.
И зайчишку, и Маришку,
И соседского мальчишку
Четко знак оповещает:
Въезд машинам запрещает! (“Въезд запрещен”)
7.
Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – стоп! Дороги нет! (“Движение на велосипеде запрещено”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Запрещающие.)
8.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. (“Место остановки автобуса”)
9.
Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте. (“Пешеходный переход”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Информационно-указательные.)
- Знаки какой группы мы не назвали? (Предписывающие).
- Назовите их. (Дети выносят и прикрепляют на доску знаки «Велосипедная дорожка» и «Пешеходная дорожка»).
- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.
3 ). Игра « Дорожные знаки».
– Время летит очень быстро. Мы и не заметили, как подъехали к конечной остановке нашего путешествия. Здесь вам предстоит выполнить последнее задание.
- У вас на столах лежат дорожные знаки. Если вы разложите их по списку, то получится слово.
Работа в группах.
1 группа (запрещающие и предписывающие знаки).
Въезд запрещен.
Движение пешеходов запрещено.
Обгон запрещен.
Движение запрещено.
Стоянка запрещена.
Велосипедная дорожка.
Пешеходная дорожка.
2 группа (предупреждающие и знаки сервиса).
Пешеходный переход.
Железнодорожный переезд без шлагбаума.
Дети.
Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Дорожные работы.
Пункт питания.
Телефон.
3 группа ( информационно-указательные и знаки сервиса).
Место остановки трамвая.
Подземный пешеходный переход.
Автозаправочная станция.
Пост ГАИ.
Место отдыха.
Место стоянки.
Больница.
Если ребята правильно распределят карточки со знаками, то перевернув их прочитают слово – ЗНАТОКИ.
- На какие группы вы можете разделить свои знаки?
5. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы показали себя настоящими знатоками дорожных знаков, но чтобы они не забывались, Светофор дарит вам таблицу основных дорожных знаков.
6. Домашнее задание.
1.Ответить на вопросы раздела «Подумай» (с.16)
2.Задание 2 (с.17)
3. Задание №4 в рабочей тетради (с.11)
7. Рефлексия.
- Как вы считаете, важна ли тема сегодняшнего урока для пешеходов, т.е. для вас? Почему?
- А что вы можете сказать нашему герою Малышу - Москвичку?
Добрая дорога детства может быть доброй только тогда, когда ты живёшь
по её правилам.
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(Ремонт дороги)

Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку.
(Пункт питания)
Если ты устал в дороге, 
Если ехать далеко,
Отдохни шофер немного,
Место здесь отведено.
(Место отдыха)
На дороге знак стоит
Строгим тоном говорит
Сюда машинам не подъехать
Запрещается проехать!
(Проезд запрещен, кирпич)

Эй, водитель, осторожно, 
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят
(Дети)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет – (Пешеходный переход)

С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери ни ворот –
То….
(Подземный переход)

Ты не мыл в дороге рук, 
Поел фрукты, овощи,
Хорошо, что рядом пункт
(Медицинской помощи)
Что мне делать?
Нужно срочно позвонить,
Должен знать и ты, и он
В этом месте
(Телефон)

Футбол – хорошая игра
Пусть каждый тренируется

На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах.
(Жилая зона)
Если ты собрался с другом
В
зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
Он домчит вас быстро, ловко
Знак….
(Автобусная остановка)

Дети разбиваются на группы. Каждой группе выдается конверт с заготовленными дорожными знаками (карточки, где написано, что данный знак обозначает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определенную группу знаков: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, знаки сервиса, информационно-указательные знаки.
Задача каждой группы - подобрать к знакам их «пары».
Например, к рисунку «красный круг с белой полосой» ( «кирпич» ) прикладывают текст «Въезд запрещен». Подобранные «пары» скрепляются концелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой - текст.
За неправильно подобранный знак группа получает штрафное очко.
Закончив подсчетов очков, играющие снимают с листов скрепки, перемешивают их и меняются группами знаков.