Тема урока: | Анализ почвы на пришкольном участке |
Тип урока: | Урок - практическая работа |
Цель: | создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов; формирование условий для усвоения учащимися знаний о свойствах почвы |
Задачи: | Образовательные: продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента; научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию. | Развивающие: продолжить формировать, начатое на предыдущем занятии, умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы; учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи. | Воспитательные: формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися; приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
Планируемые результаты | Предметные: овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования. | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним; выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовывать её; находить причинно – следственные связи. | Личностные: обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. |
Методы обучения: | метод подводящего диалога; проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний; частично-поисковый – при выполнении заданий по инструктивным картам; объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя; проектный метод |
Формы обучения: | фронтальная работа, работа в парах, практическая работа |
Оборудование и реактивы: | пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага, пипетка, лупа, образцы почвы, вода дистиллированная, перманганат калия, датчик определения pH |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап |
Приветствие обучающихся, настрой на активную работу на уроке. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада приветствовать Вас на сегодняшнем занятии. Все друг - другу повернулись. Все друг - другу улыбнулись. Повернулись и ко мне, улыбнитесь-ка и мне. Я хочу начать наше занятие с эпиграфа: " Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле". Аристотель. Как вы понимаете данное выражение? | Выполняют задания учителя, настраиваются на активную работу на уроке. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация опорных знаний, формулирование темы и цели урока |
Учитель организует работу по созданию проблемной ситуации. Ребята, в нашу лабораторию на электронную почту пришло письмо следующего содержания: «Добрый день, дорогие работники лаборатории! К вам обращаются учителя технологии, Проневская Ирина Михайловна и Зенова Елена Владимировна. Весной прошлого года пришло время посадки цветов на пришкольном участке. Всё лето мы с ребятами ухаживали за участком: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Но часть цветов на клумбах была маленькой и блёклой. Помогите найти ответ на вопрос: "Почему? Что же может стать причиной такого скудного роста и цветения?" Учитель организует работу в группах, используя приём "З-Х-У". Что мы знаем о почве? | Что мы хотим узнать о почве? | Что мы узнали нового о почве? | | | | | Слушают учителя, высказывают предположения. Обучающиеся высказывают предположение о разности в составе почвы. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока. Учащиеся работают в группе заполняют первую и вторую колонки таблицы. | Познавательные: воспроизведение ранее полученной информации Регулятивные: применение ранее известного в новой ситуации Коммуникативные: высказывание собственного мнения, построение речевых высказываний |
Изучение нового материала |
Учитель организует беседу, в ходе которой выясняют ответы на вопросы: -Что такое почва? - Что является важнейшим свойством почвы, отличающим ее от горных пород? -Чем обусловлено плодородие почвы? -Какие типы почв характерны для Аркадакского района, чем они отличаются? Задание. Составьте кластер "Виды почв" на основе полученной информации. Можем ли мы, в условиях нашей лаборатории, оказать помощь учителям технологии? Какова тема работы нашей лаборатории сегодня? | Сообщение ученика. Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. -Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. - Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Сообщение ученика. Общая площадь Аркадакского района составляет 223809 га. Выявлено, что на территории района распространены черноземы слабовыщелочные, черноземы слабовыщелочные террасовые, пойменные луговые почвы, солонцы. Чернозем – темноокрашенные почвы богатые перегноем, формируются на лессовидных суглинках или на глинистых породах. Чернозем считается лучшей плодородной почвой. Слабовыщелоченный чернозём родом из лесостепных зон. Он получается в процессе гниения злаковых растений. Пойменные почвы обладают хорошим плодородием. Они образовались в бывших речных руслах, дельтах, поймах рек. В половодье и во время паводков эта местность затапливается. Солонцы — особый тип почвы, который отличается повышенной концентрацией натрия. Достаточно часто присутствует и повышенное количество магния. Ученики составляют кластер. Да, можем помочь, проведя анализ образцов почвы с пришкольного участка. Тема: «Анализ почвы» | |
Практическая работа |
Учитель организует выполнение практической работы в группах. Обсуждение хода работы, выдвижение гипотезы. 2.Актуализация правил по технике безопасности. 3.Выполнение работы, сравнение и анализ результатов. 4.Организация оформления работы в тетрадь | Обучающиеся обсуждают план выполнения исследования, выдвигают гипотезу Обучающиеся повторяют правила по технике безопасности при выполнении лабораторной работы Выполняют работу, пары отчитываются о проделанной работе, проводят анализ результатов, делают вывод о состоятельности гипотезы Оформляют выполненную работу в тетрадь. | Познавательные: овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования. Регулятивные: добывают новые знания, учатся предвидеть события Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся выражать свои мысли. |
Включение нового знания в систему знаний |
Учитель организует работу по подготовке рекомендаций по результатам анализа почвы Какие рекомендации мы можем дать обратившимся к нам учителям технологии? Для подготовки рекомендаций учитель предлагает выполнить задание в группах. В результате проведенного анализа почвы с исследуемых участков вы определили тип ее среды. Предложите из списка растения, которые порекомендуете посадить огородницам на участках: 1) Бархатцы, гайлария, агератум, акроклинум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла предпочитают слабокислые и нейтральные почвы (диапазон pH 6.0–7.0). 2) Растения, которые требуют слабокислой почвы ( рН6,3-6,7 ): розы, примулы, левкои, хризантемы. 3)Растения, которые требуют почву умеренной кислотности (рН5,0-5,): гортензии, вереск, азалии, рододендроны и люпин – для них предпочтительней умеренно кислая почва. Предложите, какой водой надо поливать растения на участках? | Обучающиеся формулируют рекомендации после выполнения задания. Обучающиеся высказывают предположения и аргументируют их. | Познавательные: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся выражать свои мысли. |
Закрепление |
Учитель организует работу в группах, используя приём "З-Х-У". Что мы знаем о почве? | Что мы хотим узнать о почве? | Что мы узнали нового о почве? | | | | | Учащиеся работают в группе. Анализируют первую и вторую колонки таблицы, заполняют третью колонку. | Познавательные: воспроизведение ранее полученной информации Регулятивные: применение ранее известного в новой ситуации Коммуникативные: высказывание собственного мнения, построение речевых высказываний. |
Домашнее задание |
Обязательно: Записать видео-рекомендации по выбору растений для пришкольного участка. Дополнительно: Учитель предлагает в качестве дополнительного домашнего задания, используя Интернет-ресурсы, найти организации в городе Аркадак, которые занимаются анализом почвы. | Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его. | Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации. |
Рефлексия |
Учитель организует работу по рефлексии и повторению цели урока. Ребята, покидая кабинет, приклейте смайлик, отражающий Ваши эмоции от урока на колбу настроения. | Учащиеся рисуют смайлик и клеят его на колбу настроения. | Регулятивные: оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях. |
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.
В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
С помощью лупы рассмотрите выданный образец почвы. Сделайте вывод: почва является индивидуальным веществом или смесью веществ? Если вы решили, что почва – это смесь веществ, то определите, к какому типу смеси относится почва – гомогенным или гетерогенным.
Поместите в пробирку 1-2 см почвы, прилейте к ней 4-5 мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте в течение 1-2 минут. С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадка, опишите и объясните свои наблюдения
Достаточно быстро осядут крупные песчинки и частицы глины, но раствор останется мутным из-за взвешенных в нем мелких почвенных частиц.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
1. Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
2.Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
3. В одну пробирку прилейте 2- 3 мл дистиллированной воды, а в другую – почвенную вытяжку. В каждую пробирку прилейте раствор перманганата калия. Что наблюдаете? В растворе с дистиллированной водой окраска сохраняется. Что наблюдалось в пробирке с почвенным раствором? Сделайте вывод о наличие перегноя (органических веществ) в почвенном растворе, если известно, что исчезновение окраски указывает на его присутствие.