СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие - беседа "Русские народные приметы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие - беседа "Русские народные приметы»

МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

 

«Русские народные приметы»



Цель: познакомить детей с народными приметами, прививать любовь к окружающему миру и природе.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с особенностями природы, с народными приметами, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Развивающие: развитие познавательного интереса к миру природы; развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, развивать умение вести наблюдение за растениями и животными;

Воспитательные: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы; воспитание потребности заботливого отношения к живым существам.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. Основная часть.

Педагог: У каждого народа есть свои приметы: яркие - неяркие, звонкие – тихие. Их давным - давно подмечали люди простые, сметливые: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы – ягоды собирал. Короче, народ, живший в добром здравии с природой - матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы. 

Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого-либо, что-либо.  Приметы возникли очень давно, когда человек работал примитивными орудиями труда. Человек был бессильным по отношению к природе, не понимал и боялся её явлений (гром, молния и т.д.), поэтому верил в свои догадки. Им очень хотелось разгадать эти загадки природы. Например: « Почему в прошлое лето шли частые дожди и выросло много грибов и ягод, а в этом году на небе ни тучки, даже трава высохла?» и т.д.

Ребята, каждого из нас тянет в лес на прогулку. Мудрые люди говорили «Врач лечит, а природа исцеляет». Леса, которые нас окружают, очень красивы и таинственны. В них много загадок. И одна из них это - народные приметы. Народных примет очень много, по ним люди определяют: Какой будет год урожайным или определяют погоду, много ли будет грибов и ягод, если много мошки-бери для грибов лукошко, если много комаров- будет много ягод.

Люди стали присматриваться и запоминать смену природных явлений. Например, они заметили, что в прошлом году ветер дул с той стороны, с которой вечером садится солнце, а в этом году – с которой восходит солнце. Восточный ветер плохой, он сушит землю, а западный ветер приносит дождь. Так появилась примета.

Признайтесь: завидев черного кота, перебегающего дорогу, не поворачиваете ли вы обратно?
Одного мудреца спросили: "Верно ли, что не повезет, если черный кот дорогу перейдет?" "Верно, если это мышь, а не человек."-ответил мудрец.
Но таких примет сложилось очень много. Вот некоторые из них:
-Встретить человека с полным ведром-означает удачу, а с пустым- неудачу.
-Раньше женщины не любили давать кому-нибудь булавку, потому что все острые предметы якобы вызывают боль и ссору.
-Еще в старину крестьянки при посадке капусты одевали рваные рубахи и старались получше стянуть волосы. Делалось это для того, чтобы на капусте было так же много листьев, как лохмотьев на рваной рубахе, а качаны были такими же твердыми и гладкими, как голова.
-Например, не зная, от чего приливает кровь к ушам, верят: если правое ухо горит, значит похвалят, левое- будут ругать.

Существовали даже сезонные приметы. Вот, например,14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. На Руси говорили, что на Покрова до обеда осень жди, к вечеру зиму. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. К этому дню укрепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» - гласила русская пословица.  

Вечера становились длинными и холодными, с Покрова начинали заниматься ремеслом и собирались на посиделки. Девушки прядут, вышивают, а парни лапти плетут, сети чинят, на гармошке играют, песни поют. На посиделках парни наблюдали за девчатами, кто и как работает, невесту себе выбирали. В октябре сложились такие приметы:

Поздний листопад – к продолжительной и суровой зиме. 

Снег после выпадения останется на деревьях – останется и на земле. 

Поздний грибок – поздний снежок. 

Морозный иней на траве – к дождю. 

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой - тёплая. 

 -Сейчас я вам прочитаю рассказ « Как возникают приметы» из книги А.А.Дорохова « О правде и выдумках».

           «  Как возникают приметы?»

     Многие приметы появились ещё в глубокой древности и дожили до наших дней.

     Скажем, на что уж бывалые и смелые парни- шофёры. А глядишь, иной заслуженный водитель нет да и поморщится, заметив, что через шоссе перед машиной перемахнул заяц. « Эх, не будет нынче пути! Испортил косой дорогу!»

     А ведь примета эта возникла давно, когда ни машин, ни шоссе ещё не было.

     Шёл  когда-то охотник по лесу и увидел оленя. Только взялся за лук, как из-под самых ног вдруг выскочил заяц. Да так неожиданно, что охотник чуть не вскрикнул от испуга. Стал натягивать тетеву- сердце бьётся, руки дрожат. Стрела взвилась и пролетела мимо цели. А олень почуял человека и исчез в чаще.

     С досады у охотника потом весь день промах за промахом. А кто виноват? Это он, косоглазый, принёс неудачу.

     И в следующий раз, увидя перебегающего дорогу зайца, неудачливый охотник сворачивал в сторону. И сыну внушает: «Идёшь на охоту, пуще всего опасайся, чтобы не попался на пути заяц. Вернёшься домой ни с чем».

     Или вот другая примета. Стоит рассыпать за столом соль, как какая-нибудь старушка обязательно скажет: « Ох, быть теперь ссоре!» А почему? Появилась эта история несколько веков назад, когда соль в крестьянском быту была самой дорогой приправой.

Во времена царя Ивана Грозного пуд соли на Руси стоил столько же, сколько целая изба. Поэтому соль берегли и тратили осмотрительно. И конечно, если неловкая жена просыплет соль, не миновать ей ссоры с мужем.

      В те же примерно времена возникли и две другие приметы: разбитая тарелка – к счастью, тараканы в доме – к богатству.

      В бедном крестьянском доме обычно тарелок не бывало. А если заведётся одна, то её берегут для гостя и зря на стол не ставят. Тараканы у бедняков не водились тоже - в избе и корки недоеденной не найдёшь. Поэтому билась посуда и кишели тараканы лишь в зажиточных домах.

      Вот и стали считать: где легко бьют посуду и где бегают тараканы, там богатство, а значит, и счастье!


    -  Есть ряд примет, которые подтверждаются наукой. Для узнавания погоды учёные придумали барометр, но он не у всех есть под рукой, и вот тогда могли помочь приметы, называемые народными.

  1. Если ветер в ночи стихает – дождя не будет.

  2.На траве роса – не жди дождя.

  3.С утра парит – дождь ударит.

  4. Дрова горят с треском – на мороз.

А теперь представьте, что мы в лес за ягодами. Стало тихо, жарко замолкли птицы. Что должно произойти ? Дети: гроза.

Педагог: А какой воздух перед бурей? Дети: сухой.

Педагог: Ребята перед нами муравейник, муравьи закрывают свои ходы и прячутся в нем, что сейчас произойдет. Дети: пойдет дождь.

Педагог: А еще какие приметы предвещают грозу? Дети: Замолкают птицы, в лесу становится тихо, по берегу пруда прыгают лягушки.

Сейчас я буду вам зачитывать приметы, а вы говорите какая примета верна. А я вам буду помогать.

Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это? (к жаркой погоде; к дождю; к похолоданию). 2. Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это? (к хорошей солнечной погоде; к дождю; к похолоданию). 3. С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать погоду? (тихую, солнечную или пасмурную, ветреную). 4. Звонко и дружно чирикают воробьи. К чему бы это? (к заморозкам, к потеплению). 5. Какую следует ожидать погоду, если ласточки низко летают над землей? (солнечную или дождливую). 6.Если во время дождя образуются на лужах пузыри, то дождь будет какой? (долгий или короткий). Молодцы ребята!

III. Итог занятия.

Педагог: Ребята, расскажите мне, что нового вы сегодня узнали на этой встрече? Что больше всего вам понравилось? Можно ли верить в приметы и почему?

(Ответы детей).

Педагог: Молодцы, спасибо вам за ваши умения и старания.