СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга для будущих приемных родителей по теме "Сексуализированное поведение детей"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для будущих приемных родителей по теме "Сексуализированное поведение детей"

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга для будущих приемных родителей по теме "Сексуализированное поведение детей"»

Занятие «Сексуализированое поведение»

Цель: Выработать у участников понимание нормального сексуального развития и поведения дошкольников, детей латентного возраста и подростков; помочь им отличать нормальное сексуальное поведение детей и подростков от симптоматичного; рассмотреть взгляды участников по вопросам сексуальности и выработать понимание того, как взгляды участников влияют на их способность эффективного решения проблем развития, связанных с сексуальностью.

1. Упражнение «Дело в шляпе».

Материалы: строительный скотч, шляпа, карточки с описанием поведения, таблички с надписями

Ведущий: К тому времени, как мы становимся взрослыми, у многих из нас уже есть богатый опыт и знания по вопросам сексуального развития. В основном мы держим эту информацию при себе. Мы можем не считать себя экспертами с научной точки зрения, но все мы, как группа, обладаем значительными знаниями о половом развитии. И если мы «достанем» свои знания, то, что же мы увидим? Сейчас я пущу по кругу шляпу. Не кладите в нее ничего, а выньте карточку. На карточке написан пример сексуального поведения, которое имеет место при нормальном развитии. На стене у нас таблички с названиями трех довольно обширных возрастных групп, которые мы будем принимать во внимании при рассмотрении полового развития. Подумайте, к какой возрастной группе относится поведение, описанное на вашей карточке, и прикрепите карточку под названием этой возрастной группы.

Обсуждение в группе, все ли карточки помещены правильно и если нет, переместить их до согласия.

В то время как участники обсуждают и/или перевешивают карточки, расскажите о поэтапном характере полового развития.

Ранее многие считали, что дети асексуальны, не имеют сексуальных интересов, чувств, любопытства, не нуждаются в соответствующей информации до периода полового созревания. Но люди –существа сексуальные с периода нахождения в утробе матери и в течение всего жизненного цикла. Развитие человека имеет вполне определенные стадии. Когда вы закончите, мы сравним то, как вы представляете себе картину развития ребенка с тем, что говорят нам эксперты в этой области.

Презентация. Слайд 2.Рассмотрите этот материал, отмечая проблемы развития и сравнивая имеющуюся в материале информацию с результатами работы группы.

Нормальное сексуальное поведение детей и подростков


ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ЛАТЕНТНЫЙ ВОЗРАСТ

(5-10 ЛЕТ)

ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Изучает гениталии


Испытывает приятное ощущение в гениталиях при случайном «открытии» мастурбации


Узнает об «интимных местах»


Контролирование испражнения и мочеиспускания


Половая идентификация


Проявляет интерес к половым различиям


Хочет смотреть на гениталии представителя противоположного пола и дотрагиваться до них

Необходимость в интимности


Стеснительность при принятии ванны, посещении туалета, одевании, и т.д.


Целенаправленная мастурбация


Игра с однополыми друзьями


Поочередное отвержение представителей противоположного пола и влечение к ним


Сальные шутки и юмор «ниже пояса»

Половое созревание и быстрые физические изменения


Достижение полного развития гениталий


Перемены в настроении


Повышенный интерес к тому, чтобы смотреть на тела других людей и дотрагиваться до них


Сексуальное прикосновение к сверстникам


Сексуальные эксперименты



2. Мини-лекция «Как отличить нормальное сексуальное поведение детей и подростков от проблемного»

Ведущий: Не всякое сексуальное поведение детей и подростков является нормальным или соответствующим их возрасту. Для приемных родителей важно уметь распознавать и различать нормальное, беспроблемное сексуальное поведение детей, находящихся под их опекой, от проблемного сексуального поведения. Такое поведение может указывать на непростой опыт в жизни ребенка до того, как он попал в приемную семью.

Презентация. Слайд 3. Проблемное сексуальное поведение

Неумеренное и навязчивое сексуальное поведение: если дети чрезмерно увлечены поведением, соответствующим их возрасту, или не в состоянии контролировать себя, когда им дают четкие указания, то это указывает на проблемное сексуальное поведение.


Поведение, не соответствующее возрасту: если дети демонстрируют сексуальное поведение, не соответствующее их возрасту и уровню развития, то это должно насторожить родителей.


Сексуальные контакты между детьми неравного физического и интеллектуального развития: если один ребенок значительно старше, крупнее или сильнее другого, но инициирует сексуальные контакты с этим ребенком, то это указывает на проблему. Некоторые дети могут быть не очень крупными физически, но более развиты в социальном и интеллектуальном плане, чем дети, с которыми они могут находиться в сексуальном контакте. Младшие дети и дети с особенностями развития нуждаются в защите от старших и более развитых детей, чтобы предотвратить насильственное, вынужденное или обманное вступление в сексуальные отношения. Если каждый из детей не свободен вступать в отношения, менять свое мнение или отказываться от этого занятия в любое время, то это означает отсутствие взаимного согласия и указывает на проблему, требующую вмешательства взрослого.


Сексуальное поведение, способное причинить вред ребенку или окружающим: некоторые дети могут до такой степени мастурбировать или вводить в свое тело посторонние предметы, что это приводит к увечьям. Подростки могут заразиться заболеванием, передающимся половым путем, и передавать его своим партнерам.

Дети, демонстрирующие проблемное сексуальное поведение, почти всегда имеют на это причину. Обычно это является симптомом проблем в жизни ребенка, например, сексуального насилия, сексуальной эксплуатации или чрезмерной сексуальной стимуляции.

Вы видите, что некоторые виды проблемного сексуального поведения детей и подростков могут быть довольно опасными, особенно когда один ребенок заставляет другого заниматься чем-либо против его воли. Чтобы защитить этих детей и окружающих, детям или подросткам, демонстрирующим проблемное сексуальное поведение, необходима точная оценка и своевременное вмешательство взрослых.

3. Анализ взглядов по вопросу сексуальной жизни

Человеческая сексуальность – это сложная и деликатная тема. Приемные родители и усыновители отвечают в частности и за то, чтобы помочь детям и подросткам, находящимся под их опекой, решать проблемы пола. Половое воспитание и разъяснение ребенку вопросов полового развития и поведения являются, возможно, одной из наиболее сложных и неоднозначных задач родителей. Это занятие разработано, чтобы помочь родителям стать более восприимчивыми к этим сложным вопросам и рассказать им об основах общения с детьми и подростками на темы, связанные с сексуальной жизнью.

Информация, мифы и взгляды, связанные с сексуальной жизнью.

Информация – это основанные на фактах данные об определенном предмете. Например, утверждение «Половое сношение между мужчиной и женщиной может привести к зачатию», является фактом о сексуальной жизни.

Миф – это неверная информация, которую считают верной или представляют как факт. Например, утверждение «Мужчина и женщина не могут зачать ребенка, пока не вступят в брак» является мифом.

Взгляды – это убеждения, которые люди считают важными. Например, утверждение «Мужчины и женщины не должны вступать в половую связь до брака» является взглядом на сексуальность.

У всех нас имеются взгляды на сексуальность, убеждения по вопросу сексуального поведения и того, что является желательным сексуальным поведением, а что нет. Частично наши взгляды основаны на фактах, мифах и том, чему нас учили в детском возрасте. Частично они основаны также на нашем жизненном опыте. Взгляды людей сильно различаются, и люди имеют право придерживаться своих взглядов. Чтобы обучать других вопросам сексуальности и успешно справляться с проблемами пола детей, находящихся под опекой, будет полезно рассмотреть нашу собственную систему взглядов на сексуальность.

4. Упражнение«Каковы ваши ценности»

Сейчас на слайдах вы прочитаете вопросы и обозначьте ваше отношение к этими утверждениями.

    • Определите место в комнате для тех, кто «абсолютно не согласен» и место напротив для «полностью согласных».

    • Попросите участников распределиться по комнате в тех местах, которые выражают их отношение к утверждениям, по мере того как тренер читает каждое по очереди.

    • Поощряйте комментарии участников, находящихся на различных позициях по тому или иному вопросу.

    • Если никто не может определиться, тренер может спросить: «А если бы здесь стал я?» «Каким образом на вас повлияло бы то, что в этом месте оказался я?»


Примечание: Тренер должен не оценивать взгляды, но указывать на то, что подразумевается в каждом случае в плане:

    • определения нормального и проблемного сексуального поведения;

    • вовлечения других членов команды, например, социального работника или психолога;

    • определения основ общения по вопросам пола с находящимися под опекой детьми.

Наша система взглядов влияет на нашу способность успешно справляться с проблемами развития детей, связанными с сексуальностью. Любящие и ответственные взрослые могут предоставлять ребенку соответствующую его возрасту информацию. Детям нужна информация, а не мифы или молчание, чтобы они могли делать информированный выбор в вопросах секса в течение периода их взросления. Взгляды детей могут сильно отличаться от наших. Эти взгляды отражают их опыт, и они заслуживают уважения. Важно рассказать им то, что мы считаем правильным, но больше всего детям необходима честная, соответствующая их возрасту информация, чтобы они могли принимать важные решения, связанные с вопросами секса.

5. Реагирование на вопросы и поведение детей

Один из наиболее естественных способов просвещать детей по вопросам секса и стимулировать здоровое сексуальное развитие – это отвечать на их вопросы о сексе и адекватно реагировать на сексуальное поведение детей.

Дети младшего возраста

Родители могут помочь младенцам больше узнать о своем теле, рассказывая им, что половые органы являются естественной и приемлемой частью тела, и что дотрагиваться до гениталий приемлемо, а не запрещено и не является чем-то неприличным. По мере того, как дети осваивают речь и начинают приучаться к горшку, родителям необходимо объяснить, что гениталии и ягодицы/анальное отверстие необходимы и такие же части тела, как и другие. Однако в отличие от других частей тела они являются «интимными». Наши интимные части прикрыты одеждой. Другие люди не должны трогать наши интимные части тела. «Интимный» не значит неприличный или неприятный. Это значит, что интимные части тела принадлежат только нам.

Мягкое и терпеливое приучение к горшку помогает здоровому сексуальному развитию. Спокойное отношение к моче, калу и «авариям» также является положительным. Нереальные ожидания того, что ребенок мгновенно научится ходить в туалет и карательный подход к неприятным «авариям» не способствуют здоровому развитию ребенка.

Обычно во время приучения к горшку маленькие дети очень интересуются собственными гениталиями и гениталиями других людей. У них имеется много вопросов о мочеиспускании и испражнении. Простые и четкие ответы на эти вопросы помогают детям вырабатывать положительное отношение к человеческому телу и половым вопросам.

Дошкольники

Какие вопросы задают дошкольники? Мозговый штурм.

Примеры:

  • «Почему папа в туалете стоит, а мама садится?»

  • «Почему у мамы грудь больше, чем у папы?»

  • «Почему ребенка рожает мама, а не папа?»

  • «Как ребеночек выходит из мамы?»

Обсуждение ответов.

Например, на вопрос четырехлетнего ребенка «Почему у мамы грудь больше, чем у папы?» можно ответить так: «У женщин грудь больше, чтобы там могло производиться и храниться молоко, чтобы кормить деток. Мужчины не кормят детей грудью. Мамина грудь специально была создана природой, чтобы она могла производить там молоко для ребенка, хранить там молоко и кормить им ребенка. Ведь здорово, что природа так придумала, чтобы маленькие детки получали именно такое молочко, которое им полезно? Некоторые мамы кормят своих деток грудью, а некоторые – из бутылочки».

Если отвечать на вопросы детей честно, просто и без дискомфорта или наказаний, то дети будут продолжать задавать вопросы. Это начало нормального полового воспитания. Если правильно распорядиться возможностью отвечать на вопросы, то можно заложить прочный фундамент хорошего общения между родителями и детьми по вопросам секса. Важно не говорить детям, что их интересы, любопытство или вопросы плохие, неприличные и т.д.

Дети латентного возраста (5-10 л)

Дети латентного возраста (от пяти до десяти лет) начинают проявлять стеснительность и нуждаются в уединении во время купания, посещения туалета, одевания, и т.д. Обычно их интерес к мастурбации продолжается, а стимуляция гениталий становится менее хаотичной и более целенаправленной, чем у дошкольника.

Дети в этом возрасте все больше времени проводят с друзьями, в школе, на улице и все меньше времени дома с родителями. Для них все более важными становятся сверстники, а также то, что ребенок узнает от сверстников и вместе с ними. Часто дети играют с однополыми друзьями и попеременно проявляют отторжение представителей противоположного пола и влечение к ним. Часто дети обсуждают между собой вопросы секса в форме «сальных» анекдотов и юмора «ниже пояса». Дети этого возраста, особенно мальчики, могут принимать участие в соревнованиях сексуальной направленности, например, кто сможет дальше «пописать».

Дети латентного возраста обычно задают вопросы о зачатии и рождении. Они уже хорошо понимают информацию по этим вопросам. Как и в случае с дошкольниками, родители должны отвечать на вопросы детей честно, давая точную информацию, соответствующую их возрасту.

Какие вопросы задают дети латентного возраста? Мозговый штурм.

Обсуждение ответов.

Дети подросткового и предподросткового возраста

Дети предподросткового и подросткового возраста испытывают огромную потребность в точной информации о физиологических изменениях периода полового созревания, о том, как функционируют тела обоих полов, о зачатии, о предохранении, о заболеваниях, передающихся половым путем и по многим другим вопросам. Неверная или неадекватная информация или мифы могут оказаться чрезвычайно опасными для ребенка на этой стадии развития.



Вопросы детей этой возрастной группы могут оказаться весьма сложными. Иногда, чтобы удовлетворить их потребность в информации, придется поделиться достаточно откровенной информацией. Даже наилучшие родители теряются, когда слышат вопросы о половом акте или гомосексуализме.

Какие вопросы задают дети подросткового возраста? Мозговый штурм.

Обсуждение ответов.

Когда дети и подростки требуют информацию по вопросам секса, то необходимо предоставлять им факты, а не мифы или наши личные взгляды.

Родители не всегда могут ответить на вопросы детей, находящихся под их опекой, о сексе. Однако они должны отвечать точно также, как они отвечали бы на любой иной трудный вопрос: честно и прямо, пообещав помочь ребенку найти ответ.

Например, четвероклассник изучает географию России и спрашивает: «Сколько в России часовых поясов?», приемный родитель может и не ответить на этот вопрос. Но было бы неверно разрешить подобную ситуацию притворившись, что вы не расслышали вопрос, или сказав, что ребенку не следует задавать такие вопросы, оправдывая, таким образом, свою неспособность ответить на него. Приемлемым поведением приемного родителя будет признать, что он не знает ответ, сказать, что вопрос интересный, и возможно надо вместе спросить кого-то, кто знает ответ или поискать правильный ответ в книге. После чего внимательный родитель попробует помочь ребенку найти нужную информацию.

Не менее важно таким же образом ответить на вопрос о сексе, ответ на который мы не знаем.

Приемным родителям и усыновителям важно реагировать на нормальное сексуальное поведение детей и подростков так, чтобы выразить мысль, что такое поведение и ребенок, его проявляющий, вполне приемлемы. Родители могут способствовать здоровому сексуальному развитию детей, считая нормальным адекватное поведение, любопытство, интерес к вопросам секса. Реагируя на нормальное сексуальное поведение выражением шока, беспокойства или отвращения может привести к тому, что ребенок запутается, почувствует себя виноватым и будет стыдиться своего нормального сексуального интереса и своего поведения.

Приемные родители должны помогать детям понимать и положительно воспринимать все аспекты своего развития – социальный, когнитивный, физический, моральный, эмоциональный и сексуальный.

Объясните важность реагирования на проблемное сексуальное поведение.

Важно также реагировать на проблемное сексуальное поведение детей без выражения шока, возмущения или применения наказаний. Дети и подростки, проявляющие проблемное сексуальное поведение, часто нуждаются в опытной оценке и вмешательстве, чтобы помочь им исправить подобное поведение, так как оно может указывать на предшествующие проблемы.

6. Сексуально окрашенное поведение

Пережившие сексуальное насилие дети и подростки против своей воли и в слишком раннем возрасте были вынуждены прикоснуться к взрослым формам сексуальности. Они попали в ситуацию, в которой не имели никакого контроля над тем, что происходило с ними или с их телом. Сексуальное насилие наносит особенный психологический вред, если насильник причиняет ребенку физическую боль или угрозами заставляет молчать о произошедшем насилии.

Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, могут иметь поведенческие проблемы, связанные с сексуальностью. Этого следует ожидать вследствие слишком раннего и насильственного введения в мир взрослых сексуальных отношений. Поведение, которое демонстрируют некоторые дети после сексуального насилия, называется «реакция на сексуальное насилие».

Примерами такого поведения являются:

  • Сексуально окрашенная игра, например, когда две куклы как будто совершают половое сношение.

  • Сексуально окрашенные рисунки обнаженных людей, женщин с большой грудью, с четко обозначенными гениталиями. На рисунках может быть также изображено половое сношение.

  • Сексуально окрашенные разговоры– обычное явление для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию.

  • Сексуально окрашенное поведение по отношению к самим себе, в том числе мастурбация в присутствии других людей, чрезмерная или постоянная мастурбация, помещение пальцев или предметов во влагалище и/или анальное отверстие или членовредительство.

  • Сексуально окрашенное поведение в отношении других людей, например, приглашение других детей к сексуальной игре, половая распущенность или принуждение к сексуальным контактам младших детей («вызывающее» поведение).

Формы сексуализированного поведения

  • Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, могут предлагать другим людям, занимающим более высокое или такое же социальное положение, вступить с ними в сексуальный контакт; дети и подростки, у которых проявляется эта проблема, часто считают себя достойными лишь потому, что могут служить объектами сексуальной связи для других, и усвоили, что предоставляя сексуальные услуги, они доставляют удовольствие и производят впечатление на других.

  • Половая распущенность. Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, могут испытывать психологическую потребность бороться со страхом и тревогой в отношении сексуальных контактов, и потому они могут вступать в беспорядочные половые связи практически со всеми, кто «попадается под руку». Такое поведение может стать навязчивым и иногда называется «вынужденным повторением». Человек испытывает сильную потребность в повторном вступлении в сексуальный контакт, но в этот раз ему хочется самому контролировать процесс, что является попыткой загладить последствия пережитого сексуального насилия.

  • Подростковые преступления на сексуальной почве. Дети учатся, подражая действиям взрослых в своей среде. Именно так дети учатся говорить, есть, одеваться и общаться с другими людьми. Дети, чьи родители, воспитатели или иные важные для них взрослые, использовали младших, меньших и менее сильных людей в качестве объектов сексуального насилия, часто считают такое поведение приемлемым, вполне нормальным сексуальным поведением. Как и распущенные подростки, подростки-насильники часто испытывают потребность вступить в половое сношение. Но они не ищут согласных партнеров среди сверстников, а стараются принудить, заставить обманом, подкупом или иным способом вступить в нежелательный половой контакт младших, меньших или менее сильных детей. Здесь имеет место смесь сексуальности и силы. Подростки-насильники менее изобретательны в манипулировании людьми, чем взрослые. Часто их форма насилия может быть более жестокой, чем у взрослого.

Дима - одного из примеров предыдущего занятия является примером подростка, ставшего насильником. Он начал насиловать младших, менее сильных мальчиков, когда ему было 12 лет. Никто не вмешался, никто не предложил ему лечение, и он продолжил быть насильником уже во взрослой жизни.

7. Реабилитационное воспитание

Как мы видели, сексуальное насилие может привести к потенциально серьезным поведенческим проблемам у детей и подростков. Дети, поведение которых может нанести вред им самим или другим людям, нуждаются в особой опеке, которая поможет им перенести причиненные боль и унижение. По мере выздоровления дети и подростки начинают вести себя более приемлемо, и у них появляется энергия и интерес к занятиям, подходящим им по возрасту. Такое специальное воспитание, в котором нуждаются дети, пострадавшие от сексуального насилия, называется «реабилитационное воспитание», потому что такой воспитательный процесс ведет к выздоровлению детей.



Реабилитационное воспитание означает воспитание детей, таким образом, который ведет к их выздоровлению. Воспитатели, которые игнорируют трудное поведение или наказывают детей, только ухудшают ситуацию. Они снижают уровень самоуважения детей. Реабилитационное воспитание повышает самооценку детей, пострадавших от насилия. Оно усиливает их чувство личной безопасности и контроля над ситуацией. В результате они становятся более способными к общению с другими людьми.

Дети, пострадавшие от сексуального насилия, испытывают потребность в реабилитационном воспитании, особенно для решения проблем страха и тревоги, гнева и сексуальности.

СОВЕТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОМУ ВОСПИТАНИЮ:

  • Предоставьте детям определенный контроль над событиями и действиями, которые вызывают у них чувство тревоги и опасности.

  • Признайте, что поведенческие проблемы у детей могут проистекать из пережитого ими сексуального насилия.

  • Помните, что сексуальное насилие может приводить к тому, что дети будут выражать вполне оправданные чувства таким образом, что могут нанести вред себе или другим.

  • Принимайте чувства детей, но не способ их выражения, если дети ведут себя неприемлемым образом.

  • Установите границы неприемлемого выражения чувств и придерживайтесь их.

  • Покажите детям безопасные и приемлемые способы выражения своих чувств, связанных с пережитым сексуальным насилием.

  • Хвалите детей по мере повышения их самооценки, самоконтроля и навыков выражать свои чувства более приемлемым способом.

8. Упражнение «История Максима»

Группе зачитывается история Максима, вопросы на обсуждение:

Расскажите, как Максима может контролировать такое свое поведение.

Максиму надо спокойно, но твердо объяснить, что мастурбация (сексуальная самостимуляция) должна происходить не в присутствии других людей. Приемные родители должны сказать Максиму, что он может мастурбировать один у себя в комнате или в ванной.

Что вы можете сказать Максиму, чтобы подтвердить правомерность его чувств?

Приемные родители не должны демонстрировать шок или отвращение в отношении неприемлемого поведения Максима. Чрезмерно сексуально окрашенное поведение, направленное на себя, является НОРМАЛЬНЫМ для детей, пострадавших от сексуального насилия. Потребность Максима действовать таким образом необходимо признать, но при этом установить границы – где и когда эта потребность может удовлетворяться.

Как вы можете установить необходимые границы поведения для Максима?

Если просто сказать, чтобы Максим не трогал свой пенис, то это ничего не даст и только еще больше снизит его самооценку. Ему надо будет подсказать, когда, где и при каких обстоятельствах он может проявлять такое поведение. Ему необходимо постоянно напоминать, что мастурбация – это интимное занятие.

Приемные родители должны воздержаться от того, чтобы говорить Максиму, что такое поведение делает его плохим, отвратительным, грязным. Когда он немного оправится от травмы, то его навязчивое поведение станет менее активным. Это происходит медленно. А пока процесс идет, таким детям потребуется много раз напоминать о правилах разговоров, игр и рисования на тему их сексуального опыта и любопытства. В это время за детьми необходимо больше присматривать, чтобы другие дети не получили преждевременно информацию сексуального или насильственного характера, которую они не в состоянии переварить.



Дети, которые навязчиво мастурбируют часами, должны быть показаны медицинскому специалисту по сексуальному насилию. Он должен осторожно оценить это поведение и помочь ребенку и взрослым воспитателям найти способ ограничить и перенаправить это поведение.

Дополнительно

Упражнение «Чувства»

Чтобы помочь вам справиться с эмоциями, которые могут возникнуть у вас при воспитании детей и подростков, переживших сексуальное насилие, первой частью нашего занятия будет «Упражнение чувств».

Я прочитаю вслух три примера. Когда я буду читать, обращайте внимание на свои чувства: чувства относительно ребенка, насильника, родителей ребенка и того, как осуществлялось сексуальное насилие.

Это три реальные истории, представляющие собой обычную клиническую динамику сексуального насилия над ребенком. Любые испытываемые вами чувства приемлемы. Здесь нет правильных или неправильных чувств. Все мы имеем право на собственные чувства, когда речь идет о сексуальном насилии над детьми.

Если во время чтения у вас будут вопросы ли замечания, подождите, пока я не прочитаю все три примера. Если хотите, можете записать свои вопросы. После того, как я прочитаю все примеры, мы обсудим возникшие у нас чувства по каждому случаю. Рассказывать о своих чувствах можно по желанию. Есть ли вопросы до того, как я начну?

Пример №1 – Марина

Тринадцатилетняя Марина живет с матерью, отцом и тремя младшими детьми. В течение нескольких лет семья находится под наблюдением социальных служб по причине лишения детей средств жизнедеятельности и физического насилия над ними. Известно, что отец Марины бил детей ремнем.

Учителя говорят о Марине как о спокойной, скромной девушке с весьма низким уровнем самоуважения. Часто она и ее братья и сестры приходят в школу в одежде не по размеру, порванной и грязной. Учителя сочувствуют Марине, так как им известно, что часто она должна присматривать за младшими и выполнять многочисленные обязанности по дому. Но она всегда хорошо себя вела и слушалась старших.

За последние восемь месяцев Марина неоднократно убегала из дому. Когда она сбежала из дома в четвертый раз, то пошла в местное отделение полиции и попросила найти ей другой дом. Когда ее спросили, почему она хочет жить в другом месте, Марина испуганно сказала, что ее отец делал с ней «грязные вещи» и она больше не может это выносить.

СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ И СКАЖТЕ: «Определите свои чувства по отношению к Марине и запишите их».

ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ:

Полиция сообщила об этом в социальные службы, и было проведено расследование. Во время расследования Марина рассказала социальным работникам, что отец применял к ней сексуальное насилие с девяти лет. Ночью, когда мать и братья и сестры засыпали, он постоянно приходил в ее комнату, ложился с ней в постель и снимал с нее ночную рубашку. Он ласкал ее груди и гениталии и помещал ей в рот пенис. В течение последних восьми месяцев он насиловал ее, вводя пенис во влагалище.

СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ И СПРОСИТЕ: «Что вы чувствуете по отношению к отцу Марины? Что вы чувствуете по отношению к его насильственным действиям, о которых вы только что услышали? Запишите свои чувства.

ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ:

Когда родителям Марины рассказали об этом, отец решительно отрицал, что он применял в отношении Марины любое насилие. Он заверил, что она просто не хотела помогать по дому и врала, чтобы избежать работы.

Мать Марины поддержала мужа. Она сказала социальным работникам, что Марина постоянно была источником неприятностей, и если она собирается и дальше так врать, то социальные службы могут передать ее в приемную семью, потому что им такая дочь не нужна.

СДЕАЙТЕ ПАУЗУ И СПРОСТЕ: «Что вы чувствуете по отношению к матери Марины? Что вы чувствуете по отношению к Марине? Запишите свои чувства».

ДАЙТЕ УЧАСТНИКАМ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ЗАПИСАТЬ ТО, ЧТО ЧУВСТВУЮТ.

Пример №2 – Вика

Вике четыре года и ее родители в разводе. Она живет с матерью, а отец, бизнесмен с высшим образованием, забирает ее на выходные. У Вики было несколько инфекций мочеполового тракта, сопровождавшихся высокой температурой.

Недавно, когда у девочки была высокая температура, мать отвела ее в приемный покой больницы. Врач, осматривавший Вику, диагностировал еще одну инфекцию и заметил, что гениталии девочки были покрасневшими и сильно воспалены. Врач спросил у матери, не замечала ли та признаков сексуального насилия над ребенком.

Мать рассказала, что за последний год ее дочь начала проявлять большой интерес к сексу и демонстрировать знания в этом вопросе. Вику исключили из двух детских садиков за непристойное поведение. Она, например, неоднократно спрашивала у воспитателей-мужчин, не хотят ли они, чтобы она «целовала их писюны». Часто Вика предлагала другим детям поиграть в «женатых». Игра заключалась в том, что она уединялась с другими детьми и пыталась трогать и целовать их интимные места.

СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ И СПРОСИТЕ: «Что вы чувствуете по отношению к Вике? Какова ваша эмоциональная реакция на ее поведение? Запишите это»,

ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ:

Врач сообщил о подозрении на сексуальное насилие в отношении Вики на основе постоянных инфекций мочеполовой системы, раздражения гениталий и сексуально окрашенного поведения девочки со слов матери. Во время расследования выяснилось, что отец Вики совершал в отношении нее сексуальное насилие, когда она была с ним на выходных. Девочка сообщила, что у папы она спала в папиной «большой кровати» вместе с ним, и они с папой играли в «мужа и жену».

На анатомических куклах Вика продемонстрировала, что игра заключалась в раздевании, папа целовал ее грудь и гениталии, а Вика целовала папин «писюн». Девочка сказала, что игра не была болезненной физически, и папа говорил, что это весело. Он хвалил ее за послушание, и после игры часто водил ее есть мороженое или покупал новую игрушку. Папа говорил, что она хорошая девочка, потому что делает то, что доставляет ему радость.

СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ И СПРОСИТЕ: «Что вы чувствуете по отношению к отцу Вики?»

ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ:

Когда материВике сообщили о результатах расследования, она взяла в банке кредит и наняла адвоката, чтобы в суде добиться запрещения визитов к отцу. Вика разозлилась на мать, потому что та не разрешает ей видеться с отцом. Вика очень скучает по отцу, и не поняла, почему мама и другие люди так разозлились на папу. Вика настаивала, что отец ничего плохого ей не сделал.

СПРОСИТЕ: «Что вы чувствуете по отношению к матери Вике и всей этой ситуации?»

ДАЙТЕ УЧАСТНИКАМ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ЗАПИСАТЬ ТО, ЧТО ЧУВСТВУЮТ.

Пример №3 – Дима

Диме было семь лет, и он жил в бедном городском квартале с тремя старшими братьями и сестрами, матерью и отцом. Он жил в одной комнате со своим старшим братом Романом, которому было 15 лет. Годами Роман дразнил Диму, издевался над ним и бил его. Дима боялся Романа и старался держаться от него подальше. Когда Дима жаловался на брата родителям, то слышал в ответ, что «надо учиться защищать себя» и не быть «плаксой».

Однажды ночью Роман придумал новое издевательство. Он заставил Диму заниматься с ним оральным сексом, а сам дергал брата за гениталии и вводил в анальное отверстие пальцы.

СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ И СПРОСИТЕ: «Какова ваша эмоциональная реакция на это насилие? Что вы чувствуете по отношению к Диме? Что вы чувствуете по отношению к его старшему брату и его родителям?»

ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ:

Дима не мог остановить своего старшего, более сильного брата. Однажды он собрался с духом и рассказал матери, что с ним делает Роман. Мать разозлилась на Диму и приказала прекратить «рассказывать гадости».

Брат регулярно насиловал его в течение четырех лет, пока Роман не стал жить отдельно. За это время Дима начал проявлять нездоровый интерес к сексу и человеческому телу. Он решил, что сексуальные контакты и насилие взаимосвязаны и для него стало нормальным, что больший принуждает меньшего к сексуальному контакту.

В 12 лет Дима начал принуждать своих маленьких племянников четырех и шести лет к оральному сексу, во время которого он играл с гениталиями мальчиков и вводил пальцы им в анальное отверстие. Это продолжалось в течение трех лет, пока семья мальчиков не переехала в другой город, и Дима утратил с ними контакт.

Это было много лет назад. Сегодня Дима отец четырехлетнего мальчика Миши. Миша рассказал воспитателю детского сада, что они с отцом играют в игру, которая называется «Сосать писюн». Миша рассказал, что в эту игру они с отцом играют вдвоем, когда мама уходит в магазин. Игра заключается в том, что отец просит Мишу «пососать папин писюн», а сам трогает тело мальчика. Иногда игра Мише нравится, потому что отец уделяет ему много внимания, и он чувствует свою важность. Но иногда это больно, когда отец засовывает палец Мише в «попку».

СПРОСИТЕ: «Что вы чувствуете по отношению к Диме?»

ДАЙТЕ УЧАСТНИКАМ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ЗАПИСАТЬ ТО, ЧТО ЧУВСТВУЮТ.

Обсудите эти примеры, начиная с последнего, попросив желающих поделиться своими чувствами по отношению к Диме и другим участникам событий в этом примере.

С пониманием реагируйте на высказываемые чувства. Например, участник может сказать: «Да я бы этого Диму задушил». Реакция преподавателя может быть следующая: «Вы испытываете гнев в отношении Димы. Это понятно. Когда мы слышим о взрослых, совершающих сексуальное насилие в отношении детей, мы начинаем злиться».

Запишите перечисленные чувства на флип-чар, напр. гнев, жалость, отвращение. Убедитесь, что все, кто хотел высказаться, получили эту возможность. Никого не заставляйте говорить.

Перейдитек примеру с Викой и попросите участников высказать свои чувства по отношению к Вике, ее отцу, матери, насилию, совершенному отцом, и сексуально окрашенному поведению Вики.

Напомните участникам, что не существует правильных или неправильных чувств, и что каждый человек имеет право на собственные чувства по отношению к сексуальному насилию.

Попросите участников поделиться своими чувствами по отношению к Марине и ее семье.

Примечание: Участники могут в этом упражнении чувствовать себя более комфортно, выражая свои мысли, а не чувства по отношению к приведенным примерам. Напоминайте им о необходимости выражать именно чувства. Далее на этом занятии и во время следующего занятия они будут обсуждать сексуальное насилие на когнитивном уровне. После того, как все желающие поделятся чувствами, у вас будет длинный список чувств, выраженных участниками. Вполне вероятно, что в этом списке будут гнев, жалость, злость, отвращение, беспомощность и т.д.

Подведите итог упражнения.

Когда у приемных родителей под опекой находятся дети, пережившие сексуальное насилие, они, скорее всего, узнают подробности того, как это насилие происходило. Вы можете узнать о сексуальном насилии от детей, социальных работников или на судебном заседании, защищающем интересы ребенка. Приемные родители могут испытывать сильные чувства по отношению к тому, что происходило с детьми, к насильникам и к людям, которые не смогли помочь детям. Это нормальная эмоциональная реакция на сексуальное насилие над ребенком.

И хотя такие чувства естественны, в нашей работе с детьми и семьями нельзя действовать, подчиняясь этим чувствам. Мы принимаем решения и даем наши рекомендации не на основе наших чувств, а на основе того, что лучше для ребенка, а также на основе знаний, полученных на занятиях. Например, приемный родитель может испытывать гнев по отношению к родителям ребенка, но нельзя высказывать эти чувства ребенку, так как чувства приемного родителя могут отличаться от чувств ребенка.

Спросите у участников, что чувствовал по отношению к своим насильникам каждый из детей в приведенных примерах и запишите их ответы на флип-чарт. Ответы могут быть следующими:

Пример №1 – Марина

  • Она, похоже, боялась отца, потому что неоднократно убегала из дома и попросила определить ей другое место жительства;

  • Она сказала, что отец делал с ней «грязные вещи» и что она не могла это больше выносить.

Пример №2 – Вика

  • Она, похоже, любила его;

  • Она, похоже, не бояласьего;

  • Она не понимала, что он делал что-то нехорошее; он говорил, что это весело;

  • Она считала, что он хорошо к ней относится, особенно, когда он хвалил ее и угощал мороженым.

Пример №3 – Дима

  • Мише, сыну Димы, нравилось, когда отец оказывал ему внимание;

  • Он чувствовал себя важным;

  • Он мог ощущать смешанные чувства, потому что иногда сексуальное насилие было физически болезненным.

Объясните, почему дети, пережившие сексуальное насилие, имеют право на собственные чувства и не следует ожидать, что они примут чувства приемных родителей.

Дети, пережившие сексуальное насилие, имеют право на собственные чувства по отношению к насилию и насильникам. Как показано в этих примерах, дети могут любить родителя-насильника. Часто это происходит, если насилие не было болезненным физически, и насильник представлял процесс как игру или занимался этим с осторожностью. Некоторые дети могут ощущать по отношению к насильнику ненависть и/или страх, другие же могут испытывать смешанные чувства, сегодня гнев, на следующий день грусть. Приемные родители должны научиться уважать чувства детей по отношению к насилию, насильникам, людям, не сумевшим их защитить и то, что они чувствуют, находясь в приемной семье.

Попросите участников привести примеры того, как можно демонстрировать уважение чувств детей, касающихся насилия. Запишите ответы на флип-чарт. Обязательно затроньте следующее:

  • Утешайте (а не унижайте) детей, когда они выражают жалость и скучают по родителям; например, «Тяжело быть далеко от того, кого любишь и скучаешь. Я знаю, что ты из-за этого грустишь».(А не «Твой отец очень плохой человек. Не понимаю, почему ты хочешь увидеться с ним. Он должен сидеть в тюрьме.»)

  • Утешайте детей, когда они выражают гнев по отношению к родителю-насильнику или другому родителю, не сумевшему защитить их.

  • Поддерживайте планы посещения биологических родителей, чтобы дети могли видеться с ними, обеспечивая при этом их безопасность.

  • Дайте детям фотографии родителей или других членов семьи, по которым дети скучают и с которыми хотят увидеться.

Скажите, что приемные родители также нуждаются в поддержке их чувств по отношению к сексуальному насилию.

Пока в вашей приемной семье находятся дети, пережившие сексуальное насилие, вам также необходима поддержка, касающаяся ваших чувств по отношению к детям, сексуальному насилию, насильникам, к такой возможной реакции общества на сексуальное насилие, как судебное разбирательство. Важно признать свои чувства и обсуждать их в адекватной манере.

Приемные родители должны быть осторожны и соблюдать конфиденциальность, когда они ищут способ обсудить свои собственные чувства. Например, приемные родители не должны обсуждать свои чувства, связанные с сексуальным насилием над ребенком, с соседями.

Уважая и ценя чувства детей, приемные родители оказывают важную и ценную услугу детям, пережившим сексуальное насилие. Это помогает детям формировать самоуважение и оправиться от насилия. Если мы не сделаем этого и будем «исправлять» чувства детей, им будет казаться, что с ними «что-то не так», и их самоуважение понизится.