СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности "Умники и Умницы".

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Фразеологизмы"»

Занятие по русскому языку

«Фразеологизмы «

Тип занятия:комбинированный

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;

  • развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;

  • воспитывать любовь к слову и к родному языку;

  • со­вершенствовать навыки связной речи учащихся;

  • развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;

  • воспитывать интерес к изучению родного языка.

 Дидактическое и методическое оснащение занятия:

-словари: толковый, фразеологический;

- презентация.

Ход занятия

I.Организационный момент.(слайд1)


-Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сядьте ровно, красиво. Сегодня у нас урок занимательного русского языка. С темой мы определимся немного позже, а сейчас…


II. Самоопределение к деятельности

- Скажите, пожалуйста, что говорят вам ваши мамы, папы, бабушки, когда провожают вас в школу?


-Давайте прочитаем, как провожала мама курица своего сыночка в школу. (слайд 2)


Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.



- Чем интересно это стихотворение?

-Что значит ни пуха, ни пера?

-У меня для вас есть ещё такие необычные выражения (слайд 3)

-Кто знает, как называются такие выражения? (Такие выражения называются фразеологизмы). Тема нашего занятия так и звучит:«Фразеологизмы»

-Зачем нам нужно употреблять фразеологизмы в речи? К этому вопросу мы вернёмся позже.

III. Работа над новой темой

1. -Кто знает, что такое фразеологизм?

-Если мы не знаем значение слова, что нужно делать?(спросить у взрослых, посмотреть в словаре и т.д.)

-Давайте посмотрим значение слова фразеологизм в толковом словаре.

Фразеологизмы - словосочетания с самостоятельным значением, , которые нельзя разделить.

-А вот что говорят о себе сами фразеологизмы: (слайд5)



-Вот некоторые из них: (слайды 6 –11). Наверняка, вы с такими выражениями уже встречались. Вообще, если вы захотите узнать или выучить как можно больше фразеологизмов, узнать значения непонятных некоторых, нужно обратиться к словарю. Посмотрите, какие существуют фразеологические словари для детей.(слайд 12). Учитель показывает фразеологический словарь. Читает 1-2 фразеологизма.



-Сейчас откройте стр. 19. Найдите задание 2. Прочитайте что нужно сделать. Разгадайте криптограмму.(слайд 14, 15)(индивид. работа) (3 минуты). О чем или о ком говорят «сирота казанская»? сейчас мы и поработаем с фразеологическим словарем. Такой словарь есть в нашей библиотеке. Найдите и прочитайте значение фразеологизма «сирота казанская». Историю его происхождения.

Следующее задание 3. Что нужно сделать? Какой фразеологизм у вас получился? Что он обозначает? Как вы думаете, какова история его происхождения? (Во времена парусного флота судну необходим был попутный ветер, надувающий паруса и направляющий судно вперед.)

Физминутка «Кораблик»

Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)

Что нам чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей (руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (ходьба на месте)

Ищем камушки в песке(наклоны)

И сжимаем в кулачке. (сжимают кулачки)



-Работаем в паре. Задание 4. Стр.20 .Отметь карандашом правильное значение фразеологизма.Придумайте предложение с фразеологизмом, который вам понравился больше всего.

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольёшь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

поют кто в лес …(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут.

От этой песни уши…(вянут).

Игра Что это?(слайд 15)

А) Его вешают, приходя в уныние,

Его суют всюду (нос).(Какие фразеологизмы могут быть отгадкой? Повесить нос, всюду совать свой нос)

Б) Не ладоши, а ими хлопают,

Если что-то не понимают

Не цветы, а вянут (уши).(хлопать ушами, уши вянут)

В) Его советуют искать в поле,

На него бросают слова и деньги,

Кто их не ценит (ветер). (ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер)

-Придумайте предложение, используя фразеологизм «совать всюду свой нос», «уши вянут», «бросать слова на ветер».

Поработаем в группах. Разделитесь на группы.

Задание: вы должны определить какой фразеологизм нарисовал художник,и написатьэтот фразеологизм письменными красивыми буквами под картинкой.На работу 4 минуты.

Сели все по своим местам.

-Один человек попробовал разделить фразеологизм на отдельные слова. Вот, что у него получилось.Слайд 17. Давайте попробуем восстановить фразеологизмы.

Рез. Слайд 18



-Зачем же нужны в речи фразеологизмы? Послушайте рассказ, может он вам поможет ответить на этот вопрос.

  • - Вова не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Вова стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа.

А Вова стучит...

Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..

Стучит...

- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Вовы молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Вова заплакал.

- Я машину чиню...

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа улыбнулся и сказал:

- Какая живая, интересная у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

-Какие фразеологизмы вы услышали в речи бабушки?

-Так для чего нам нужны фразеологизмы? ( Они делают нашу речь более живой, интересной, эмоциональной).

IV. Рефлексия

-Наше занятие подходит к концу.

-Продолжите,пожалуйста, любую из фраз, которые вы видите на экране. (слайд19)

V. Итог занятия

-Как вы поняли, что такое фразеологизмы?

-Зачем они нужны в нашей речи?

И последнее хочется рассказать о происхождении фразеологизма «Ни пуха, ни пера». Это выражение досталось нам от охотников.  Под пером подразумевали птицу, под пухом – зверя. Желая ни того и ни другого, стремились задобрить и обмануть злых духов. Это выражение служило своеобразным паролем. А отзывом звучало: «К черту!» Тоже – во избежание сглаза. Якобы, обман удавался, равно как и охота – знатная!

Если желаете человеку добра, говорите лучше ему в напутствие: «С Богом!»

Желаю вам всего самого хорошего, доброго и светлого!( слайд 20)