Тема: Уроки мужества «Спасибо за победу». 4 класс. 2.09.2021
Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, нравственности, ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков сверстников, а так же неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.
Задачи:1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.
Ход урока
Организационный момент
Определение темы урока
(на доске написано стихотворение) 1 сл
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель:- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?(ответ учащихся). Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?(ответ учащихся)
II .Содержательная часть.
Учитель: Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.( во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.)
Учитель: сл. 2 давайте вспомним об этих войнах. - Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»
-сл. 3 Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»
Учитель:- о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. - ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
«Пионеры – герои». Сл 4 -
Валя Зенкина.
Зина Портнова.
Лёня Голиков.
Витя Хоменко.
Марат Казей.
Надя Богданова.
Аркадий Каманин.
Костя Кравчук.
Боря Кулешин.
- Рисунки на тему «Передышка после боя»
V. Подведение итогов.
Учитель: ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы? Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.
- Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись -
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог...
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
- Сквозь годы нам видится
Тропа партизанская,
Пробитая пулями
Сосна нарочанская.
Атаки внезапные,
Засады под соснами,
Могильные холмики
Над травами росными.
- И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.