Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями»
Сценарный план открытого занятия
«Кушай вилкой, кушай ложкой и не делай как Антошка»
Подготовила:
воспитатель
Дудниченко С. В.
Гулькевичи
2021
Сценарный план занятия
Тема: «Кушай вилкой, кушай ложкой и не делай как Антошка».
Цель: Познакомить с правилами этикета за столом.
Задачи:
Учить сервировать стол.
Закреплять навыки правильного пользования ножом, вилкой, ложкой, салфеткой.
Воспитывать умение соблюдать правила этикета за столом.
Методическое оснащение: иллюстрации по теме, памятки.
Оборудование: столовые приборы, чайные приборы, скатерть, салфетки, ваза с цветами, фартук, косынка, мольберт.
Ход занятия
1. Вводная часть
Актуализация имеющихся у детей знаний по теме
Чтение стихотворения
Беседа по содержанию
2. Основная часть
«Этикет» - что это?
Чтение рассказа о девочке Карине
Ситуационные задачи
Песня «К нам гости пришли»
Игра «Блюда»
Загадки (сервировка стола)
3. Заключительная часть
Игра – упражнение «Сервировка стола»
Оформление «открытки настроения»
Итог занятия
«Песенка друзей»
Материал к занятию
1. Вводная часть
Воспитатель: Послушайте стихотворение, посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чем сегодня пойдет речь.
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
Дети: Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.
Воспитатель: Верно, сегодня на занятии мы с вами коснемся вопросов поведения, т.е. этикета за столом, а еще будем учиться правильной сервировке стола.
2. Основная часть
Существуют различные виды этикета. Один из них этикет за столом.
Воспитатель: Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания. Вспомните пожалуйста, о чем я обычно напоминаю вам за столом.
Дети: Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп нужно кушать так, чтобы другие тебя не слышали и т.п.
Воспитатель: Наверное, в душе вы думали не раз, что я просто к вам придираюсь. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте мой рассказ про девочку Карину. Однажды ее пригласили в гости в одну семью, где было очень много детей. Придя домой она мне поведала такую историю. (Рассказ девочки Карины).
Пошла Карина в гости. Подходит к дому, куда ее пригласили. Из открытых окон дома, так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: - «Можно войти»?
- «Входи»! – ответила хозяйка дома, - «Все уже за столом. Присаживайся». Но не успела Карина сделать и двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся, на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой набил рот до такой степени, что щеки раздулись как мячик, а изо рта крошился прямо на стол хлеб.
«Как неприлично», подумала Карина. «Лучше сяду с Дашей, которая меня пригласила и сейчас пьет компот». И тут же вскликнула, потому что Даша стала выплевывать косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.
«Как вам не стыдно так некрасиво есть»! – в слезах крикнула Карина. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
«Извините, - вздохнула Карина, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я домой пойду». И ушла.
А вы, ребята, как думаете, что же не понравилось девочке? Как вы думаете, правильно ли вели себя дети за столом?
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам предложить задачки, которые могут возникнуть во время приема пищи.
Задачка 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса. А затем пристроить это на краю тарелки. Плевать за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
Задачка 2. Прозвенел звонок, и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. – Фу! – вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарными по отношению к тем, кто нас кормит. О нас заботится.
Задачка 3. Вася чавкает, сопит. Тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!
Задачка 4. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол. А вежливо попроси передать.
Песня «К нам гости пришли».
Проводится игра «Блюда» (Дети называют блюда и столовые приборы, необходимые для них).
Воспитатель: - Что же такое сервировать стол?
Дети: Сервировать стол, значит – подготовить его для приема пищи.
Воспитатель: Основная цель сервировки стола – создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола – не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство.
Воспитатель: Для того чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола к обеду, я вам приготовила загадки. Слушайте внимательно, постарайтесь их отгадать и внимательно следите как я буду сервировать стол (по мере того, как дети называют нужные предметы для сервировки стола, я одеваю фартук и косынку и сервирую стол для завтрака).
Воспитатель: Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее – лен, хлопчатобумажные ткани.
Дети: Скатерть.
Воспитатель: Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям.
Дети: Цветы.
Воспитатель: Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан.
Дети: Салфетка.
Воспитатель: В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла и других материалов.
Дети: Посуда.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку?
Дети: Прибор.
Воспитатель: Итак, еще раз повторим. Для того, чтобы накрыть стол, что нам необходимо?
Дети: Скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
3. Заключительная часть
Игра – упражнение «Сервировка стола»
Воспитатель накрывает стол для завтрака и приглашает ребенка обыграть его, т.е. продемонстрировать умение соблюдать правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. В ходе практической части воспитатель задает наводящие вопросы, например, что необходимо сделать перед завтраком?
Что мы называем столовыми приборами? Чем едят кашу?
Дети дают полезные советы, например, соблюдать осанку, убрать локти со стола, во время еды не разговаривать.
Воспитатель заостряет внимание детей на том, что после завтрака необходимо использовать салфетку, убрать со стола посуду и поблагодарить поваров.
Воспитатель напоминает детям правила поведения за столом, дети зачитывают их на мольберте.
Воспитатель предлагает детям оформить «открытку настроения». (дети выбирают по цвету бабочку в соответствии с тем, насколько понравилось занятие и приклеивают её на лист А 3)
Итог занятия:
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали. Что нового вы сегодня узнали, чему научились? (Ответы детей). Что понравилось на занятии?
В заключение занятия дети исполняют исполняют «Песенку друзей».
Ребятам раздаются памятки о правилах этикета в столовой.