Внеурочное занятие по курсу «Финансовая грамотность»
Учитель Фомина Ольга Алексеевна 3 класс
Тема: Первые деньги.
Цель: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
Будет интересно.
-Мы работаем - вспомните правила работы. (Слушать друг друга; уметь уступать, уметь договариваться; распределять роли в паре)
Сегодня мы проверим, как вы научились работать в парах. За правильно выполненное задание, вы будете получать бусинку. В конце занятия подведём итог. А почему именно бусинку, ответите в конце занятия.
2. Проблемная ситуация
-Посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. учебник
-Как вы думаете, что это?
-Колечки для великанши? Нет!
-Колёса от первобытной машины? Тоже нет.
-А может, это компакт-диски древних инопланетян? Опять мимо! Ни за что не догадаетесь! Это ….ДЕНЬГИ.
-Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи.
-А ещё деньгами бывают кусочки соли, рыба и многое другое.
Давайте обо всём по порядку.
3.Формулировка темы занятия
-Какой будет тема занятия? ( Деньги)
4.Постановка учебной задачи
-Сформулируйте задачи, пользуясь словами-подсказками:
ЧТО…? КАКИЕ…? ОТКУДА …?
-Что такое деньги?
-Какие они бывают?
-Откуда они взялись (появились)?
5.Работа над новым материалом
а) Игра «Появление обмена товаров»
-Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось.
-Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготовлять копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
-Представьте, например, что Оля охотник из племени Мумба-Юмба. . У тебя замечательные луки со стрелами. А Диана из племени Тумба-Юмба лучше всех умеет ловить рыбу в реке. Ребята 3 класса занимаются земледелием, у них богатый урожай лука, чеснока, капусты. А 2 класс племя Аймара лучше всех делает посуду.
-Подумайте и решите, что необходимо вашему племени. Попробуйте поменяться. (Игра - обмен товарами)
-У кого получилось поменяться?
-Как и с кем вы менялись? (ответы)
-У кого не получилось? Почему?
б) Решение задачи
-Теперь каждому племени необходимо приобрести украшение из ракушек. Для этого решите задачу. Кто решит задачу правильно, получает украшение
ЗАДАЧА: Одно украшение можно обменять на 2 лука, а один лук на 4 глиняных горшка. За 2 глиняных горшка надо отдать 5 пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить украшение? (20 пучков травы)
в) Проблемная ситуация
-У всех ли есть посуда, где можно готовить пищу?
-У кого нет продуктов?
-Что же делать? Так можно и с голоду умереть? (предположения детей)
г) Знакомство с появлением первых денег
-Такие непростые ситуации возникали часто. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.
-Что это за товары? Хотите узнать? (просмотр м/ф «Как появились деньги. История с самого начала».
https://mp3spider.ru/song/VLAxH4566oGZ8BW5M0E2qA/ до 03.10.минут!
-Какими были «первые» деньги? (соляные плитки,
-В Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки, где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, а где-то – даже шерсть слона. Ну, а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили
-Что же вы узнали из м/ф? Везде ли ценились эти деньги?
д) Появление монет
-И тогда люди придумали.. (монеты)
-В старину на Руси одной из самых мелких малоценных монет был ГРОШ – монета 2 копейки. Поэтому об очень бедном человеке говорили, что у него нет НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности, говорили: ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ. И правда, если малоценный грош погнуть, испортить или разломать на части, он уже точно ничего не будет стоить.
е) Появление бумажных денег
-Кроме монет, какие ещё есть деньги и в какой стране они появились, мы узнаем из текста. (- работа с текстом)
-Где появились первые бумажные деньги? (В Китае)
-Как по-другому называются бумажные деньги? (банкноты, купюры)
-Отправляемся дальше в путешествие (просмотр м/ф )
Обобщение
а) Соотнесите слова из 1 столбика с пояснением из другого.
ОБМЕН ТОВАРА НА ТОВАР БАРТЕР
УДОБНЫЕ ДЛЯ ОБМЕНА ТОВАРЫ ДЕНЬГИ
БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ БАНКНОТЫ (КУПЮРЫ)
-Что такое деньги? Какое новое слово появилось? А что такое бартер?
б)Беседа
-Как выдумаете, почему в древности не делали монеты из дерева?
-Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Чтобы вы взяли с собой: ПАЛАТКУ, ТЕЛЕВИЗОР, 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Разрешается взять только что-то одно. (ответы детей)
6.Итог занятия (рефлексия)
-Что такое деньги?
Какие они бывают?
-Посчитайте бусинки.
Выложите их в блюдца:
было легко и интересно;
было трудно, но интересно;
было трудно и неинтересно).
-Почему были именно бусинки?