СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по грамоте для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у свистящей семейки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие по грамоте для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по грамоте для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у свистящей семейки"»













Конспект занятия по обучению грамоте

на тему:«В гостях у свистящей семейки»











Выполнила учитель-логопед

Габовская О.В.














Донецк 2020


  1. Цель: выделение заданного согласного звука  в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста;

  2. Задачи:

- упражнять в анализе слов со звуками [с, с'],

- научить писать букву С большую и маленькую,

- развивать фонематический слух, внимание, память,

- воспитывать тактичность, сдержанность в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Тип занятия: изучение нового материала

4. Форма занятия: сюжетная игра

5. Продолжительность занятия 30 минут

6. Участники: старшие дошкольники

7. Возраст: 6- 6,5 лет

8. Оборудование и материалы:  домики для  гласных и согласных звуков (красный и синий), картинки: Снеговик, свинья, собака, лось, селёдка, лесенка, сюжетная картинка к стихотворению; прописи, карандаши, дидактический материал, раздаточный.

9. Предварительная подготовка: распечатка картинок.

10. Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.

11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент. Приветствие.

Логопед приветствует детей, мотивирует их на изучение нового звука. Сообщение темы занятия.

3-5 минут

Основная часть

Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой

25 минут

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей.

2-3 минуты








12. Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся за столики.

Приветствие:

 Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Логопед: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Я очень рада вас видеть.

(стук в дверь)

Заходит Снеговик и приносит письмо от Сороки.

Здравствуйте ребята! Мои дети сорочата совсем не хотят учиться грамоте. И я не могу их научить, потому что не знаю как. Ребята поможем сороке!

Для того чтобы у нас все получилось и не было трудно в учении давайте сделаем гимнастику мозга (солнышко –тучка, указка-большак,столик-ножка,командир-во)

-Ну что ж начнем со звука который самый подходящий для сорочат.

Загадки:

  1. Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (Свинья) (Приложение 2)

  1. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака) (Приложение 3)

  1. У него четыре ножки,
    Любят спать на нем все кошки.
    Если кто-то хочет есть,
    На него придется сесть…(Стул) (Приложение 7 )

  2. Логопед: Какой звук есть во всех этих словах?

Дети: звук С



  1. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками С, Сь, и поможем сороке.

Логопед: Давайте произнесём звук С. (Дети произносят звук)

- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

( Звук С согласный, глухой, твёрдый). Может встречаться в начале, в середине, в конце слова.

Воспитатель ставит на доску картинки: селедка (Приложение 5), лесенка (Приложение 6), лось (Приложение 4) и произносит эти слова.

Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с.

А теперь мы поиграем в игру «Поймай звук». Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.


Игра «Поймай звук»

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С, хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – поднимите руку.

Лист, самолёт, свёкла, гусь, лес, лиса, лось, ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка, скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка, сорока, оса, санки, велосипед, сирень, осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел, васильки

А теперь определим, где находятся звуки С или Сь в слове (в начале, в конце или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.

Свеча, масса, аист, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка, глобус, сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, судак, ласты, краска, песок, мясо, весна, галстук, снег, парус, сумка, капуста, самосвал, куст, кокос, солдат, масло, смех, носорог, свисток,  пастух, ананас

  1. Вы наверное немного устали? Сейчас мы отдохнём.

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время физкультминутки.

  1. Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят,

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Смолкли песни, слово, смех,

Сон в страну свою унес всех…

Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь.

Логопед: Ребята, а чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Логопед: Какой же буквой обозначается звук С на письме?

Дети: Буквой С.

На доску вешаются картинки с заглавной и строчной буквой С (Приложение 8)

Знакомство с буквой С

Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».

Логопед показывает как пишется буква С и затем помещает букву С в синий домик для согласных.

Затем воспитатель выдаёт детям прописи и дети учатся писать букву С в прописях.

Во время работы в прописях, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуками С и Сь и буквой С). Как Вы думаете помогли ли Вы Незнайке изучить новый звук и букву?

Вы сегодня все старались, Вы большие молодцы!

13. Литература.

  1. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/





























14. Приложения

1.










2.

















3.















































































































15