СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» с элементами финансовой грамотности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конкурс

« Финансы в нашей жизни»

Номинация:«Методическая разработка»

«Что такое деньги?»

Просмотр содержимого документа
«Занятие по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» с элементами финансовой грамотности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

село Шептуховка улица Молодёжная дом 10








Конкурс

« Финансы в нашей жизни»



Номинация:«Методическая разработка»






Занятие по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» с элементами финансовой грамотности 2 класс



«Что такое деньги?»






Работу выполнила:

Медведева Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов,

первая квалификационная категория.




2019 год


Введение

Внеурочное занятие разработано в соответствии с ФГОС НОО. Целью занятия является создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров.

Задачи занятия: познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами; выяснить, что такое деньги; развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор; развивать творческие способности.

Содержание материала соответствует возрастным особенностям учащихся, принципам научности, доступности, связи с жизнью и практической направленности обучения. Решение разнообразных экономических задач в виде игры способствуют повышению интеллектуального уровня в вопросах финансовой грамотности. С помощью занимательных, проблемных ситуаций, применение диалоговых форм общения, сочетание групповой работы, познавательной игры, наглядных пособий, чередование материала разной степени трудности, были созданы условия для возникновения у каждого ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Предложенные задания способствовали мотивации к обучению финансовой грамотности. Эмоциональное стимулирование и поощрение, осуществление обратной связи с помощью рефлексии, формирование навыков самоконтроля и самооценки, создание благоприятной рабочей обстановки способствовало психологическому настрою учащихся на положительный результат. Общение с детьми строилось на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Организация совместной деятельности в группах способствовало осознанию общей цели, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.


























Тема: Что такое деньги?

Цели занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров

Задачи:

-познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами;

-выяснить, что такое деньги;

-развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор;

-развивать творческие способности;

Оборудование: толковый словарь, монеты, бумажные купюры, карточки с ребусами, карточки с загадками, презентация.

Ход занятия

1.Организация класса на работу.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажу вам:

« Будет интересно!»

2.Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята, чтоб узнать тему нашего занятия нам придётся выполнить математическое задание.

– Поиграем в игру “Расшифруй слово”

На экране примеры.(Слайд 2) Вам необходимо их решить, ответы расположить в порядке возрастания и прочитать получившееся слово.

85-40

100 -39

67-17

63 + 24

88-14

49+11

61- ь

50- е

45 -д

74 -г

87 - и

60 -н

 

– Какое слово получили? (деньги) (Слайд 3)

– О чём мы сегодня будем говорить? ( О деньгах)

3.Определение темы занятия

-Тема сегодняшнего занятия “ Что такое деньги?”.

– Деньги – особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. (Слайд 4)

4.Актуализация. Беседа по вопросам

-Что вы знаете о деньгах?

-Что хотите узнать?

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

- Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.

Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, можно не ходить на работу. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».

- Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет) Почему?

Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.

5. Освоение нового материала.

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. В толковом словаре дается следующее определение - «Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений». Что означают слова "товары", "услуги"? (ответы детей: товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности; услуги - это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.)

- А как вы думаете, деньги были всегда? (ответы детей).

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но если у людей не было денег, как же они покупали? Они просто обменивались друг с другом различными предметами. А вы знаете, как это называется? Это – бартер. Как вы думаете, чем обменивались между собой земледельцы и скотоводы? А кузнецы и сапожники?

- Как вы думаете, всегда ли легко было обменять один товар на другой? Почему? Верно, обменивать товары оказалось очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

- Чтобы упростить обмен, люди придумали что? (Деньги).

Одними из первых денег были раковины каури – моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинках просверливали отверстия и нанизывали на веревочку, как бусы. Как вы думаете, сколько раковин нужно было отсчитать за одного быка? За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Но кроме раковин были и другие, гораздо более удивительные деньги – металлические деньги-кольца, бронзовый топор, собачьи зубы, и даже свиные хвостики. Не верите? А это правда. А что можно было купить на эти хвостики, вы знаете? На свиные хвостики можно было купить настоящих свиней! Как вы думаете, сколько нужно было хвостиков, чтобы купить молодого поросенка? Ребята, вы даже не представляете, но связки таких хвостиков могли достигать 10-12 метров! Чтобы отсчитать нужное количество таких денег требовалось очень много времени и терпения.

Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали? (монеты). Монеты были разной стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже. - А самые дорогие? (из золота).

- А как вы думаете, легко ли постоянно носить с собой металлические деньги в большом количестве? Почему? Верно, у металлических денег все же оказался недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с богатыми странами, было опасно и неудобно возить с собой груз. Кто на них нападал в морях? И люди придумали выход. Открыли специальные дома, которые назвали банками. Золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Чем же они отличались от монет? Своей легкостью и их можно было хорошо спрятать.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Сегодня этими деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, который, который можно обменять на любые другие товары и услуги. В наше время существует два способа обмена товарами. Первый способ- это бартер. А второй способ - это купля-продажа. Ещё я хочу вас познакомить с такими понятиями как: "сбережения", "зарплата". А вот что означают эти слова, попробуйте разобраться сами, а я буду вам помогать. Я предлагаю поиграть в игру "Подставь правильно слово".

Перед вами нераскрытые понятия:

Когда меняют товар на товар – это…бартер.

Когда покупают товар или продают – это… купля-продажа.

На работе платят - …зарплату.

Деньги, которые откладывают на будущее – это… сбережения.

6. Физкультминутка

- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?

Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет – топаете

Корова, солнце, здоровье, топор, перо, совесть, дружба, коза, пух, доброта, молоко, ветер, любовь, мороженое, телефон, здоровье, знания.

Что из названных слов, ребята, ни в какие времена нельзя не купить за деньги, не обменять?

7.Продолжение работы по теме.

Работа в группах.

Обсудите в группах и дайте ответ

-Почему золото, серебро, драгоценные камни не стали использовать в качестве денег? (Ответы детей)

-  А теперь, ребята, перенесёмся в наши дни. Какие бывают деньги?

-Монеты, какого достоинства вы знаете? Слайд 5)

– Что изображено на 50-тикопеечной монете? (Ответы детей + показ на экране)

– Что изображено на рублевой монете? (Ответы детей+показ на экране) (слайд 6)

- Перечислите известные вам купюры.

Современные деньги – бумажные. Родина бумажных денег – Китай (7 век).(Слайд 7)

– Как в вашей семье появляются деньги? (Ответы детей) Родители получают плату за работу в качестве заработной платы. На заработанные деньги покупают необходимые товары и услуги. Но часть можно отложить, сберечь. Такие сбережения хранятся в банке.

– Для чего нужны сбережения? (Ответы детей)

– О деньгах, о бережливости сложено много пословиц и поговорок.

Игра “Собери пословицу”.( слайд 8)

Работа в группах (приложение № 1)  

  1. Деньги не в деньгах,

  2. Деньги не грибы-

  3. Где денежкам счёт,

  4. Кто не бережёт копейку,

  5. Лишние деньги –

  6. Тот без нужды живёт,

рубля не стоит
лишние заботы
можно и зимой найти
там добро не утечёт
кто деньги бережёт
а в делах

-  А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить мои задания.

Игра: на столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Приложение 2)

«Лежачий товар не кормит».  Первый торговец продает мёд, чтобы купить домой варенье. Второй – торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Ребята, помогите продавцам решить возникшую проблему?

(Ответы детей.)

- Правильно, ребята, поменяться бочонками. Совершить обмен товаром.

Отгадайте загадки и ребусы. (Слайд 9-13)

8. Работа за столами «Чеканщики»

-Ребята, а хотите стать мастерами-чеканщиками и изготовить свои монетки? Тогда проходите в нашу мастерскую, выбирайте себе место и присаживайтесь за столы.

Я раздам вам «монетки». А вы достаньте из стаканчика палочку, с помощью которой каждый из вас нанесет свой рисунок на монетку. Будем ее чеканить.

Приступайте к работе. Палочку берем в руку правильно, как для письма. Садимся ровно.

(дети выполняют работу, звучит музыка)

-  Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.

Я предлагаю вам ваши работы поместить на стенд. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.

9.Работа за столами «Китайские мастера»

- Ребята, я снова приглашаю вас в мастерскую. Присаживайтесь за столы. Здесь работали мастера по росписи денег. Вы должны нанести на лист с правой стороны свои иероглифы, которые вы выбрали . То есть расписать деньги. Приступайте к работе.

(дети работают за столами, звучит китайская музыка) 
- Ребята, да вы просто мастера. Ваши работы мы тоже разместим на стенде. Это будет выставка бумажных денег. На выставку своих работ вы можете пригласить других детей, родителей. Рассказать им историю возникновения денег.

9.Рефлексия:

– Что нового узнали? Чему удивились?

– Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, дружбу)

– С каким настроением вы уходите с занятия? У каждого на столе лежат две картинки: тучка и солнышко. Если вам понравилось занятие – поднимите и покажите мне солнышко, если не понравилось – тучку.

– Спасибо за работу. (Слайд 14)
































Список использованных источников и литературы

1.Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

2. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

3.Яндекс.Картинки. «Загадки и ребусы»

4. Толковый словарь В.И. Даля.





















































Приложение № 1



  1. Деньги не в деньгах,

  2. Деньги не грибы-

  3. Где денежкам счёт,

  4. Кто не бережёт копейку,

  5. Лишние деньги –

  6. Тот без нужды живёт,

рубля не стоит
лишние заботы
можно и зимой найти
там добро не утечёт
кто деньги бережёт
а в делах



Приложение 2

Игра: на столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.

(Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)



Приложение 3





Приложение 4