Тема: Звуки и буквы. Звуко - буквенный анализ и синтез.
Цель: Развитие звуко - буквенного анализа и синтеза.
Задачи:
1. Вспомнить правила написания предложений.
2. Вспомнить гласные 1 и 2 ряда.
3. Вспомнить какими бывают предложения по интонации и цели высказывания.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.
Орг. момент.
Звуки мы….(слышим и произносим). Буквы мы…(видим и пишем).
– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
ШУТК ГРОЗА СУРОК СУШКИ ЭКРАН КОНИ
Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).
Основная часть.
“Найди отличие”. Чем эти слова отличаются по звучанию?
СОР – СПОР КОМ – КОРМ ЩЕКА – ЩЕПКА
КРЮКИ – КРЮЧКИ ВЕКИ – ВЕТКИ СТОЙКА – СТРОЙКА
– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
Игра «Составь слово».
– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв.
О, Н, С О, М, Х Т, О, Н, З Н, И, Т, Б Г, А, Р, Д
– Запишите получившиеся слова.
Задание «Вставь пропущенную букву».
– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
ПО…УШКА
СТ…АНА
ГАЛ…ШИ
КО…ЛЕНОК
БОРО…А
– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД) Кто такой дрозд?
Физкультминутка.
– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
Улиткина неделя
В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда!..”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.
Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
Игра «Добавь звук».
– Я говорю слова. Ошиблась ли я где-то? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.
ЗУАСТЫЙ
СТОГИЙ
ХЛОДНЫЙ
СОНЕЧНЫЙ
ВКУНЫЙ
МОРОЗАЯ
– Запишите слова в столбик.
Игра «Найди ошибку».
– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.
ЗЙЧИК УЧИЕЛЬ ПОГОДА КРОКОИЛ БОЩР ВЕТЕР
– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.
ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ
СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК ВКУСНЫЙ БОРЩ МОРОЗНАЯ ПОГОДА
Итог занятия.
– Что мы сегодня делали на занятии?
– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?
Все молодцы, занятие закончено.