СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по музыкальному воспитанию "Деревянные истории" для детей 6–7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие по музыкальному воспитанию "Деревянные истории" для детей 6–7 лет»

Занятие по музыкальному воспитанию "Деревянные истории" для детей 6–7 лет


Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения в некоторых видах музыкальной деятельности по разделу "Музыкальное воспитание", а именно:

Игра на музыкальных инструментах

Слушание

Развитие речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;

Задачи:

Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.

Развивать речедвигательную сферу детей;

Развивать фонематический слух;

Развивать чувство ритма;

Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.

Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, учить соблюдать правила выполнения упражнений.

Тип занятия: тематическое

Формы работы: групповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .

Оборудование:

  • Аудиозаписи «Деревянные звуки»

  • Музыкальный центр

  • Музыкальные инструменты: ксилофон, скрипка, ложки, трещотка, бубен, рубель


Музыкальный репертуар:

«Марш» А.Гречанинова

Немецкая народная танцевальная мелодия

Английская народная мелодия

Т.Ломова «Дудочка»

«Лёгкий бег с ленточками» Дубянская Е.М.

«Плавный хоровод» на мелодию Н.Римского-Корсакова

«Маленький танец» Н.Александрова

«Игра» Т.Ломова

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, проводится ритмическая разминка.


РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА



Дети выполняют композиции движений под ритмичную музыку.

Ритмическая разминка.

У. -д. На травинку, как на вышку,

Бодро лезет муравьишко.

Ходьба маршевым шагом под «Марш» А.Гречанинова (Сб. «Музыкально-ритмические упражнения в детском саду»).

Вниз ползёт божья коровка,

Лапки ставит очень ловко.

Боковой приставной шаг под «Немецкую народную танцевальную мелодию» (Сб. «Музыкально-ритмические упражнения в детском саду»).

Тихо стрекоза летит,

В тишине она звенит.

Лёгкий медленный бег на носочках. Звучит «Английская народная мелодия» (Дубянская Е.М. «Подарок нашим малышам»).

Среди гусениц-подруг

Отдыхает майский жук.

Присесть, в такт музыке Т.Ломовой «Дудочка» водить руками вправо-влево. Мелодия (СБ. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»).

Крылья пёстрые мелькают –

Быстро бабочки летают.

Быстрый бег на носочках под «Лёгкий бег с ленточками» (Дубянская Е.М. «Подарок нашим малышам»).

Водят пчёлы хоровод,

Собирают сладкий мёд.

Хороводный шаг. Звучит «Плавный хоровод» на мелодию Н.Римского-Корсакова (Сб. «Музыка и движении. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет»).

Над цветками близко-близко

Шмель летает очень низко.

Ходьба на носочках, кисти рук на плечах под музыку Н.Александровой «Маленький танец» (Сб. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»).

А кузнечик скок-поскок

С лепестка на стебелёк.

Подскоки. Т.Ломова «Игра» (Сб. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»)



Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:(поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!


Музыкальный руководитель:


Звук живет в любом предмете

Сколько их – посмотри

Звук - шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.


В каждой песне живет много звуков длинных и коротких.

Давайте, исполним песню и красиво будем пропевать и слушать каждый звук!

Песня

Сегодня мы с вами отправимся на поиски звуков

Давайте прислушаемся, что же мы услышим?


(Ответы детей: тиканье часов)


Музыкальный руководитель: Правильно, тиканье часов.


Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет во всех предметах и сегодня мы услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева, а звуки, которые издают эти предметы, мы назовем – деревянные.


Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите?

(Ответы детей: стулья, столы, фортепиано.)


А сейчас еще послушайте деревянные звуки и постарайтесь угадать, что же это такое?


АУДИОЗАПИСЬ ДЕРЕВЯННЫХ ЗВУКОВ


(Аудиодиск “Из чего родилась музыка”)


“ВЕСТЬ – ТДА”, Москва, 1997 г.


Дети угадывают, что звучит, на что похож звук. (стук в дверь, стук топора)


Музыкальный руководитель: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.


Со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в музыкальные инструменты.

На столе лежат инструменты

Например,

ложки (ими раньше кашу ели, да щи хлебали)

рубель - раньше служил стиральной доской


Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленцами. Они стали клавишами изящного и красивого ксилофона. Послушайте, как он звучит. Обратите внимание, как негромко, красиво звучит ксилофон.


Педагог играет на ксилофоне, затем включает звукозапись звучания ксилофона.

А вот трещотка, состоит из деревянных прямоугольников связанных между собой.


В наших деревянных инструментах живут звуки. Давайте пофантазируем. Кого могут изобразить наши инструменты?


Вот трещотка. Кого можно изобразить? Правильно, сороку.

Ксилофоном и ложками можно изобразить, например, лошадку и кузнечика.

Рубель и трещотка – белочка и сорока .

А , звучание бубна , на что похоже? Например, на звон бубенчиков


Музыкальный руководитель: Давайте поиграем с бубном!


Игра «Веселый бубен»

Данная игра направлена на повторение таких понятий, как динамические оттенки (тихо, громко).

Ход игры

В руках у одного из детей бубен . На слова 1 куплета песни ,дети передают друг другу бубен. На последние слова куплета, у кого бубен ,тот становится «дирижером» Ребенок « дирижер» на слова песни « Ту,тук,тук! Тук,тук,тук! отбивают то громко, то тихо ритм. Дети помогают ему и отбивают ритм ладошками.

В круг друзей позовем,

В руки бубен мы возьмем.

Будем в бубен стучать,

Песню дружно напевать.


Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

Получился громкий звук.

Поиграем, помолчим…

Потом тихо постучим…

Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

Получился тихий звук.


Задача игроков – внимательно слушать педагога, который голосом и знаками показывает, когда надо играть громко, когда тихо.


(Дети садятся.)


Ребята, инструменты любят разговаривать между собой.

Когда они дружно играют под музыкальное сопровождение-это называется оркестр.


Игра на музыкальных инструментах « Полька» А.Филиппенко




В семье музыкальных инструментов очень многие сделаны из дерева. Сейчас мы с вами говорили о народных инструментах, которые можно сделать самим, даже без помощи взрослых, они очень частот встречаются в быту. А есть такие инструменты, которые может сделать только мастер. Например, скрипка. Лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Тайны своего мастерства они свято хранили. Секрет гениального мастер Страдивари так и остался неразгаданным. На инструментах этого мастера играют самые лучшие музыканты – скрипачи.


У скрипки очень изящный деревянный корпус с тонкой талией. У скрипки 4 струны. На звук скрипки влияет все: ее размер, форма корпуса, дерево из которого она сделана и даже качество лака, которым покрываются детали.


Играть на скрипке нелегко, для этого нужно приложить много стараний и усилий, нужно иметь большое терпение.


Скрипка совсем не желает скрипеть,

Скрипка умеет причудливо петь.

Скрипач аккуратно скрипку берет

Ее на плечо, слегка, мягко кладет,

Правой рукой смычок поднимает

И в это момент как бы все замирает.

Вздохнув, опускает на струны смычок

Послушайте скрипочку…

Тихо, молчок!


Ребенок играет на скрипке

Музыкальный руководитель:

Я сегодня пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

- Ой, ребята, а чья это большая ложка, не знаете?

Дети: Нет!

Выходит Антошка (плачет) :

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Музыкальный руководитель:

Здравствуй, Антошка, (обращает внимание на большую ложку).Это не твоя ложка?

Антошка:(радостно) Моя,моя,моя….

Музыкальный руководитель: А ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Музыкальный руководитель:

Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель:

Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?

Музыкальный руководитель:

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет! ».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Людей, которые играют на ложках называют ложкари.

Антошка:

Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!

Музыкальный руководитель:

Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время тебе научиться играть на ложках!

(раздает ложки детям, предлагает встать в круг)


Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.. .

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Вы умеете считать?

Дети: Да!

Ритмическое упражнение

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, музыкальный руководитель проговаривает следующие слова)

Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»

Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?

Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».

Дети исполняют на ложках прием « Лошадка»

А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.

Дети исполняют на ложках прием « Снежок».

Антошка:

Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Музыкальный руководитель:

Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу.

(играет и поет не ритмично, невпопад)

Музыкальный руководитель:

Опять, ты Антошка торопишься, но есть у меня одна идея. Я буду петь, а ты с ребятами мне подыграете на ложках.

(На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)


1. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)

2. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем.

(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)

3. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети исполняют прием « Лошадка»)

4. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем.

(Дети исполняю прием « Ложка об ложку»)

Антошка:

Ой, как здорово! Вы ,ребята, настоящие музыканты!

Хорошо, и про ложки узнал, и играть научился и ложку свою большую нашел!


Музыкальный руководитель: Антошка,а мы не только умеем на ложках играть,но и танцевать народные танцы!!!

Танец « Кадриль»



Музыкальный руководитель: Я сегодня для вас, ребята. И для тебя Антошка приготовила вкусный сюрприз. Хочу вам всем подарить по вкусной ложке.(Выносится поднос с пирогами в виде « Деревянной ложки» )
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на музыкальном занятии?

  1. Какие деревянные музыкальные инструменты вы узнали?(Ответы детей: Ложки, ксилофон, рубель, трещетки)


  1. Из чего изготавливали ложку? (из баклуши, деревянных брусочков)



  1. Как называют людей, которые играют на ложках? (Ложкари)


  1. Сколько струн у скрипки? (Четыре)

  2. Где родилась скрипка (В Италии)


Попрощаться с вами, ребята, я хочу попевкой (напевает её с детьми)




9