ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К государственной итоговой аттестации»
О.Н. Естина
Цель: профилактика экзаменационного стресса.
Задачи:
-знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
-обучение выпускников способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к ГИА;
-формирование позитивного отношения к процессу сдачи ГИА;
-повышение сопротивляемости стрессу;
-развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.
Адресат: обучающиеся 9-ых, 11–ых классов
Оборудование: мяч, листы для индивидуальной работы, ручки, карточки, на которых написан текст с хаотичным набором букв (по количеству обучающихся).
Ход занятия
I.Организационный момент
1.Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые выпускники. Скоро вам сдавать экзамены, это нужный и ответственный шаг в вашей жизни. Испытываете ли вы волнение и страх перед сдачей ГИА?
2.Сообщение цели и темы занятия
-Чтобы этого не было, вы должны научиться приемам мобилизации и концентрации. Поэтому сегодня мы проведем занятие с элементами тренинга на тему: «Психологическая подготовка к ГИА». В ходе занятия вы приобретете некоторые навыки, которые пригодятся вам при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашей беседе, я предлагаю вам немного поиграть.
II. Основная часть
1.Упражнение «Ассоциации»
-Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое - то слово или видите какой-то предмет. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «ГИА»? (ответы подростков по цепочке)
-Как отметили многие из вас ГИА – это стресс. Как же научиться самообладанию в трудных жизненных ситуациях? Для этого я вам расскажу, какие существуют способы снятия психического напряжения. Экзамены - это ответственный период в жизни любого из нас и от их результатов во многом зависит будущее. Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою самостоятельность, материально благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта.
2.Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения»
-Факторы, влияющие на успех:
1)уровень знаний;
2)эмоциональная способность выдержать экзамены;
3)умение преодолевать трудности.
Трудности:
-сомнение в полноте и прочности знаний;
-стресс незнакомой ситуации;
-стресс ответственности;
-сомнение в собственных способностях;
-личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.
Негативные эмоции часто мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?
-Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
-Так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах, то можно, например, постирать вещи и насухо их выжать.
- Напряжение может быть «заперто» в горле, поэтому можно производить любые спонтанные звуки.
-Свое напряжение можно вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другой газетный лист порвать на мелкие кусочки, затем выбросить, или, например, слепить из него свое настроение, закрасив его (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).
-А ещё можно потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню, погулять в тихом месте на природе.
Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться?
3.Упражнение «Научимся владеть собой»
-Очень важно уметь обладать собой, сконцентрировать внимание. Каждый из вас получил карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног |
(После завершения задания проводится обсуждение)
- Сразу ли вы справились с заданием?
- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
- В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
- Как развить самообладание?
Самообладание – умение владеть собой, своими действиями, переживаниями, чувствами.
4.Упражнение «Закончи предложение»
-Тот, у кого в руках окажется мяч, должен продолжить начатое мной предложение:
1.Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах, то…
2.Когда я волнуюсь, то…
3.Когда я не могу собраться с мыслями, то…
4.Когда я готовлюсь к экзаменам, то…
5.Важное условие успеха …
6.Мои знания и способности…
7.Когда я не могу собраться с мыслями…
-Учитесь владеть своими эмоциями. Эмоции - это ветер, который надувает паруса. Он может привести корабль в движение, а может потопить его.
5. Информирование «Что такое релаксация»
-Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
6. Упражнение «Дыхательная релаксация»
-Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов- выдохов.
Обсуждение: Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?
7. Мини-лекция «Уверенность на ГИА»
-Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью разнообразных способов снятия психического напряжения и релаксации, которые мы сегодня осваивали. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.
8.Упражнение «Мои ресурсы»
-Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться», то есть те свои качества и характеристики, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напишите напротив каждой своей сильной стороны, каким образом она сможет вам помочь во время ГИА. (Несколько человек озвучивают результаты выполнения упражнения по желанию).
III.Заключительная часть
1. Рефлексия
-Что узнали нового для себя?
-Что показалось самым трудным сегодня?
-Что удивило?
-Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?
2. Притча «Открытые возможности»
-В завершении нашего занятия я хочу прочитать вам притчу, которая называется «Открытые возможности».
-Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у тебя будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло. Он умер в одиночестве и нищете. Когда человек дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, то заявил ему:
-«Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь я ждал... но ничего не произошло».
-«Я не это тебе обещал» - ответил ангел.
-«Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил».
Человек был озадачен.
-«Я не представляю, о чем ты говоришь», — сказал он.
-«Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?»- спросил ангел.
Человек кивнул.
-«Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в царстве».
-«И еще, помнишь»- сказал ангел - «был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома». Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.
-«Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе» - сказал ангел.
-«Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что оно никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»
Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.
-«Да, мой друг» - сказал ангел - «она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь»…
- Уважаемые выпускники, помните! Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их. Не забывайте, что успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.
Желаю вам успеха!
Список используемой литературы
1. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации /авт.-сост.: И.А. Боброва, О.В. Чурсинова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014 – 74 с.
2. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации: сборник материалов из опыта работы педагогов-психологов образовательных организаций Мурманской области / Составитель А.В. Лукина [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАУДПО МО «ИРО», 2015. - 93 с.
3. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху».
4.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009. - 184 с.
5. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.