Здравствуйте.
Тема занятия : Решение задач по генетике ЕГЭ, задания 28
Классификация задач ЕГЭ по генетике.
По характеру наследования :
задачи на независимое наследование признаков;
задачи на сцепленное наследование признаков (сюда же относятся и задачи на сцепление с полом);
задачи на нарушение сцепленного наследование в результате кроссинговера
задачи на взаимодействие генов (задачи на определение групп крови)
Комбинированные задачи;
Алгоритм действий при решении задач:
1.Внимательно читаем условия задачи.
2.Записываем его ,выделяя доминантные и рецессивные признаки.,используя принятую генетическую символику и сокращения.
3.Вносим в условие известные гены, если проявляется доминантный признак –один ген(А-),если рецессивный, то оба.
4.Уточняем генотипы родительских форм и потомков.
5.Зная генотипы родителей,определяем,какие гаметы они дают.
6.Находим интересующие нас генотиы и фенотипы потомков.
7.Даем ответы на все вопросы задания.
Задачи№1
При скрещивании растения кукурузы с гладкими неокрашенными семенами и растения с морщинистыми окрашенными семенами все потомство получилось с гладкими окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы:250,247,103,101.Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, а также генотипы ,фенотипы и количество особей потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Обьясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
Скрещивают растения кукурузы с гладкими неокрашенными семенами и растения с морщинистыми окрашенными семенами .Все потомство получилось с гладкими окрашенными
семенами. (закон единообразие),следовательно родительские особи были гомозиготами. Те признаки, которые проявились доминатные признаки, а те ,которые не проявились рецессивные признаки.
Записываем дано.
А- гладкие
а- морщинстые
В- окрашенные
в- неокрашенные
Найти Р-?,F 1-?, F 2-?,
Решение:
Р А А вв аа В В
G А в а В
F1 АаВв- гладкие, окрашенные.
Переходим ко 2 скрещиванию, в анализирующем скрещивании ,при гибриды 1 поколения.
Р АаВв аа вв
G АВ, Ав, ав
аВ, ав.
F1 АаВв, Аавв, ааВв, аавв., Получилось 4 фенотипические группы, у потомков явно прослеживается статистическая разница между соотношениями фенотипов (новых фенотипов примерно 18%) - сцепленное наследование с нарушением в результате кроссинговера. Для того ,чтобы выяснить, какие гаметы образуют группы сцепление ,а какие образовались в результате кросинговера.Возвращаемся к 1 скрещиванию,
Присутствие в потомстве 2 больших фенотипических групп особей результат сцепления генов
А в , а В. Генотипы Аавв , -ааВв -
Две другие группы образуются в результате кроссинговера.
Задача №2.При скрещивание самки дрозофилы с каплевидными глазами ,короткими щетинками и самца с нормальными глазами длинными щетинками в первом поколении были получены 21 муха с каплевидными глазами ,короткими щетинками и 19 мух с нормальными глазами ,короткими щетинками .Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с каплевидными глазами и короткими щетинками. В потомстве получилось расщепление 6:3:2:1. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, а также генотипы ,фенотипы и количество особей потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Решение.
Во 2 скрещивании появляется расщепление 6:3:2:1Из условия задачи мы видим ,что во 2 скрещивании были взяты взяли самцов и самок из F1 с каплевидными глазами и короткими щетинками.Следовательно это доминантные признаки.
Дано:
А-каплевидные глаза
а-нормальные глаза
В-короткие щетинки
в-длинные щетинки
Р-?, F1-?, F2-?,
Решение:
РАаВВ аавв
каплев.коротк. норм. Длин
G АВ,Ав ав
F1 АаВв;Аавв.
В втором скрещивании взяли дигетерозигот из 1 поколения.
РАаВв АаВв
Сотавляем решетку Пиннета
| АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ к.к. | ААВв к.к. | АаВВ К.К. | АаВв К.к. |
Ав | ААВв к.к. | ААвв К.д. | АаВв К.к. | Аавв К.д. |
аВ | АаВВ к.к. | АаВв К.к. | ааВВ н.К. | ааВв н.к. |
ав | АаВв к.к. | Аавв К.д. | ааВв н.к. | аавв н.д. |
Гибель эмбрионов вызывают в гомозиготном состоянии доминантом гомозигот,поэтому осталось не 9 , а 6 3 погибли и 1.
Задача №3Укурицы гетерогаметным является женский пол. При скрещивании курицы с гребнем, полосатым оперением и петуха без гребня с белым оперением в потомстве получились самки с гребнем, белым оперением и самцы с гребнем полосатым оперением..При скрещивании курицы без гребня , с белым опереньем и петуха с гребнем, полосатым опереньем все гибридное потомство было единообразным по наличию гребня и окраске оперенья. Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Обьясните фенотипическое расщепление.
В потомстве ген, который кодирует признак одинаковый у самцов и самок находится в аутосомах. Признак наличие гребня. Ген ,который кодирует признак различный у самок и самцов находится в половых хромосомах окраска оперения. Читаем условие задачи
А-наличие гребня.
А-отсутствие гребня
ХВ-ПОЛОСАТОЕ оперенье
Хв-БЕЛОЕ оперенье.
Р-?F-?,
ААХВY ааXвXв
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. В первом скрещивании длиннокрылых красноглазых самок дрозофилы и самца с зачаточными крыльями ,белыми глазами все потомство было единообразным по признакам длины крыльев и окраски глаз .Во втором скрещивании самок дрозофилы с зачаточными крыльями ,белыми глазами и длиннокрылых самцов с красными глазами в потомстве были длиннокрылые самки с красными глазами и длиннокрылые самцы с белыми глазами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей ,потомства в двух скрещиваниях и пол потомства. Обьясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
По условию задачи находим гены ,которые находятся в половых хромосомах и аутосомах. Ген,кодирующий признак одинаковый как у самцов и самок находится в аутосомах, Мы видим,что длина крыльев одинакова как у самцов так и самок (длиннокрылые)
А-ДЛИНЫЕ КРЫЛЬЯ
а-зачаточные крылья.
Xв-белые глаза
XВ-КРАСНЫЕ ГЛАЗА.
Р-?, F-?,
У человека между аллелями генов куриной слепоты и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца – куриная слепота, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок – дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните