СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме : "Решение генетических задач"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по генетике :"Решение генетических задач"

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме : "Решение генетических задач"»

Здравствуйте.

Тема занятия : Решение задач по генетике ЕГЭ, задания 28

Классификация задач ЕГЭ по генетике.

По характеру наследования :

  • задачи на независимое наследование признаков;

  • задачи на сцепленное наследование признаков (сюда же относятся и задачи на сцепление с полом);

  • задачи на нарушение сцепленного наследование в результате кроссинговера

  • задачи на взаимодействие генов (задачи на определение групп крови)

  • Комбинированные задачи;

  • Алгоритм действий при решении задач:

  • 1.Внимательно читаем условия задачи.

  • 2.Записываем его ,выделяя доминантные и рецессивные признаки.,используя принятую генетическую символику и сокращения.

  • 3.Вносим в условие известные гены, если проявляется доминантный признак –один ген(А-),если рецессивный, то оба.

  • 4.Уточняем генотипы родительских форм и потомков.

  • 5.Зная генотипы родителей,определяем,какие гаметы они дают.

  • 6.Находим интересующие нас генотиы и фенотипы потомков.

  • 7.Даем ответы на все вопросы задания.

Задачи№1

При скрещивании растения кукурузы с гладкими неокрашенными семенами и растения с морщинистыми окрашенными семенами все потомство получилось с гладкими окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы:250,247,103,101.Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, а также генотипы ,фенотипы и количество особей потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Обьясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Скрещивают растения кукурузы с гладкими неокрашенными семенами и растения с морщинистыми окрашенными семенами .Все потомство получилось с гладкими окрашенными

семенами. (закон единообразие),следовательно родительские особи были гомозиготами. Те признаки, которые проявились доминатные признаки, а те ,которые не проявились рецессивные признаки.

Записываем дано.

А- гладкие

а- морщинстые

В- окрашенные

в- неокрашенные

Найти Р-?,F 1-?, F 2-?,

Решение:

Р А А вв аа В В

G А в а В

F1 АаВв- гладкие, окрашенные.

Переходим ко 2 скрещиванию, в анализирующем скрещивании ,при гибриды 1 поколения.

Р АаВв аа вв

G АВ, Ав, ав

аВ, ав.

F1 АаВв, Аавв, ааВв, аавв., Получилось 4 фенотипические группы, у потомков явно прослеживается статистическая разница между соотношениями фенотипов (новых фенотипов примерно 18%) - сцепленное наследование с нарушением в результате кроссинговера. Для того ,чтобы выяснить, какие гаметы образуют группы сцепление ,а какие образовались в результате кросинговера.Возвращаемся к 1 скрещиванию,

Присутствие в потомстве 2 больших фенотипических групп особей результат сцепления генов

А в , а В. Генотипы Аавв , -ааВв -

Две другие группы образуются в результате кроссинговера.



Задача №2.При скрещивание самки дрозофилы с каплевидными глазами ,короткими щетинками и самца с нормальными глазами длинными щетинками в первом поколении были получены 21 муха с каплевидными глазами ,короткими щетинками и 19 мух с нормальными глазами ,короткими щетинками .Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с каплевидными глазами и короткими щетинками. В потомстве получилось расщепление 6:3:2:1. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, а также генотипы ,фенотипы и количество особей потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Решение.

Во 2 скрещивании появляется расщепление 6:3:2:1Из условия задачи мы видим ,что во 2 скрещивании были взяты взяли самцов и самок из F1 с каплевидными глазами и короткими щетинками.Следовательно это доминантные признаки.

Дано:

А-каплевидные глаза

а-нормальные глаза

В-короткие щетинки

в-длинные щетинки

Р-?, F1-?, F2-?,

Решение:

РАаВВ аавв

каплев.коротк. норм. Длин

G АВ,Ав ав

F1 АаВв;Аавв.

В втором скрещивании взяли дигетерозигот из 1 поколения.

РАаВв АаВв

Сотавляем решетку Пиннета


АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

к.к.

ААВв

к.к.

АаВВ

К.К.

АаВв

К.к.

Ав

ААВв

к.к.

ААвв

К.д.

АаВв

К.к.

Аавв

К.д.

аВ

АаВВ

к.к.

АаВв

К.к.

ааВВ

н.К.

ааВв

н.к.

ав

АаВв

к.к.

Аавв

К.д.

ааВв

н.к.

аавв

н.д.

Гибель эмбрионов вызывают в гомозиготном состоянии доминантом гомозигот,поэтому осталось не 9 , а 6 3 погибли и 1.

Задача №3Укурицы гетерогаметным является женский пол. При скрещивании курицы с гребнем, полосатым оперением и петуха без гребня с белым оперением в потомстве получились самки с гребнем, белым оперением и самцы с гребнем полосатым оперением..При скрещивании курицы без гребня , с белым опереньем и петуха с гребнем, полосатым опереньем все гибридное потомство было единообразным по наличию гребня и окраске оперенья. Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Обьясните фенотипическое расщепление.

В потомстве ген, который кодирует признак одинаковый у самцов и самок находится в аутосомах. Признак наличие гребня. Ген ,который кодирует признак различный у самок и самцов находится в половых хромосомах окраска оперения. Читаем условие задачи

А-наличие гребня.

А-отсутствие гребня

ХВ-ПОЛОСАТОЕ оперенье

Хв-БЕЛОЕ оперенье.

Р-?F-?,

ААХВY ааXвXв







У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. В первом скрещивании длиннокрылых красноглазых самок дрозофилы и самца с зачаточными крыльями ,белыми глазами все потомство было единообразным по признакам длины крыльев и окраски глаз .Во втором скрещивании самок дрозофилы с зачаточными крыльями ,белыми глазами и длиннокрылых самцов с красными глазами в потомстве были длиннокрылые самки с красными глазами и длиннокрылые самцы с белыми глазами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей ,потомства в двух скрещиваниях и пол потомства. Обьясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

По условию задачи находим гены ,которые находятся в половых хромосомах и аутосомах. Ген,кодирующий признак одинаковый как у самцов и самок находится в аутосомах, Мы видим,что длина крыльев одинакова как у самцов так и самок (длиннокрылые)

А-ДЛИНЫЕ КРЫЛЬЯ

а-зачаточные крылья.

Xв-белые глаза

XВ-КРАСНЫЕ ГЛАЗА.

Р-?, F-?,









У человека между аллелями генов куриной слепоты и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца – куриная слепота, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок – дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните