Занятие по дополнительному образованию
Что за наука – Бионика?
Класс: 3-4 классы
Цель: Знакомство с одной из наук- Бионикой.
Задачи:
- познакомить с понятием «Бионика»;
- Рассмотреть примеры бионических разработок.
- Придумать и создать свою бионическую модель.
Ведущий 1
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем занятии. Приглашаем отправиться с нами в мир удивительных тайн и загадок.
И начнем с первой – под сидением вашего стула находится карточка с одной частью слова. Возьмите эту карточку и найдите ее вторую часть. Получившееся слово объединит двух участников в единую группу.
Итак, найдите и составьте слова.
(Дети собирают слово и объединяются в группы).
Полученные пары займите удобное место в соответствии с тем номером, который вы видите на обратной стороне карточки со словом.
Итак, у нас получилось пять групп. У каждой группы есть свое слово – это ваша задача сегодняшнего занятия. По его окончании вам нужно поделиться своими ощущениями и эмоциями, связанными с этим словом.
Наших гостей мы просим присоединиться к группам.
(Гостей присоединяются к группам)
Ведущий 2
-Ну что ж, теперь в путь.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы видите? (ответы детей) 1 слайд
-Верно! Эта группа животных очень многочисленна и разнообразна. Как назвать всё изображенное одним словом? (Насекомые!)
-Давайте вспомним строение насекомого. Что обозначено под цифрой: 2 слайд
1 – усы
2 – голова
3 – грудь
4 – брюшко
5 – ноги
-Строение насекомых, их разнообразие мы вспомнили. 3 слайд
А как они связаны с темой нашего занятия – подсказка в центре. (ответы детей).
-Сегодня мы рассмотрим, как использовали насекомых в годы войны.
Ведущий 1
-Подскажите, сколько ног у насекомых? (ответы детей. 6 ног) 4 слайд
-Поэтому тема нашего занятия «Шестиногие солдаты»». НАЖАТЬ
Сегодня мы рассмотрим роль насекомых для военного времени и для армии. Во времена нечеловеческих испытаний и невероятной силы духа человеческого эти невидимые герои всегда были рядом.
Сегодня они готовы раскрыть вам свои тайны. И не просто тайны, а военные тайны.
Ведущий 2
Рядом с вами есть конверт. В каждом из них спрятана военная тайна. Сегодня, изучив содержимое каждого конверта, мы сможем раскрыть эти тайны. Узнаем, как использовались насекомые на фронте. Для работы у вас есть отрывки из статей, инструкции, изображения насекомых и микропрепарат на предметном стекле для исследования под микроскопом.
В течение 5-7 минут вам необходимо узнать, что за насекомое в конверте, как его применяли люди во время войн. Свой ответ заносите в схему, которая лежит у вас на столах.
В конце отведенного времени группы поделятся своей информацией.
Итак, всем понятно задание? Тогда приступайте к его выполнению. Не забывайте о времени и правилах поведения. 5 слайд
Ведущий 1
Итак, каждая группа приготовила ответ на свое задание. И мы все готовы внимательно слушать?
Слово представляется 1-ой группе. 6 слайд
Слово представляется 2-ой группе. 7 слайд
Слово представляется 3-ой группе. 8 слайд
Слово представляется 4-ой группе. 9 слайд
Слово представляется 5-ой группе. 10 слайд
При ответе группы прикрепляют свои схемы на доску.
Ведущий 2
Подвиг людей этой страшной войны, их тяжелый труд и самопожертвование всегда останутся в наших сердцах. Он увековечен в песнях, фильмах, картинах, отмечен наградами и орденами. Но есть ли награды этим невидимым помощникам - нашим насекомым? Нет… 11 слайд
Предлагаю исправить эту несправедливость. Мы создадим для них медаль здесь и сейчас.
На центр доски вешаем колодку с надписью: «Насекомым от людей».
Как вы думаете за что мы могли бы дать эту медаль насекомым. Подумайте в течение 30 секунд и напишите на цветных медалях.
Ученики выходят к доске и прикрепляют к колодке свою медаль, проговаривая за что они бы наградили насекомое.
У нас получилась разноцветная медаль, как цветик-семицветик. Говорят, он может исполнять желания. Я желаю вам только мирного неба над головой.
Ведущий 1
Есть еще одна военная тайна и она связана с таким словом, как БИОНИКА. Слайды 12
Бионика состоит из двух частей: биология и техника. Люди подсмотрели у насекомых и других организмов свойства, функции, структуру и применили это в военной технике.
- Что взял от насекомого и применил в технике человек? Слайды 13-22
- А знали ли вы, что символом мира, доброты и надежды среди насекомых считают БАБОЧКУ
.- Давайте мы попробуем создать техническую модель бабочки.
-Что должна делать наша созданная модель? (летать)
- Какая деталь должна присутствовать у модели, помогающая лететь? (крылья)
(выполнение работы учащимися
Все вместе запускаем свои модели)
Ведущий 2
Все мы молодцы, у нас все получилось! Вот на такой хорошей ноте мы подошли к завершающему этапу занятия. В самом начале вы составили слово, а сейчас его нужно дополнить своими эмоциями и ощущениями
Рефлексия слайд 23
Научился …..
Понравилось ……
Удивило ……
Запомнилось …..
Разобрался …..
Всем спасибо
Группа №1 «комары»
Комары, зараженные жёлтой лихорадкой или малярией, помещались в специальные бомбы и распространялись на территории врага. Причем для этого отбирались только самки, так как только они пьют кровь человека и животных. А самцы питаются нектаром.
У зараженного малярией комара в слюнных железах находится много болезнетворных спор. Когда такой комар укусит здорового человека, болезнетворные споры проникают в его кровь вместе со слюной насекомого. Вскоре у человека проявляются признаки заболевания.
Группа №2 «мухи»
Мухи, переносящие холеру и тиф, также применялись во время войны. Холера – острая кишечная инфекция, при которой происходит резкое обезвоживание организма, что может привести к смерти.
На теле и лапках мух есть мелкие ворсинки, к которым прилипают возбудители болезней. Насекомые переносят их на себе и заражают продукты питания, оставленные на столах и в других открытых местах.
Группа №3 «блохи»
Во время войн использовали заражённых чумой блох, которые помещались в специальные бомбы. В результате взрыва бомбы, блохи не погибали, а распространялись на большой территории и распространяли заболевание, вспыхивали эпидемии и гибло огромное количество людей.
Блохи передают заболевание грызунам, кошкам и собакам, а те в свою очередь переносят зараженных блох к жилью человека. Чума – страшная эпидемия, которая уносила жизни целых поселений.
Группа №4 «пчелы»
Улья с пчелами использовались как импровизированные бомбы. Партизаны умудрялись забрасывать в танк улей, который превращал танк в ловушку — экипажу ничего не оставалось, кроме как эвакуироваться. Разъяренные пчелы могут серьезно деморализовать противника и отвлечь его, тогда он станет уязвим для традиционного оружия.
Совсем недавно было обнаружено, что пчелы обладают великолепным обонянием. Особые «отряды» пчёл могут использоваться для сапёрных работ. Они могут находить мины значительно успешнее, чем натренированные собаки или даже электронные устройства. «Пчёлы-нюхачи» привлекаются для поиска взрывчатки.
Группа №5 «жуки»
Для войны нужны солдаты, а солдат нужно кормить. И колорадский жук идеально подходит для того, чтобы лишить врага пищи. Колорадский жук в качестве оружия, конечно, не способен навредить врагам напрямую, но сожрать их посевы — более чем.
В годы войны немцы пытались вызвать продовольственные проблемы у Великобритании, сбрасывая контейнеры с колорадским жуком на картофельные поля в 1943 году. В результате испытания весь картофель был заражен колорадским жуком. Возникли проблемы с питанием солдат.
К | О | М | А |
Р | М | У | Х |
А | П | Ч | Е |
Л | А | Ж | У |
К | Б | Л | О |
Х | А | | |
НАУЧ | ИЛСЯ |
ПОНРА | ВИЛОСЬ |
УДИВ | ИЛО |
ЗАПОМ | НИЛОСЬ |
РАЗОБ | РАЛСЯ |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | | | |
Инструкция 1.Прочитайте текст, 2.Заполните схему, используя информацию текста 3.На схему вклейте изображение насекомого 4.Рассмотрите под микроскопом микропрепарат с частью тела насекомого; какой прибор или техническое устройство она вам напоминает? 5.Подготовьтесь рассказать полученную информацию другим группам 6.Схему закрепите на доске | Инструкция 1.Прочитайте текст, 2.Заполните схему, используя информацию текста 3.На схему вклейте изображение насекомого 4.Рассмотрите под микроскопом микропрепарат с частью тела насекомого; какой прибор или техническое устройство она вам напоминает? 5.Подготовьтесь рассказать полученную информацию другим группам 6.Схему закрепите на доске |
Инструкция 1.Прочитайте текст, 2.Заполните схему, используя информацию текста 3.На схему вклейте изображение насекомого 4.Рассмотрите под микроскопом микропрепарат с частью тела насекомого; какой прибор или техническое устройство она вам напоминает? 5.Подготовьтесь рассказать полученную информацию другим группам 6.Схему закрепите на доске | Инструкция 1.Прочитайте текст, 2.Заполните схему, используя информацию текста 3.На схему вклейте изображение насекомого 4.Рассмотрите под микроскопом микропрепарат с частью тела насекомого; какой прибор или техническое устройство она вам напоминает? 5.Подготовьтесь рассказать полученную информацию другим группам 6.Схему закрепите на доске |
Инструкция 1.Прочитайте текст, 2.Заполните схему, используя информацию текста 3.На схему вклейте изображение насекомого 4.Рассмотрите под микроскопом мик-ропрепарат с частью тела насекомого; какой прибор или техническое устройство она вам напоминает? 5.Подготовьтесь рассказать полученную информацию другим группам 6.Схему закрепите на доске | |