МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»
занятие
по внеурочной деятельности во 27 классе
духовно-нравственное направление
«Начала мудрости»
на тему:
«Дружба»
Я не скажу тебе, что значит
дружба…
Мне кажется, слова излишни
тут,
Ты лишь спроси меня о том, что
тебе нужно,
И я приду, когда другие не придут.
Подготовила и провела:
учитель высшей категории
Исакова Мадина Алиевна
Махачкала 2018 г.
Цели: дать понятие «дружбы», ознакомить с правилами дружбы, выяснить какими качествами должен обладать настоящий друг;
Задачи: учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, заботиться о близких, воспитывать уважение к окружающим, развивать умение аргументировать свою точку зрения, способствовать формированию у обучающихся понятия о добре и зле ( на примере анализа предложенных), способcтвовать воспитанию в детях стремления к добрым человеческим взаимоотношениям, отзывчивоcти и милосердия к окружающим, друг к другу, способствовать осознанию того, что добро – это радость для окружающих и самого себя.
1. Пояснительная записка
Дружба является одним из самых великолепных чувств, которые могут сделать человека счастливым. Однако в современном мире, к сожалению, мало кто по-настоящему понимает, что действительно означает Дружба, стремится ее строить и искренне ценит. Настоящую крепкую искреннюю и глубокую дружбу для сегодняшней молодежи во многом сменили поверхностные отношения в социальных сетях без каких-либо обязательств и тому подобное. Именно поэтому уроки дружбы и мероприятия на эту тематику очень важны!
Во внеурочной деятельности принимают участие ребята в возрасте 7-8 лет. В группе 17 человек. Из них 7 мальчиков и 10 девочек. Коллектив учащихся дружный, сплоченный, трудолюбивый. Дети очень любят принимать участие в различных акциях, внеклассных мероприятиях, праздниках.
Тип занятия: комбинированный
Формы, приёмы и методы: игровая форма; словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, творческий.
Вид диагностики результативности и эффективности: педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально- нравственным состоянием школьников в повседневной жизни.
Оборудование:
мультимедийная установка, презентация, длинное кашпо с пенопластом, заготовки (цветочки) для клумбы «Аллея дружбы» и букетики фиалок; лист-путеводитель, костюмы.
2. Планируемые результаты
Личностные:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативной компетентности детей;
-уcтановление соответствия поcтупков нравственным правилам;
-cопоставление, сравнение героев, их поведения;
Предметные:
- обосновывать выполненные задания;
-клаcсификация материала по разным основаниям;
- конструировать последовательность шагов;
- составлять памятку, определять место заданной детали в конструкции.
Метапредметные:
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, учитывать разные мнения;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
3.Формирование УУД:
Личностные УУД:
Самоопределение:
- формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к внеурочной деятельности;
- осознание ответственности человека за общее дело;
Смыслообразование:
- мотивация познавательной деятельности;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- сотрудничества в разных ситуациях.
- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.
- формирование нравственного сознания младшего школьника
- формирование начальных нравственных представлений, знакомство с нравственными понятиями: «Что такое добрый дружба?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
Регулятивные УУД:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия.
- способность и умение планировать cвои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- вносить необходимые коррективы в действие поcле его завершения на основе его оценки и учёта характера cделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- формулировать и решать проблемы;
- осознанно строить высказывания в устной форме;
Логические:
- анализ признаков с целью составления объектов;
- составление целого из частей;
- построение рассуждения; обобщение.
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
Планирование сотрудничества:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- выражение cвоего мнения и аргументация своей точки зрения.
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнёров высказывания;
- признание возможности cуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- строить монологичное высказывание;
- слушать собеседника, вести устный диалог;
- уважительное восприятие других точек зрения.
Тип занятия: комбинированный
Ход занятия
1. Актуализация внимания
Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые гости. Начинаем наше занятие по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Начала мудрости». Ребята, повернитесь друг к другу и поприветствуйте товарища, поздоровайтесь с нашими гостями.
Слайд 2
- Наше занятие хочу начать стихами:
В жизни мудрость нас ведёт,
С каждым днём она растёт.
Вслед за ней и мы растём
И мудреем с каждым днём.
Ищем мудрые советы,
Мудрые даём ответы.
С мудростью дела ведём,
Мудрость слушаем во всём.
2. Введение в тему
Слайд 3
- А чтобы понять о какой мудрости мы будем познавать на нашем занятии, вам необходимо выполнить задание. Обратите внимание, перед вами лежит карта-путеводитель, на ней записаны пословицы, но у них перепутаны начала и концы. Как думаете, какое задание можно предложить? (варианты)
Дерево живёт корнями | великая сила. |
Дружба, как, стекло, | а человек – друзьями. |
Дружба – | разобьёшь – не сложишь. |
- Правильно, необходимо навести порядок, сложить пословицы. (выполняют, проверка) Проверьте, что у вас получилось? Если справились с заданием поднимите жёлтый цветок. Что у вас получилось?
- Какая тема объединяет все эти пословицы? О чём пойдёт у нас сегодня речь?
- Верно, сегодня будем учиться дружить, заботиться о близких, познакомимся с правилами дружбы.
4. Работа над темой.
Слайд 4
- Для начала давайте выясним, что такое «дружба»? Помогут разобраться в этом Аиша и Фатима, которые выучили стихотворение Лопатиной «Что такое дружба?»
Аиша
- Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба? –
Это когда зайцу
Лисицу бояться не нужно.
Фатима
А после спросила у девочки
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете
И звери, и птицы, и дети!
- А вот как толкуется слово «дружба» в толковом словаре Даля В.И. расскажет Мухаммад, он должен был узнать и рассказать вам сегодня.
- Дружба связывает не только людей, но и коллективы, предприятия. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами.
- Продолжим наше занятие. Давайте узнаем, что входит в понятие дружба?
Слайд 5
- Как называется это произведение? Кто его написал? О ком оно? Какой волшебный помощник помогает девочке Жене исполнять желание?
Слайд 6
- Мы тоже будем растить наш чудесный цветок, который научит вас дружить, ценить отношения, уважать и не обижать друзей. (Обратить внимание на макет цветка, повешенный на доске) Но в нём чего-то не хватает… чего же? (лепестков) А лепестки будут вырастать после каждого верно выполненного вами задания.
Слайд 7
Как поступала Женя в начале сказки? Получила ли она удовлетворение от первых своих желаний? Почему?
- Как она поступила с последним лепестком? Была ли она довольна результатом? Почему?
- Чему нас учит сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? (варианты учащихся) Верно, сказка учит нас взаимопомощи, добросердечию, дружелюбию. Вот и выросли у чудесного цветка несколько лепестков. (Клею лепестки)
Слайд 8
- В следующем задании, которое вам подготовила бабушка-волшебница, мы встретимся с героями сказки В.Г. Сутеева «Под грибом», которое вы изучали на внеклассном чтении. Это задание выполняется с товарищем по парте. Вам необходимо восстановить последовательность событий в произведении. (проверка)
- Как вы справились с заданием? Если всё получилось верно, поднимите красный цветок.
- Чему учат детей герои сказки В.Г. Сутеева?
- Герои сказки «Под грибом» учат детей взаимопомощи, выручке, дружелюбию, заботливости. Таким образом у нашего чудесного цветочка вырастают новые лепестки. (Клею лепестки)
Слайд 9
Инсценировка «Сказка о трёх бабочках»
Цветы - Замира, Амина Д.; Солнце – Хадиджа;
Бабочки – Марьям (белая), Камилла (красная), Муся (жёлтая).
- Какие черты дружбы проявили бабочки? Чему научил вас поступок бабочек? (Варианты)
- Бабочки проявили заботу, не бросили товарища в беде, помогали друг другу в трудную минуту. Значит у нашего цветочка вырастают ещё лепестки. (Клею лепестки)
Слайд 10
Ф/М «Лети, лети лепесток»
1. Шагают. 2. Руки вверх-вниз. 3. Кружатся. 4. Прыжки с хлопками.
- Садитесь. Приложите правую руку к сердцу и прислушайтесь к сердцебиению.
Слайд 11
- Прочитайте пословицу. Почему в народе так говорят? Как думаете, что означают эти слова? Почему сердечко сравнивают с ласковыми словами? (Варианты учащихся)
«Чуткое сердечко, что ласковое словечко»
- Подумайте, какие слова вы скажете другу в сложную для него минуту? Как поддержите?
Попросить сказать друг другу ласковые слова.
- Добрые, ласковые слова всегда поддерживают друг друга, улучшают настроение в трудную минуту. Это тоже проявление дружбы, умение в нужный момент подбодрить, поддержать. Поэтому у нашего чудесного цветочка вырастает еще лепесток.
Слайд 12
- Вот и выросли лепестки у нашего цветочка. А Бабушка-волшебница приготовила вам в подарок памятку настоящего друга. Прочитайте и объясните (дети читают по одному пункту, объясняют).
- Перед вами лежат цветочки трёх разных цветов. Выберите любой из них и напишите на его лепестках какие качества необходимы для умения дружить. А чтобы вам легче было выполнить задание, бабушка-волшебница подготовила вам слова-помощники. Но, будьте внимательны при выборе слов. (Выполняют задание)
- А теперь, предлагаю посадить цветы и вырастить клумбу «Дружбы». (Дети сажают, я поливаю, цветы поднимаются). Вот какая клумба «Дружбы» выросла в нашем классе!
5. Рефлексия
- Вы уже знаете что такое дружба. А теперь, предлагаю спеть песню о том, каким должен быть «Настоящий друг».
6. Итог занятия
Слайд 13
- В заключение занятия хочу предложить послушать Саида, он подготовил стихотворение о том, как надо дружить:
С другом разделю всё вместе,
С другом буду всегда честен.
Если в чём-то я не прав,
Друг поможет – он не враг.
В обиду друга я не дам,
Не променяю, не предам.
От того беги скорей,
Кто чернит твоих друзей!
- Ребята, у вас на партах лежат букетики. Вам, наверно, было интересно для чего они? У нас с вами есть клумба «Дружбы», а эти букетики предлагаю подарить нашим гостям в знак дружелюбия!
(Кто-то спрашивает: За что им букетики? Дети отвечают: Просто так!)
Дарят цветы и возвращаются на место.
- Наше занятие подошло к концу. Спасибо, ребята, вам за работу! Спасибо нашим гостям.