Занятие-практикум (декабрь)
Переключение внимания.
Занятие № 1. Гаджеты.
Цель: развитие переключения внимания с гаджетов на другой вид деятельности
Задачи:
- формировать познавательную деятельность (внимание, память, восприятие, воображение)
- формировать личностные качества (воля, целенаправленность действий и т.д.)
- формировать эмоциональную сферу ребенка
- формировать коммуникативные навыки (ребенок "втягивается" в общение при взаимодействии в игре).
Участники: родители и дети с ОВЗ
Оборудование: емкость с кинетическим песком (крупа), мелкие игрушки, рванная бумага, салфетки, фольга, грецкие орехи.
Ход занятия
Жизнь современной семьи уже почти невозможно представить без гаджетов. С самого раннего возраста дети начинают активно интересоваться мобильными телефонами и планшетами, заменяя ими любые другие занятия.
Гаджеты, бесспорно, облегчают жизнь родителям, но часто они приносят и множество проблем - от ухудшения зрения до абсолютной неспособности ребенка взаимодействовать с людьми в реальном мире.
Как только родители перестают следить за временем использования мобильных телефонов, можно смело утверждать - гаджеты вредят!
Конечно, запрещать использовать гаджеты раз и навсегда не нужно. Первое, что нужно сделать, - определить меру.
Не запрещайте, а планомерно вырабатывайте здоровое отношение к устройству.
Если у ребенка уже есть постоянное желание смотреть мультфильмы или играть в игры, стоит обсудите с ним время использования устройства (если позволяет возраст). Например, до полутора часов в день, но не более 30 минут за один раз. При этом родители должны быть готовыми не просто отбирать телефон или планшет, а отвлекать ребенка, заинтересовывать его другими делами (совместным общением, игрой со сверстниками, спортом, творческими занятиями, различными интересными хобби).
Объясните, что гаджет - это помощник, к которому мы обращаемся, только когда он действительно необходим. Среди игр сделать упор на развивающие головоломки или интересные викторины. По возможности, обсуждайте с ребенком то, какую пользу он сегодня получил от своего помощника: какую информацию нашел, какие знания получил, какие сделал выводы. Будьте вовлеченными в то, что делает ребенок, разделяйте его интересы, стремления, хвалите за успехи и помогайте в решении вопросов.
Будьте достойным примером и не проводите за телефоном большую часть дня (хотя бы в присутствии ребенка!). Дети не только берут пример с родителей, не отрывающихся от телефонов, - они расстраиваются и чувствуют сильную тревогу, когда самые близкие взрослые предпочитают им электронные устройства.
Это важно помнить
Знакомить детей с гаджетами лучше после трех лет. Современные специалисты утверждают, что в 3-4 года ребенку лучше не использовать гаджет более получаса в день. В 5-6 лет - не более полутора часов. При этом устройство обязательно должно быть защищено программой родительского контроля. Дети не должны сами осваивать телефоны или планшеты - этому их должны обучать близкие взрослые.
Не стоит использовать гаджет с целью успокоения ребенка или для того, чтобы занять его, когда он требует внимания, но у взрослых есть «дела поважнее».
Чтобы сократить время использования гаджетов, дома можно создавать специальные «свободные зоны» (например, в кухне или в спальне). Эти зоны всегда должны быть свободны от мобильных устройств. Если установить такие правила и строго их соблюдать, со временем ребенок привыкнет к ним и будет воспринимать такие «традиции» как часть жизни.
Всегда необходимо помнить, что полноценное развитие ребенка возможно только при постоянном контакте с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение с родителями и сверстниками, развивающие игры, изучение окружающих предметов и природы.
Игра 1. Прогулка. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами.
Следует организовать и сбор природного материала (палочки, камушки, листики, каштаны, орехи), а после дать задание его разложить.
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Необходимо поддерживать интерес детей к приметам времени года, задавать вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям.
На летней, весенней, зимней, осенней прогулке периодически обращайте внимание детей на цветовую гамму окружающих деревьев.
Игра 2. "Угадай на ощупь". Попросите ребенка закрыть глаза, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Если ребенок не называет игрушку. Произносите сами: «Ура, ты нашел мишку (зайчика)» закапывать руку; строить город и т.д.
Первое правило для родителей – установите доверительные отношения с ребенком.
Второе правило для родителей – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).
Третье правило для родителей - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
3. Игры с бумагой. Способствуют развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности: складывание различных фигур; разрывание бумаги на мелкие части; «комкание» и скатывание бумажного мячика.
Этот комплекс упражнений поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.