Аксенова Анна Васильевна
Педагог-психолог
МОУ «Сретенская СОШ № 1»
Занятие «Путешествие на остров Дружбы» для учащихся 5 класс
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
Сплочение коллектива.
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию, карта острова в разрезе.
Режим работы: 40 минут
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Психолог: Ребята сегодня наша школа получила сигнал «SOS», который был послан туземцами из далекого острова в Индийском океане. У них случилось большое несчастье! Из-за того, что туземцы не были дружны, стали злыми и совершали плохие поступки по отношению друг к другу. Они потеряли все свои Эмоции!
- Поэтому наша с вами задача помочь островитянам вернуть способность ощущать свои Эмоции. Вы готовы помощь?
- ответы детей.
Для начала давайте соедини парты так, чтобы можно было сесть в круг. Теперь мы сможем отправиться в путешествие, и помочь нам в этом поможет упражнение «Волшебная жемчужина».
Предлагаю вам выбрать кусочек цветного пластилина, и скатать шарик любого размера, затем вы свой шарик передайте тому, кто сидит рядом с вами, назвав свое имя и Эмоцию, которую вы бы хотели, чтобы получили туземцы от вас в дар.
Передавая шар по кругу, все скатывают большой, цветной шар.
Какие вы молодцы, у нас получилась большая волшебная жемчужина наших положительных дружеских эмоций. Давайте ее доставим на таинственный остров.
Ребята практически все готово для путешествия и можно отправляться. Вот только плыть нам придется на корабле. Вы знаете, что на каждом корабле должна быть команда. Скажите, пожалуйста, кто обязательно должен быть на корабле?
Капитан - самый смелый и отважный на корабле
Штурман - знаток всех опасных и труднопроходимых мест в Индийском океане.
Кок - Благодаря его таланту каждый обед на корабле – настоящий праздник кулинарного искусства
Врач - От его таланта зависит здоровье всей команды
Матросы - разнообразные умения делают незаменимым на этом корабле.
Команда собрана и готова к отправке! Вот только не задача, а куда же мы будем плыть? Островитяне прислали нам карту. Но вот только она повреждена. Давайте попробуем ее собрать!
Молодцы ребята! Карта собрана и мы готовы к отплытию на таинственный остров! Занимайте свои места на корабле!
А пока мы плывем, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Психолог: А теперь чтобы быстрее плыть мы с вами должны выполнить задание.
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
Психолог: А сейчас давайте нарисуем туземцам нашу фотографию класса и подарим им на память.
Упражнение: « Фотография нашего класса»
Участникам дается чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у него в классе.
Психолог: и ещё одно задание. Надеюсь вы справитесь.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.)
Психолог: Посмотрите, пока мы выполняли задания, за бортом уже показался берег острова. Пора высаживаться.
А вот и вождь вышел нас встречать. Давайте передадим ему нашу Волшебную жемчужину.
Ритуал прощания
Упражнение «Подарок»
Цель: Положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут
Описание упражнения:
Психолог: Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашему классу, чтобы взаимодействие в ней стало ещё эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит классу.
Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый из участников высказывается, что бы он хотел подарить группе.
Давайте, наградим себя за успешное сотрудничество аплодисментами!
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: Наш тренинг подошёл к завершению. Хочу спросить у вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для класса?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо за участие!
До встречи новых путешествий!