СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 4-5 классов "Секреты общения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга для обучающихся 4-5 классов "Секреты общения"»

Занятие с элементами тренинга

для обучающихся 4-5 классов по теме: «Секреты общения»


Опорный конструкт занятия по программе, реализуемой в 4 классе «Вместе играем и развиваемся»

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

1. Создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

2. Научить навыкам позитивного общения обучающихся.

3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

Используемые материалы:

  • презентация PowerPoint;

  • картинки на каждого участника в виде солнца, звезды, тучи;

  • карточки со словами к упражнению «Крокодил»;

  • Цветные карандаши;

  • Листы А4;

  • Памятки на каждого ребенка о секретах и правилах общения.

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу». Упражнение «Барометр настроения»

  2. Введение в тему. Информационный блок (что такое общение, способы общения)

  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Крокодил». Упражнение «Картина четырех художников». Упражнение «Пять ключей общения».

  4. Подведение итогов занятия, рефлексия. Упражнение «Барометр настроения».

Контингент: обучающиеся 4 «В» класса

Литература:

1. Карандашев, В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы / В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 319 с.

2. Пилипко, Н.В. Приглашение в мир общения (часть 1). - М.: УЦ «Перспектива», 1999 – 112с.

3. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 544 с.

4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - 9-е изд. - М.: Генезис, 2018. - 312 с.





Секреты общения

1. Организационный момент

1.1. Приветствие

Цель: создание позитивного психологического климата в группе

Ведущий здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечом к плечу»

Ведущий:

«Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т. п.

1.2. Разминка

Участники рассаживаются на свои места.

Упражнение «Барометр настроения»

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: А с каким настроением вы пришли на наше занятие?

Изобразите пожалуйста, движением, обозначающее ваше эмоциональное состояние:

  • Солнышко (руки вверх) – радостное настроение,

  • Звездочка (руки на пояс локти расставлены)– настроение спокойное, нейтральное,

  • Тучка (самообьятие) плохое настроение.

На нашем занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

(Психолог диагностирует по выбранной позе эмоциональное состояние ребенка)


2. Введение в тему. Информационный блок

Ведущий открывает на доске тему занятия: «Секреты общения» и эпиграф к уроку:

Золотое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе»


Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.

Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно общаться, ладить друг с другом и окружающими нас людьми., чтобы не оказаться в ситуации одиночества.

Ребята, наше занятие будет посвящено общению. Кто знает, что такое общение?

– Общением можно назвать простой обмен новостями между людьми. Ведь по тому, что тебе рассказывает человек и как он это делает, о чём он волнуется, чем интересуется, можно многое понять о его внутреннем мире и о его характере. Общение между людьми происходит постоянно, но, конечно, всегда по-разному. Это может быть задушевная беседа двух друзей, или шумная игра во дворе, или совместное выполнение домашнего задания, или разговор по телефону. В магазине, на улице, в классе, в театре – везде, где есть хотя бы ещё один человек, мы вступаем в общение. Общаясь с самыми разными людьми, мы накапливаем опыт общения.

Вот наша тема занятия «Секреты общения»

Люди живут все вместе, в одном обществе. И чтобы друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, работать, отдыхать, каждому надо соблюдать правила, называемые этикетом.

1. Исключи повторяющиеся буквы и прочти ключевое слово.

Т П И П С Ж М Т С Я Ж

(имя)



1НАЗЫВАЙ СОБЕСЕДНИКА ПО ИМЕНИ, И ОН БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ТЕБЕ ТАК ЖЕ!

Каждый из вас любит, когда к нему обращаются по имени и обижается на прозвище.

– Когда я была маленькой, мои родители называли меня разными именами: Ирина, Иринка и Иришка.

– А вы как бы хотели, чтобы вас называли?

– Сейчас мы поиграем в игру. Условия её такие: мы будем передавать

друг другу клубок, называя друга по имени, причём, имя одного человека не должно повторятся.

1 2 3 4 5 6

(внимание)



2.БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН К ТЕМ, КТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ, И ЛЮДИ БУДУТ УВАЖАТЬ ТЕБЯ !

С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть , обидеть и утешить.

Необходимо всегда думать, прежде, чем что-то говорить.

Что посеешь, то и пожнешь.

– Сейчас я буду зачитывать строки из сказок.

Задание: Назвать имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам другое яичко,
Не золотое – простое.

Не тужи, Иван– Царевич,
Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее.

Это всё пустяки,
Дело то житейское.

Не печалься, ступай себе с Богом!
Будет твоя старуха царицей.

 Ребята, давайте жить дружно!

 

– Быть внимательным к людям, это значит не быть безразличным к ним. Старайтесь не обижать окружающих вас людей ни делом, ни словом. Слово ,порой, ранит больнее.

3. УМЕЙ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ДРУГОГО, И ТЫ УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО!

Оказывается, что при разговоре мы понимаем не только речь, но и выражение лица, позу и жесты собеседника, то есть его мимику и пантомимику.

МИМИКА – это различные выражения лица.

Задание: Каждый из вас возьмёт карточку с заданием и изобразит указанное выражение лица, а мы найдём соответствующую пиктограмму.

Напомню! ПИКТОГРАММА-это изображение лиц людей в различных эмоциональных  состояниях.

ПАНТОМИМИКА – разнообразные позы и жесты.

Задание: Каждый из вас возьмёт карточку с заданием, прочитает её про себя и покажет жест. Все остальные будут угадывать, что этот жест означает.

На карточках:

Поздороваться
Согласиться
Не согласиться

Остановить машину
Попросить разрешения на уроке
Попрощаться



Чтобы прочитать ключевое слово, расставь слоги в правильной последовательности.

ЛИВЕЖВОСТЬ

(вежливость)



4.БУДЬ ВЕЖЛИВ, И У ТЕБЯ БУДЕТ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Игра: “Магазин вежливых слов”

На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.

– Молодцы, справились с заданием!

Таблички: “Слова благодарности”, “Слова приветствия”, “Слова извинения”, “Слова прощания”

Отгадай ребус.


МАНИЕ

5.УМЕЙ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО!

Ежели вы вежливы.
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей окажите
Без просьбы-то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
Ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.


Упражнение «Картина четырёх художников»

Каждая команда получает лист бумаги формата А4 и карандаш. Дети вчетвером выполняют следующее задание: держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, им предстоит нарисовать дом, кошку, цветок. Когда рисунок будет готов, «художники» ставят (опять же не произнося ни слова) одну подпись. Затем работы демонстрируются всем и подводятся итоги.

Вопросы для команды:

- Как они действовали: рисовал кто-то или они менялись ролями?

- Как изъяснялись друг с другом без слов?

- Все ли довольны результатом?

- Как можно достичь единства в чем-либо, избежав неравенства в отношениях?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Скажите, что больше всего понравилось на занятии?
Что вы узнали нового и полезного?

Упражнение «Барометр настроения»

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: Помните, в начале занятия мы оценивали своё настроение. Я предлагаю повторить это упражнение. Выберите карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние после проведения нашего сегодняшнего занятия. Напомню, что

  • солнышко – радостное настроение,

  • звездочка– настроение спокойное, нейтральное,

  • тучка плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.

Я вижу, что ваше настроение улучшилось и надеюсь, что оно сохранится на долгое время.

Всем спасибо за занятие!
















Ежели вы вежливы.
То, сидя на уроке,


Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.


Ежели вы вежливы
Поможете вы маме


И помощь ей окажите
Без просьбы-то есть сами.


Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,


И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.


Ежели вы вежливы,


Тому, кто послабее,


Вы будете защитником,


Пред сильным не робея!















Поздороваться


Согласиться


Не согласиться

Остановить машину


Попросить разрешения на уроке


Попрощаться