СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга «Конфликты. Практика решения конфликтов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование конфликтной компетентности у детей, воспитание толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Конфликты. Практика решения конфликтов»»

Занятие с элементами тренинга

«Конфликты. Практика решения конфликтов»



Цели:


Формирование конфликтной компетентности у детей, воспитание толерантности.


Задачи:


- определить понятия «конфликтная ситуация» и «конфликт»

- анализ способов выхода из конфликтных ситуаций;

- формирование умения разрешать конфликты

- определение уровня конфликтности



ХОД ЗАНЯТИЯ


Организационный момент.


Упражнение «Шкала настроения» (На карточках каждый рисует свое настроение на данный момент, например, в виде тучи, солнца и т. д. Затем карточки собираются, перемешиваются и ведущий, доставая по одной, выясняет, почему может быть такое настроение)


Основная часть.


1. Постановка цели занятия:


- Познакомимся с понятием «конфликт», типами конфликтов, их возможными причинами, проанализируем способы выхода из конфликтных ситуаций, поучимся избегать и преодолевать конфликты, определим свой уровень конфликтности.


2. Новая тема:


- Вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. В психологии ссору называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латинского языка и обозначает «столкновение».

Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. Практически нет ни одной сферы жизни, где не могла бы возникнуть конфликтная ситуация. Различны причины, предметы конфликтов и намерения людей, идущих на конфликт, но отрицательные последствия есть всегда. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому – либо поводу. Но далеко не каждая конфликтная ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.


Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация.


Если ссорятся двое и более людей, то мы называем конфликт межличностным. Это ситуация, когда мотивы, интересы и способы действия разных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. Конфликты могут быть явными (открытыми) и скрытыми («подспудными»). Явный конфликт, как правило, начинается с разногласия, он предусматривает открытую дискуссию, которая приведет к общему решению.


Скрытые конфликты связаны с изменением поведения личности и имеют характерные признаки:


- Резко снижается общение человека с тем, с кем развивается конфликт.


- Заметно снижается активность и заинтересованность личности в совместной деятельности.


- Человек становится критически настроенным (иногда ворчливым) по отношению ко всему и всем.


- Появляется (при затяжном конфликте) повышенная агрессивность.


- Повышается количество ошибок в работе, вероятность несчастных случаев.


Однако в противоречие могут входить мотивы одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то делать, а с другой – по каким – то личным причинам не может позволить себе это осуществить. Такая ситуация вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, что может закончиться конфликтом с самим собой. Это внутриличностный конфликт.





3. Практическое задание.


Ведущий просит учащихся разделиться на две подгруппы и каждой подгруппе придумать по два межличностных конфликта.


4. Новая тема. Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. Исследования выявили, что, несмотря на многообразие и уникальность конфликтов, все они имеют общие этапы развития. Различают три стадии конфликта.


Первая стадия – предконфликтная. Она характеризуется возникновением разногласия по какому – либо вопросу между двумя и более личностями. Как правило, это разногласие изначально воспринимается как формально деловое. Если, однако, стороны не могут договориться, в силу вступает психологический фактор. Люди начинают смотреть друг на друга с точки зрения взаимного раздражения, а иногда и неприязни. Отношения между участниками разногласия приобретают повышенную напряженность. Оппозиция сменяется противодействием, которое переходит в конфликт.


Вторая стадия – собственно конфликт. На стадии собственно конфликта каждый из участников воспринимает свою конкретную цель как несовместимую с целью “противника”. Общение принимает форму открытой “войны”.


Третья стадия – разрешение конфликта.

Выделяют несколько способов решения разногласий, приводящих к конфликту:


Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти)


Уклонение (стремление уйти от конфликта)


Приспособление (взаимные уступки, “половинчатые” решения)


Сотрудничество (решение проблемы с учетом интересов друг друга)


5. Практическое задание. Ведущий предлагает психотехническую игру «Письмо губернатору» (учащиеся делятся на 5 подгрупп, получают карточки с названием стратегии поведения в конфликтной ситуации. Задание – составить письмо – отказ или письмо – соглашение, выдержав стиль).


Шаги решения конфликта:


- Выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий)


- Определить интересы, желания конфликтующих


- Понять доводы, аргументы, интересы оппонента


- Сохранить позитивное отношение к оппоненту (дать партнеру “выпустить пар агрессии”, самому вести себя спокойно), сохранять эмоциональную выдержку (не давать партнеру отрицательных оценок, а говорить о своих чувствах)


- Отделить отношения и эмоции от самой проблемы (спокойно обосновать свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу)


- Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.


5. Практическое задание. Ведущий предлагает психотехническое упражнение “Sorry. Конфликта не будет”.


3. Подведение итогов.


- Беседа:


* Что нового узнали?


- Рефлексия.


Флегматичный человек часто бывает скучен и неинтересен для окружающих, но и чрезмерная активность, переходящая в агрессию, никого не радует. Предлагаем вам с помощью теста “Уровень конфликтности” определить, достаточно ли вы корректны в отношениях с окружающими людьми и легко ли им общаться с вами. Из трех вариантов ответа выберите тот, который считаете подходящим для себя. Выполнение теста «Уровень конфликтности»