Занятие с элементами тренинга
«ЛИДЕР - ЭТО Я»
Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала студентов, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, эффективно решать проблемные ситуации.
Задачи:
Выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.
Отработка навыков групповой деятельности, развитие и реализация творческих способностей.
Форма занятий: групповая.
Знакомство «Девиз моего имени»
Цель. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия в группе
Инструкция: Каждому из участников необходимо создать свою футболку, на которой размещен ваш девиз, тот, что вас мотивирует к действиям, помогает в сложных ситуациях. (Плакат, надпись Мой девиз)
Тема нашего сегодняшнего занятия – «Лидерство».
Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать?”
2.1. Упражнение «Ассоциация». Коллективный рисунок.
- А сейчас нарисуйте, каждый по кругу на одном листе рисунок, ассоциацию, с чем у вас ассоциируется лидер, каждый дополняет рисунок, как хочет круг останавливается, когда к вам возвращается ваш рисунок. –
Посмотрите на него и опишите свою ассоциацию и поясните почему.
- Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? (ответы студентов)
- Нет, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.
- С чего же начать формирование лидерских качеств?
- Как показывает опыт, книги по лидерству приносят немного пользы.
Будучи прочитанными, они вновь возвращаются на книжную полку, а жизнь течет своим чередом. И это неудивительно, поскольку лидерство, а тем более, формирование лидерских качеств — это практический навык, отрабатывать который качественно можно и нужно вместе с другими людьми.
- Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов, а можно с помощью игр.
В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, которые могут влиять на настроение и отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в Вашей организации или в классе. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и весь класс и вся организация
- Скажите, пожалуйста, а кто такой лидер? (Ответы студентов)
Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.
2.1. Разминка. Упражнение «Дар убеждения».
Цель. Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.
Инструкция: и сейчас некоторые постараются развить в себе одно из необходимых качеств лидере дар убеждения.
Необходимо двое добровольцев, кто уверен, что обладает даром убеждения. Выдаются две записки, в одной из них слово «Лидер» в другой нет. Цель каждого убедить группу, что именно он получил записку с этим словом. Цель группы сделать правильный выбор кому поверить.
Обсуждение: легко или трудно было выполнить задание? А в чем были трудности?
2.2 Игра «Молекулы»
-В начале игры ведущий доступно объясняет ребятам значение слова "молекула".
- Например, что это особое химическое соединение из различных элементов, способное распадаться и вновь восстанавливаться, притягивать или отталкивать другие молекулы.
-Каждый участник игры - это одна молекула. Сигнальная фраза "Молекулы движутся" означает, что все участники движутся хаотично и по одному. Как только ведущий громко называет количество молекул в соединении, все участники стараются моментально перестроиться. Количество молекул не подлежит ограничениям - молекула "один", "два", "три", молекула "девочки". "Он и Она", "друзья", «группа» и т. д.
- В конце задаётся число, обозначающее количество участников группы, необходимое для дальнейшей работы. Объединяются в 2 группы
2.3. Упражнение. Мозговой штурм.
Цель. Выделить основные качества, которые необходимы человеку для того, чтобы занять лидирующую позицию в коллективе.
Инструкция. Обсудите в группе и запишите, какими качествами должен обладать лидер.
Обсуждение «21 качество лидера» совпали ли приведенные качества с вашим списком, что вы считаете лишним, что хотелось бы добавить.
Характер
Харизма
Преданность делу
Коммуникабельность
Компетентность
Мужество
Проницательность
Сфокусированность
Щедрость
Инициативность
Умение слушать
Страсть
Позитивная установка
Решительность
Дар убеждения
Ответственность
Уверенность
Самодисциплина
Внимательность
Способность к обучению
Перспективное видение
- А теперь из предложенного списка выберите те качества, которые вам необходимы как профсоюзному лидеру, конструктивному лидеру. И разместите их у подножья горы.
- А теперь запишите, какими качествами вы обладаете. И прикрепите на вершину горы.
- нет пределов совершенству, человек не стоит на месте, он всегда развивается и самосовершенствуется. Поэтому вам как лидеру, конечно же, необходимо развивать свои лидерские качества. И будем мы это делать совместно, ведь это наша с вами не первая встреча в этом году.
Развитие лидерских качеств – это сложный и долгий процесс, над которым стоит очень хорошо потрудиться. Да, бывают люди, которым это дано от рождения, будем считать, что им крупно повезло. Если вы не лидер от природы – не отчаивайтесь, это всегда можно исправить, главное упорно следовать правилам. У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Упражнение 2.4 . Скульптура “Я – Лидер!”
Участникам дается задание составить всем скульптуру на тему “Я – Лидер!”. В качестве материала – сами участники.
Упражнение 2.5 . «Образ идеального профсоюзного лидера»
- а сейчас группам необходимо создать образ идеального профсоюзного лидера.
Задача участников: преобразить «человечка» с помощью дополнительных материалов. Указать необходимые качества профсоюзного лидера.
- Рассказы зачитываются и обсуждаются.
Психологический смысл. Это упражнение активизирует творческое воображение, но и несет огромный заряд позитива (Только психолог должен не забывать о доброжелательной атмосфере, которая необходима для тренинга развития креативности и творческих способностей, и поощрять и положительно оценивать каждого участника)
Обсуждение:
- Сложно ли было выполнять упражнение?
- Как вы считаете, на что направлено данное упражнение?
3. Рефлексия. Упражнение «Пожелание»
Цель: получение обратной связи.
Материалы: листы, невидимки.
Ход упражнения: Участники встают и крепят друг – другу на спину листочек.
- каждому участники за 1 минуту необходимо подойти к каждому и написать качество, которое очень важно для лидера.
4. Завершение
- А сейчас каждому второму необходимо продолжить фразу:
- Сегодняшнее занятие было для меня…
- А теперь каждому первому необходимо продолжить фразу:
- Больше всего мне понравилось…..