СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга "Стрессовые ситуации"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение нескольких эффективных техник, которые помогут повысить устойчивость к стрессовым ситуациям и ослабить уже существующий стресс.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Стрессовые ситуации"»

Сегодня мы с вами поговорим о стрессе, стрессовых ситуациях и способах выхода из них.

Стресс – это совокупность неспецифических реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов.

Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Какие же признаки стресса бывают?

  • Физические признаки – включают в себя хроническую усталость, нарушение сна (сонливость или наоборот, бессонницу), холодные руки или ноги, повышенную потливость или выраженную сухость кожи, сухость во рту, аллергические реакции, речевые затруднения (например, заикание), боли различного характера.

  • Эмоциональные признаки – беспокойство, снижение настроения, частые слёзы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, раздражительность.

  • Когнитивные признаки – проявляются в рассеянности, нарушении концентрации внимания, невозможности сосредоточиться, потери чувства юмора, ухудшении памяти, неспособности к принятию решений.

  • Поведенческие признаки – к ним относятся: потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (например, кручение волос, кусание ногтей, постукивание пальцами), постоянное откладывание дел на завтра.



В школе причинами стресса, в первую очередь, могут стать - повышение учебной нагрузки и уровня требований, неумение правильно организовывать свой режим дня. Важно, чтобы сон был полноценный, не менее 8-9 часов. Хроническое недосыпание приводит к снижению работоспособности.

Также необходимо рационально использовать свободное время – минимизировать пользование гаджетами, чаще находиться на свежем воздухе, найти увлечение, любимое дело, которое будет способствовать развитию личности и познанию нового.

Для стабилизации состояния, снятия тревоги, полезна внешняя «предсказуемость», т.е. достаточно чёткий распорядок дня. То, что можно запланировать – планируем! Для этого достаточно вести ежедневник, записывая в него важное и то, что вы боитесь забыть. Планирование своего времени и расстановка приоритетов – прекрасно разгружает мозг от больших объёмов информации.

А сейчас хочу предложить вам несколько техник, которые помогут повысить устойчивость к стрессовым ситуациям и ослабить уже существующий стресс.

И начнем мы с первого упражнения, которое эффективно снизит уровень тревоги гнева.

Упражнение называется «Антистрессовое дыхание».

Методика выполнения этого упражнения очень простая. В течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Чтобы дыхание было ровным, мы будем мысленно считать:

На 3 счета – вдох (1, 2, 3)

На 5 – выдох (1, 2, 3, 4, 5)

Необходимо сесть поудобнее, закрыть глаза и максимально расслабиться, насколько это возможно. Начинаем6 вдох на счет 1,2,3; выдох насчет 1,2,3,4,5.

Через несколько минут после начала дыхательного упражнения можно добавить формулу самовнушения «Я расслабляюсь и успокаиваюсь». При этом слова «я» и «и» следует произносить на вдохе, а слова «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» - на выдохе.

Отлично, предлагаю перейти к следующим упражнениям – терапевтическим притчам.

Упражнение «Достань звезду».

Это упражнение поможет снять чувство тревоги.

Необходимо сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза.

Представьте себе, что вы стоите на поляне. Над вами – темное ночное небо, всё усыпанное звёздами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно – голубым светом. Говорят, что падает звезда, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется. А ещё говорят, что звезду нельзя достать.

Но, может быть, они просто не пробовали?

Мысленным взглядом найдите на небе самую яркую звезду. О какой вашей мечте она напоминает? Хорошо представьте себе, чего бы вы очень хотели? Глубоко вдохните, затаите дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это непросто: тянитесь изо всех сил! Так, ещё немного! Вы почти достали её! Есть! Ура!

Выдох, расслабьтесь. Ваше счастье в ваших руках!

Положите свою звезду перед собой в красивую корзину. Искренне порадуйтесь, глядя на неё. Вы сделали что-то очень важное!

Снова посмотрите мысленно на небо.

Есть ли там ещё звёзды, напоминающие вам о ваших мечтах?

Если есть, то внимательно присмотритесь к выбранному светилу – вы сможете достать и эту звезду! Для вас нет ничего невозможного!

И всегда помните, ваши мечты в ваших руках!

А теперь, откройте глаза.

Отлично! Предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется:



«Фотография в рамке»

Это упражнение можно выполнять разу после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.

Вам нужно в быстром темпе прокрутить у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.

Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки рения, наиболее полно отражает суть всего происходящего. Возможно, это будет самый эмоциональный момент того, что вам пришлось пережить.

А теперь, представьте этот выбранный момент в виде фото. Остановите мысленно мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.

Сейчас, представьте, что вы уже старше на несколько лет. И снова посмотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого это всё давным-давно в прошлом.

Придумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? А может быть в квадратную? Из какого материала будет рамка? - красное дерево или изящное стекло или же какая-то простая реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного меха?

А сейчас мысленно повесьте фотографию в рамке на стену, сделайте для неё специальное, практически музейное освещение. Какие фотографии висят рядом ней в личной галерее вашего разума? Рассмотрите их.

Начинаем возвращаться в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения, наверняка, изменились.

Если нет, вернитесь вновь к выбранному вами кадру и представьте, как изобразил бы его художник – карикатурист.

Закончили это упражнение, переходим к последнему, которое называется:

«Моя жемчужина»

Упражнение отлично подойдёт для снятия мышечного и эмоционального напряжения, поднятия самооценки, веры в свою уникальность.

Необходимо удобно сесть и закрыть глаза. 

Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе.

Давайте попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды.

Видите, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда.

Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только вы можешь взять ее в руки.

Подплывите ближе и рассмотрите ее.

Какой она излучает свет?

Какие у нее размеры?

На чем она лежит?

Возьмите ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.

Слышите звуки? Наверное, она хочет сказать что-то важное! Послушайте ее внимательно, ведь она знает, что вы уникальный, хороший, особенный. Вы хорошо расслышали, что она поведала? Если да, то бережно опустите жемчужину снова на дно своей души. Поблагодарите ее за то, что можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до трёх, вы подплывете к поверхности моря, вынырнете и откроете глаза. 1,2,3. Закончили.

Понравились ли вам упражнения?

Легко ли было выполнять их?

Что вы чувствуете после выполнения этих упражнений?

Подытожить эту тему я хочу словами учёного Гана Селье:

Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.

И словами философа Сенеки:

Умей спокойно относиться к тому, что не в силах изменить.

Благодарю за внимание!

3