Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2
Занятие с элементами тренинга
педагога-психолога Степанкиной Н. С.
«Жизненное пространство»
Актуальность: На сегодняшний день, расценивая разные ситуации из жизни подростков, можно сделать вывод о том, что детям, достигшим подросткового возраста просто необходимо познания своего я. Чувствовать важность своего присутствия в окружении, имея свои жизненные цели. Очень важно помочь увидеть, каким образом их выбор может повлиять на успешность и дальнейшую жизнь, заинтересовать их, в реализации задуманного, найти пути достижения жизненных целей, научить, не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперёд. Тема моего занятия актуальна так как, подростки достаточно открыты к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений. В подростковом возрасте у обучающихся возрастает интерес к себе, к своим возможностям, способностям, проблемам, принятии решений.
Аудитория: подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Количественный состав группы 10 человек.
Дата: 26.02.2020 год
Цель: формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, профилактика суицидального поведения, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Задачи:
развитие самосознания у подростков;
повышение коммуникативных навыков и уверенности;
создание условий эмоционального комфорта;
профилактика суицидального поведения без обозначения слова «суицид» в процессе занятия;
актуализация жизненных целей и повышение мотивации к их достижению;
содействие групповому сплочению;
развитие рефлексии.
Ожидаемый результат: подростки познакомятся со своим внутренним миром, получат опыт общения, умения слушать, приобретут стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации поразмышляют о своих жизненных ценностях и ориентирах.
Структурные компоненты занятия:
1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.
2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.
3.Заключительная часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.
Содержание занятия
Вводная часть – 15 минут
Педагог-психолог приветствует обучающихся: «Здравствуйте! Очень рада вас видеть сегодня. За окном прекрасная немного морозная погода, но глядя в окно можно увидеть красивые березки покрытые белым инеем. От такой красоты невольно появляется улыбка и появляется хорошее настроение, которое похоже на поляну первых голубых подснежников.
Каждый из вас сегодня пришел в школу с каким-то своим настроением. Возможно, оно каким-то интересным цветом, формой, запахом. Подумайте о своём настроении сейчас.
Обратите внимание, на столах вы видите ленточки, бусинки и много разноцветных мохнатых проволок. С помощью них изобразите, пожалуйста, образ своего настроения. Можете использовать несколько таких проволок, а так же дополнять образ своего настроения дополнительными деталями: лентами, бусинками».
Обсуждение: «Вижу, вы закончили создавать образ своего настроения сегодня. Почему образ настроения сегодня выглядит именно так?
Дополнительные вопросы. Представь, что твоё настроение начало портиться (улучшаться). Из-за чего это может произойти? Каким становится твое настроение? Что в первую очередь изменится в образе настроения?
Вопросы:
Как тебе работалось?
Получившийся образ, вызывает ли какие то эмоции?
В каком состоянии настроение сегодня?
На что похоже твоё настроение?
Где живёт образ твоего настроения?
Откуда он получает энергию, заряжается?
Какие в нём есть функции?
Кто за ним ухаживает?
Похож ли на тебя образ твоего настроения?
Основная часть – 25 минут
Педагог-психолог: «Многообразием красок насыщена человеческая жизнь. И насколько она будет разнообразна и интересна, зависит от желания, убеждений, целей и действий самого человека. Кто-то занят исследованиями, кто-то пробует свои силы в творчестве. У каждого из нас есть свой выбор жизненных ориентиров. Зависит от того как осознанно для себя отвечаем на вопросы «что я умею», «что мне нужно сейчас», «что я могу», «кого могу поддержать», «кому нужна моя поддержка», этим самым самостоятельно шагаем к обретению своего «места под солнцем».
Какое понятие вызывает у вас выражение «Жизненное пространство»? Ответы подростков.
Достаточно интересные, точные и верные, ответы слышу от вас. В фразеологическом словаре русского языка есть такое определение выражения «Жизненное пространство» как возможность полноправного и полноценного существования. Подумайте и скажите, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие? Ответы подростков.
Педагог-психолог: «На ваших столах разложены различные части тела человечков, фломастеры, цветные карандаши, клей и пластилин, листы бумаги А-4.
Голова – это мысли;
Туловище – это чувства;
Конечности - это действия;
Мы создатели. И сейчас у каждого из вас есть возможность создать своего человечка, который был бы похож на вас. Какое предназначение у него, какие есть функции и цели, какую пользу может принести окружающим, что умеет делать. Наклейте эти части на чистый лист А-4, раскрасьте, как хочется, используя цветные карандаши, фломастеры, пластилин». Обучающиеся создают своего человечка, склеивают его части тела, раскрашивают.
В кругу: «Представьте, пожалуйста, свои работы. Сделать это нужно следующим образом: ваше издание это вы, его интонация, жесты, мимика, схожа с вашей. Другими словами, побыть в роли вашего человечка и рассказать кто он такой, что он умеет, какие функции у него есть, что ему нравится, почему он получился именно таким, чем он занимается, с кем он общается, чем он полезен окружающим, какое его предназначение».
Обучающиеся рассказывают о своем издании и его предназначении.
Педагог-психолог:
Расскажите, как вам работалось, что лучше работа в парах или в одиночку?
Выбор, какой части тела человечка для вас был самым сложным? Почему?
Какие эмоции вызывает получившийся образ?
Какое предназначение в жизни у ваших человечков?
Чем похож человечек у каждого из вас на вас самих?
Заключительная часть – 20 минут
Педагог-психолог: «Обратите внимание, каких разных человечков вы создали. Как вы думаете, от чего это могло зависеть?». Ответы подростков.
Действительно, у каждого человека есть своё мировоззрение, свой круг общения, свои способности, цели, свои интересы и увлечения. Они могут быть полезными не только для нас самих, но и для окружающих нас людей, другими словами, когда мы общаемся друг с другом, у нас есть возможность не только узнать что-то новое от кого-то, но и передать свой личный опыт, который для окружающих будет важным, необходимым и интересным.
На доске мелками нарисовано пространство.
В нашем кабинете огромное пространство. Предлагаю найти вашим человечкам их жизненное пространство. Обозначить это место цветными мелками.
Обучающиеся приклеивают своих человечков в нужное место по их мнению в пространстве.
Рефлексия
Педагог-психолог: «На этом, наше занятие завершается.
О чём была сегодняшняя тема занятия?
Расскажите, пожалуйста, как вам сегодня работалось?
Какие эмоции вызвала наша сегодняшняя встреча?
Что нового о себе сегодня узнали?
Обозначь, одним словом своё впечатление о занятии.
В заключение хочу пожелать вам легких и интересных дорог, страстного желания в достижении ваших целей и устойчивой мотивации. Помните, что дорогу осилит идущий».