ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТОМ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
«К ВЕРШИНЕ САМОПОЗНАНИЯ»
Пояснительная записка
Для большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивного взаимодействия. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
На занятии подростки смогут не только получить знания о том, как общаться, но и смогут раскрыть себя, получше разобраться в своей личности, посмотреть на своих одноклассников по-другому.
Цель: развитие самопознания, формирование положительного эмоционального климата.
Задачи:
развивать установки на самопознание и саморазвитие;
способствовать более глубокому самораскрытию;
самодиагностика и самораскрытие членов группы;
способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени»
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности.
Например: «Я, Даша. Я добрая»
- Я, Амина. Я аккуратная.
Психогеометрический тест
Проективная методика исследования личности.
Посмотрите на предлагаемые геометрические фигуры и выберите из них ту, которая, как вам кажется, наиболее полно представляет вас как личность. Иными словами, вы можете точно сказать: эта фигура – Я.
Квадрат
Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда Добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывет эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нем. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. В деловой сфере такие люди часто становятся хорошими администраторами, исполнителями, но редко достигают успеха как менеджеры из-за постоянной потребности в дополнительной информации для принятия решений – это лишает их оперативности. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими людьми.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может "столкнуть лбами" своих противников.
Прямоугольник
Это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределенности. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.
Круг
Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.
Зигзаг
Это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.
ВИДЕО Свинка и печенье!!!
Сейчас посмотрим ролик про розовую свинку, которая учуяла на холодильнике банку с ароматным печеньем. Теперь её задача достать любым способом эту заветную баночку с печенюшками. Сможет ли она это сделать, смотрите сами...
Как вы и посмотрели Свинка достигла своей цели, а именно достать банку с печеньем.
Мини - лекция « Самооценка. Ее виды и их характеристика»
Самооценка является важнейшим регулятором поведения личности. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха в различных видах деятельности, оказывая определенное влияние на становление и общее развитие личности.
Для людей с низкой самооценкой характерно то, что они ставят перед собой цели менее сложные, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач. Им свойственны такие черты, как нерешительность, боязнь, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Однако человек с низкой самооценкой легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.
Для людей с завышенной самооценкой свойственно, ставить перед собой цели более сложные, чем те, которых они могут достичь. Уровень их притязаний превышает их реальные возможности. Они не самокритичны, считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми, к окружающим относятся пренебрежительно, с оценкой их окружающими не соглашаются, часто бывают причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Чертами их характера становятся зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное, грубое отношение к окружающим.
Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обеспечивает и соответствующий, адекватный уровень притязаний, правильное отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению.
С участниками группы обсуждается каждый из видов самооценки, их достоинствах и недостатках.
Упражнение «Где Я?»
А сейчас мы определим у кого какая самооценка: я сейчас вам раздам лист, на котором изображена лестница
Необходимо обозначить на лесенке свою ступеньку, на которой Вы в данный момент находитесь.
Если на самом верху от 8-10, то самооценка завышена, а если от 4 до 7 - самооценка адекватная, а от 1 до 3 – самооценка занижена.
ВИДЕО Притча про обиду.
Можно ли перестать обижаться? Оказывается всё зависит от вашего выбора. Обида — это больное самолюбие, и прослушав эту притчу, вы получите один из советов о том, как с этим ощущением бороться и как справиться с внутренними страданиями.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Упражнение «Ладошка»
Цель: повышение самооценки через анализ качеств личности. (Упражнение поможет школьнику узнать много приятного о себе).
- На столе лежат ладошки
1. - В центре написать свое имя.
2. - Выберите любой пальчик и напишите на нем ваше самое лучшее качество, которое вы в себе можете найти.
3. - А сейчас я предлагаю передать вашу ладошку соседу слева.
4.- Теперь вы, ребята, должны вписать в следующий пальчик хорошее качество человека, чья ладошка к вам «пришла».
Анализ творческой работы.
- Мы закончили работу. И я хочу чтобы каждый из вас прочитал, что думают о вас ваши одноклассники.
- Ребята, а кто может вслух, всем нам прочитать то, что узнал о себе.
- Молодцы!
Рефлексия. Подведем итоги
Вывод: Каждый человек неповторим и представляет ценность.
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
Что понравилось на занятии?
Что было трудно делать?
С чем уходите, и что с собой берете?