Занятие с использованием презентации
«Природа в опасности»
Подготовила и провела:
воспитатель Цветкова Ю. В.
Цели: познакомить с Красной книгой Российской Федерации.
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми животными и растениями, занесёнными в Красную книгу.
- научить разумному поведению в природе и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
- проверить знание правил поведения в природе и умение их применять.
- развивать интерес к познанию себя и окружающего мира, развивать у детей положительные личностные качества (доброту, ответственность и т.д.), развивать речь, творческие способности.
- воспитывать гуманное отношение к животным и растениям, любовь и заботу о них, бережное отношение к природе.
Структура занятия:
1. Вступительное слово.
2. Основная часть.
3. Итог.
Оборудование: телевизор, презентация, ноутбук, выставка книг по теме.
Ход:
Вступительное слово.
Слайд 1. Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов
животных, причём более половины из них - за последние 50 лет. Это зебра квагга, сумчатый тигр, почтовый голубь. Слайд 2. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.
К началу ХХ в. стало очевидно, что необходимо принимать специальные действенные меры по спасению животного и растительного мира.
Дело охраны природы касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране природы. В Конституции РФ, главном законе страны, написано: «Граждане России обязаны беречь природу и охранять её богатства». С 1 января 1981 г. в нашей стране действует закон об охране природы, животных, воздуха. Учёные - биологи, экологи, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности! Была создана международная организация «Гринпис», которая занимается защитой природы во всём мире. Слайд 3.
Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.
Основная часть.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Слайд 4.
Специальная комиссия составила список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения, и список редких видов. Учёные решили назвать этот список Красной книгой. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся данные о млекопитающих, птицах, рептилиях, амфибиях, рыбах, беспозвоночных – обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Слайд 5.
Послушайте стихотворение о Красной книге:
Охраняется «Красною книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
«Красная книга» - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в комической мгле:
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемы все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстье и дружбу,
И доверие, и доброту.
И скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас.
Красный цвет – сигнал тревоги, опасности, предупреждения.
Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». Слайд 6.
Красная книга информирует, какие виды животных и растений в опасности. Предупреждает об исчезновении этих видов. Призывает изучать эти виды. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Слайд 7.
Для удобства пользования, страницы у книги цветные. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных – о видах, которые человеку уже удалось спасти. Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли
некоторые виды. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги. Слайд 8.
Физкультминутка:
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
1 том Красной книги о животных, 2 том – о растениях. Слайд 9.
Например, полосатая гиена - очень редкий ночной зверь. Обитает в пустынных местах Средней Азии и в Закавказье. Питается чем придётся, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни. Слайд 10.
Амурский тигр сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. Слайд 11.
Обитатель далёких Курильских островов курильский тюлень. Как и другие тюлени, питается различной рыбой. Слайд 12.
Стада куланов пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас кулана расселяют в новые места. Слайд 13.
Пятнистый олень раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах. Слайд 14.
Джейраны обитают в пустынях средней Азии, Казахстана, в Азербайджане. Сейчас эту красивую антилопу разводят в специальных питомниках. Слайд 15.
Кроме крупных животных, в Красную книгу занесены птицы: розовая чайка, белый журавль, сокол сапсан и др. Слайд 16.
Насекомые: пчела плотник, дровосек реликтовый и др. Слайд 17.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Слайд 18.
В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк.
Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет. Слайд 19.
Купальница европейская. Цветок этот назван купальницей за то, что растёт обычно в очень влажных местах, любит воду. Любимые места – берега рек, болотистые луга. Купальница стала редким растением, она занесена в Красную книгу. Люди безжалостно рвут эти цветы, не жалея корней. Слайд 20.
Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности.
Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы.
Проводится такая работа и в нашей стране. Переоборудуются многие заводы с тем, чтобы не загрязнять воду и воздух. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.
В нашей стране накоплен некоторый опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные, как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр. Для этого создаются заповедники – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Цель создания заповедников – сохранение природы в её естественном состоянии, во всём многообразии и сложности.
Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды
растений и животных? Слайд 21.
Люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, истребляют животных и растения. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух, водоёмы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Поэтому всем надо знать, какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда.
А как человек должен вести себя в природе? (ответы детей)
Слайд 22. Какие существуют правила, давайте посмотрим:
Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.
Нельзя срывать цветы.
Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.
Нельзя разорять птичьи гнёзда и трогать птичьи яйца.
Нельзя брать из леса диких животных и их детёнышей.
Нельзя шуметь в природе.
Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, бутылками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой и остатками еды? (ответы детей)
Знаете ли вы, что бумага, брошенная нами будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 200 лет, стекло -1000 лет. Слайд 23. Давайте заботиться о нашей природе, любить ее, и тогда мы будем жить в красивом мире.
Итог.
Подводя итог, хочу напомнить вам: не забывайте про то, что только благодаря нам с вами и всеми людьми на планете Земля, в Красной книге не будет прибавляться новых страниц. Слайд 24.