Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №111 г. Сочи
Занятие для родителей на тему:
«Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
Цель: ознакомление родителей с эмоциональным состоянием ребенка трехлетнего возраста.
Задачи:
Продолжать знакомить родителей с эмоциями детей трехлетнего возраста;
Развивать познавательный опыт родителей при использовании наглядных средств;
дать несколько советов родителям о том, как помочь ребенку научиться справляться с эмоциями.
Предварительная работа: размещение папки передвижки «Кризис трех лет», консультации для родителей: «Капризы и упрямство», «Почему ребенок не слушается», индивидуальные беседы с родителями на темы: «Плохое поведение после детского сада», «Как родителям сообщать о своих чувствах».
Оборудование для педагога: разноцветный песок, 2 пустые колбы, интерактивная доска.
Оборудование для родителей: разноцветный песок, пустые колбы, по 2 шт. на каждого родителя, лист с изображением силуэта человека, цветные карандаши
Планируемый результат: более полное понятие родителями эмоционального состояния своих детей, развития умения родителей поддержать детей в моменты эмоциональной нестабильности.
Ход занятия.
Добрый день, я рада видеть вас на нашем родительском собрании. Родители часто задают вопросы, что делать если ребенок капризничает или плачет, плохо ведет себя. Ответьте на вопрос: «Является ли эмоциональное развитие ваших детей для вас важным и актуальным?»
Ответы родителей: ...
Безусловно многие родителей заинтересованы в данном вопросе. Но в нашей группе есть дети, которым тяжело справиться с таким состоянием и тут на помощь приходят воспитатели и родители. Зачастую на смену простого общения с детьми приходят гаджеты: мобильные телефоны, телевиденье, компьютерные игры. Дети замыкаются в себе и тяжело адаптируются в обществе, плохо идут на контакт.
В течении первых трех лет жизнь ребенка сильно меняется. Нередко кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение.
Необходимо помнить дорогие родители, что любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности.
Наши дети с удовольствием принимают участие в различных экспериментах, и я предлагаю вам поучаствовать в одном из них. Для этого прошу вас подойти к столу.
На столе размещены емкости с разноцветным песком, большие колбы, маленькие колбы.
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния. Среди них выделяется несколько главных:
Интерес– положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. (слайд)
Возьмем каждый по маленькой колбе и насыпем в нее немного песка желтого цвета.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
Теперь добавим в наши колбы немного песка красного цвета.
3. Удивление –эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Давайте добавим удивление в виде оранжевого песка в наши колбы.
Нравятся ли вам смотреть на эти цвета?
Ответы родителей: да, …
А если перемешать песок в колбе, то мы получим положительное эмоциональное состояние.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Насыпем в колбу немного песка синего цвета.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Добавим в колбу немножко песка коричневого цвета.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
А теперь насыпем отвращение в виде зеленого песка.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
И в конце добавим черный песок.
Эмоции, как во второй колбе, могут омрачить восприятие окружающего мира или как эмоции из первой колбы могут окрасить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. (Психолог показывает колбы с положительными и отрицательными эмоциями). Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.
Но, как мы знаем, страх блокирует любые эмоции, и даже если добавить в положительные эмоции немного отрицательных, то и они окрасятся в темные тона. Давайте перемешаем песок в колбе. Как поменялся цвет в колбе?
Ответы родителей: ...
Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас
Как же помочь ребенку научиться справляться с эмоциями?
Дайте себе пару минут на глубокий вдох.
Внимательно выслушайте. Уже то, что малыш будет знать, что его слушают, может успокоить его. Даже если родитель выслушивает его молча. Лишь бы в это время все внимания было направлено к ребенку, а не к телевизору. Достаточно самых простых однозначных ответов. Даже такое участие, возможность выговориться позволяет осознать свои чувства, признать их и, может быть, решить проблему.
Определить чувство. Нужно подчеркнуть, что переживания ребенка вполне естественны и ничего плохого в этом нет. Подойдут следующие фразы:
«Да, я понимаю, что ты расстроился…»
«Конечно, тебе обидно, что...»
«Это неприятно, когда…»
«Ты огорчился, потому что…» и т.п.
Таким образом, родители помогают ребенку понять причину его переживания. Ведь ребенок зачастую просто не может сформулировать свои чувства в слова. Услышав именно точное определение его переживания, он воспримет его, как естественное для всех, почувствует, что его понимают, успокоится.
Соучастие. Ребёнка может успокоить то, что у родителей тоже есть такие же желания или были в детстве. Или что они очень хотят сделать именно так, как хочется ребенку, но в силу обстоятельств, сейчас нет такой возможности.
Нужно дать понять, что родитель помнит о его желаниях и они также важны для него. Например, можно составить вместе их перечень или список возможных путей решения. Возможно именно уверенность, что взрослые помнят о них, сделает так, что про них станет забывать сам малыш.
Но главное, чтобы все это выглядело совершенно правдоподобно. Дети чувствуют фальшь. Если ребёнку покажется, что это все не по-настоящему, то перестанет доверять. А тогда нужно будет искать новые пути, как ребенку справиться с охватившими его эмоциями.
Сочинить свою сказку. Навредить любой сказкой нельзя. Русские народные сказки – это не только терапия, но и источник мудрости. Сегодня, кроме того, существует много вариантов так называемых, коррекционных сказок, которые придуманы именно для того, чтобы оказывать внимание на определенный негативный нюанс поведения малыша.
Нужно дать ребенку бумагу с карандашами и попросить нарисовать, как он расстроен. Пусть он черкает и рисует. Стоит понимающе вставлять иногда что-то такое: «…понятно…, да…, так сильно ты расстроен…».
Этого мало, чтобы научить обращаться с эмоциями. О пользе распознавать и тренировать свои эмоции легко забыть в насущных делах. Однако работа над эмоциями и обсуждении их в различных ситуациях может принести пользу ребенку. Разговаривайте со своим ребенком как можно больше и чаше, слушайте его и любите, ведь это так нужно маленькому человеку. Давайте растить эмоционально здоровых людей вместе!