«Школа принимающих родителей»
Занятие № 1 «Знакомство. Мотивация приемных родителей. Эффективные родители: необходимые компетенции»
Задачи:
Знакомство участников группы друг с другом.
Информирование кандидатов в замещающие родители о целях и деятельности Школы приёмных родителей.
Прояснение принимающими родителями своей мотивации и представлений о приёмном ребёнке.
Материалы: флип-чарт, маркеры, доска
План занятия.
Вступительное слово ведущего /10 мин/.
Принятие и обсуждение правил работы в группе /10 мин/.
Упражнение «Знакомство» /5 мин/.
Упражнение «Нарисуй свое имя» /10 мин/.
Упражнение «Рассказ о себе» /10 мин/.
Мозговой штурм «Какими умениями должен обладать приёмный родитель» /15 мин/.
Упражнение «Опасения и надежды» /10 мин/.
Мозговой штурм «Причины, по которым дети оказываются в замещающей семье» /10 мин/.
Упражнение «Чувства детей, которые нуждаются в нас» /10 мин/.
Упражнение «Качества родителя» /10 мин/.
Упражнение «Трудности, с которыми мы можем столкнуться» /10 мин/.
Упражнение «Найдём друг друга» /10 мин/.
Заключительное упражнение «Что беру с собой сейчас» /10 мин/.
1. Вступительное слово ведущего /10 мин/
Цель: ознакомить участников с кратким содержанием, целями и задачами занятий и формой работы. Мотивировать участников на длительную и плодотворную работу.
Материалы: нет
Представиться и рассказать о своих целях. Короткая информация о Центре. Рассказать участникам о том, что такое тренинг. Это не курс лекций, который они должны внимательно прослушать и запомнить, а практические упражнения и обсуждения в различной форме:
ролевая игра, где будут моделироваться и разыгрываться различные трудные ситуации, связанные с патронатными детьми, что даст возможность глубже понять чувства и поведение ребенка, и всех, участвующих в воспитании. Она дает возможность попрактиковаться в способах реакции на различные ситуации. Чем активнее члены группы будут участвовать в ролевой игре, тем больше они смогут расширить собственный опыт. От них не требуется быть хорошими актерами, важно побыть в различных ролях, чтобы глубже понять чувства и поведение самого себя и других людей;
построение скульптуры, когда моделируется заданная ситуация в виде статических ролей для наглядности;
упражнения в парах, тройках и подгруппах;
обсуждения в большой группе, т.е. получение обратной связи от группы;
мозговой штурм (о котором будет рассказано далее);
дидактические игры и упражнения.
Этот курс даст участникам тренинга возможность понять задачи и цели, а также проблемы, с которыми они могут столкнуться в своей практической работе. Это поможет им более реалистично оценить предстоящие трудности и собственные возможности.
Тренинг также даст возможность познакомиться с опытом других семей.
Вкратце остановитесь на содержании всех восьми занятий. Покажите логическую связь между занятиями.
2. Принятие и обсуждение правил работы в группе /10 мин/
Цель: познакомить участников с основными правилами работы в тренинговых группах.
Материал: флип-чарт, маркеры.
Ведущий говорит о том, что для наибольшей эффективности занятий должны быть приняты и в дальнейшем выполняться определённые правила работы группы.
«Правила – это такие способы поведения, выбирая которые, Вы можете получить для себя максимальную пользу от работы в тренинговой группе и помочь сделать это другим».
Ведущий предлагает правила при этом записывает их на плакате (может быть уже готовый вариант плаката с правилами):
1.АКТИВНОСТЬ
Только вы можете решить задачу, которую вы перед собой поставили. Если вы не будете ее решать, за вас это не сделает никто. Вы можете активно рассчитывать на помощь со стороны ведущих, если будете активно участвовать в том, что происходит.
2.ИНТЕНСИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Внимательно выслушивать мнения других членов группы о своих проявлениях и действиях, даже если это расходится с вашими представлениями. Не обижаться. Рассказывать о своих впечатлениях членам группы.
ПРИ ЭТОМ:
Высказываться только от первого лица «Я» не употребляя местоимения « МЫ».
Избегать размышлений на общие темы.
Говорить о своих чувствах
Придерживаться фактов, а не оценок.
3.ОТКРЫТОСТЬ.
Открыто, и искренне отвечать на вопросы и делиться своими размышлениями. Вы имеете право молчать.
4.КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно, помочь в этом другим, мы обещаем друг другу не рассказывать ничего из того, что было на группе другим знакомым.
5.СВОБОДА
Вы свободны в выборе, поскольку можете выбирать, что Вам делать или не делать и как реагировать в данной ситуации.
6.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Вы несете ответственность за свои выборы: за последствия своих слов и решений, за свои действия и бездействие.
Упражнение «Конфиденциальность» /2 мин/
Попросите участников закрыть на минуту глаза, подумать о том, чего бы им определенно не хотелось, чтобы о них узнали другие. Затем, пока они еще сидят с закрытыми глазами, спросите их, что бы они почувствовали, если бы эта информация была обнародована (гнев, испуг, подавленность и др.). Предложите вспомнить пример из их жизни, когда была нарушена конфиденциальность. Спросите группу, как они думают, насколько важна конфиденциальность?
Необходимо спросить группу: нуждаются ли они в том, чтобы на время тренинга установить ещё какие – либо правила? После того, как все предложения высказаны и принятые группой правила записаны на плакате, ведущий ещё раз подчёркивает, что это те правила, по которым будет жить группа во время занятий, и их необходимо выполнять.
Ведущий предлагает подписать плакат с правилами каждому члену группы.
3. Упражнение «Знакомство» /5 мин/
Цель: помочь участникам чувствовать себя более свободно
Материалы: нет
Упражнение начинают ведущие, показывая способ выполнения упражнения. Один из ведущих называет свое имя. Рядом сидящий участник повторяет его имя и называет свое. Следующий участник повторяет имя первого, второго участника и добавляет свое имя, следующий называет предыдущие имена и вновь называет свое и так далее до последнего человека, который называет всех.
4. Упражнение «Нарисуй свое имя» /10 мин/
Цель: знакомство, создание непринужденной обстановки, вхождение в рабочий процесс
Материалы: листы А4, карандаши, мелки, краски, фломастеры
Каждый участник получает лист А4, изобразительные средства.
Ведущий предлагает каждому участнику написать свое имя и нарисовать рисунок, который у них ассоциируется с именем. Необходимо отметить, что имя должно быть написано крупно и разборчиво, так, чтобы его было видно другим.
Ведущий подчеоркивает, что от участников не требуется высокого художественного мастерства, каждый рисует, как умеет и что умеет.
Когда все участники закончили рисунки, предложите им разделиться на подгруппы по темам рисунков.
Предложите участникам, не входящим в конкретную группу, высказать свои впечатления от рисунков этой подгруппы. Затем члены подгруппы делятся впечатлениями о том, что они чувствовали во время этих высказываний.
Предложите членам каждой подгруппы как‐то назвать свою «команду», дать ей характеристику и придумать лозунг.
5. Упражнение «Рассказ о себе» /10 мин/
Цель: показать участникам, что группа состоит из людей, имеющих разный жизненный опыт.
Материалы: плакат с вопросами интервью
Ведущий делит группу на пары. Каждый в паре берет интервью у партнера, ориентируясь на следующие вопросы (можно подготовить плакат с этими вопорсами):
Расскажите о себе: семья, работа, хобби?
Почему вы хотите принять в свою семью ребенка?
Какого ребенка (возраст, пол, особенности, сколько детей) вы хотели бы принять в семью и почему?
Далее ведущий предлагает участника представить своего напарника группе, рассказывая о нем от первого лица. Тот, о ком говорят, может дополнять или уточнять рассказ. Ведущий и группа могут задавать проясняющие вопросы.
Обсуждение: что поняли участники в процессе знакомства с другими участниками или семьями? Что между ними общего, каковы различия? Что удивило?
Ведущий предлагает обсудить причины, по которым участники решили взять в семью ребенка.
В ходе обсуждения необходимо подчеркнуть, что группу составляют люди разного возраста, с разными интересами и разным опытом жизни. И это хорошо – каждый из вас может внести свой вклад в работу группы.
Завершите обсуждение выводом о том, что не существует «образцовых» или «типичных» семей. У каждого своя жизнь, своя семья, свои жизненные обстоятельства, свои установки и характер. У каждого есть что‐то свое, особенное, и именно это особенное может быть необходимо какому‐то ребенку.
Комментарии
Знакомство с историями других людей, желающих участвовать в патронатном воспитании, поможет снизить тревогу и ощущение уникальности своей ситуации у отдельных членов группы, даст ощущение взаимной поддержки.
Старайтесь активизировать участников группы на более откровенный рассказ о себе с помощью наводящих вопросов. Это поможет лучше узнать и изучить людей, с которыми вам в дальнейшем придется работать, мотивы их прихода, их личностные особенности. Однако не устраивайте допрос. Если человек не хочет быть открытым, не настаивайте. Он может проявиться на других занятиях.
Будьте внимательны к тем участникам группы, которые пережили психотравму, особенно потерю ребенка. Они могут с трудом говорить об этом, затруднения могут испытывать также их напарники, рассказывая о них. Выслушайте эту информацию сдержанно‐сочувственно, избегая лишних комментариев и вместе с тем показывая, что эту тему можно обсуждать.
На этом этапе не следует корректировать мотивы, по которым эти люди захотели стать приемными семьями. Например, при работе в парах были получены следующие ответы: «У нас нет своих детей, а без них семья неполноценна», «Чтобы было ради кого жить» или «Вы же знаете, как заботятся о таких детях – мы просто хотим, чтобы они попали в хороший дом и семью». В процессе занятий еще будет время прояснить и уточнить, а также по возможности скорректировать мотивацию. Сейчас достаточно отметить, что основа работы любого воспитателя – интерес к детям и подросткам как таковым.
6. Мозговой штурм «Какими умениями должен обладать приёмный родитель?» /15 мин/
Цель: сформировать у участников представления об умениях, которыми должен обладать приёмный родитель.
Материал: флип-чарт, плакат с правилами мозгового штурма, маркеры.
Перед началом обсуждения ведущий вводит правила проведения мозгового штурма (можно написать плакат).
Задача мозгового штурма – генерировать как можно большее количество идей, при этом:
принимаются и записываются любые ответы;
повторение идей допускается;
предложенные идеи не обсуждаются и не оцениваются;
каждый участник старается быть как можно более активным.
Всем присутствующим ведущий предлагает ответить на вопрос:
«Какими умениями должен обладать приёмный родитель?». Ответы записываются на листе ватмана.
Ведущий говорит о том, что для правильного воспитания и ухода за детьми-сиротами, необходимы коммуникативные навыки, при отсутствии которых, жизнь наедине с ребёнком, постоянно требующим внимания, может вызвать определённые сложности.
В основе коммуникативных умений лежит общительность (это совокупность личных качеств, позволяющих человеку легко устанавливать контакты с окружающими).
Общительность проявляется в обычной жизни и в профессиональной деятельности хорошего педагога; в равной степени это относится и к хорошим родителям.
Общительность как личностное качество | Общительность как профессиональное качество педагога |
Желание находиться среди людей. | Устойчивое желание общаться с детьми. |
Стремление оказать помощь окружающим | Умение легко входить в контакт с ребёнком. |
Получение удовольствия от общения с окружающими | Хорошее эмоциональное самочувствие после общения с детьми. |
В свою очередь, общение требует, чтобы взрослый владел такими качествами и умениями, как:
толерантность – терпение, выносливость по отношению к поведению детей;
владение речью, т.е. умение объяснить ребёнку, чего от него хотят, в доступной и понятной для него форме;
умение воздействовать на ребёнка.
В процессе обсуждения ведущий подчёркивает, что приёмные родители должны уметь:
сотрудничать со специалистами;
строить доверительные отношения с ребёнком;
преодолевать конфликтные ситуации.
эффективно общаться с другими людьми.
7. Упражнение «Опасения и надежды» /10 мин/
Цель: осознание своих опасений и надежд, связанных с приходом ребёнка в семью.
Материал: листочки для каждого участника, коробка, флип-чарт, фломастеры.
Каждому участнику выдаётся листочек, на котором нужно написать свои опасения и надежды от принятия ребёнка в семью. Листочки с ответами подписывать не нужно. После выполнения задания ведущий собирает листочки в коробку.
Пока участники пишут на своих листочках, ведущий готовит плакат, который уже заранее разделён на две части – опасения и надежды.
Ведущий зачитывает каждый листочек и записывает высказывания участников в столбцы на плакате.
Желающие могут рассказать в кругу о своих опасениях и надеждах. К плакату можно возвращаться на следующих занятиях, добавляя что-то новое или анализируя уже имеющиеся варианты ответов.
Комментарии:
Как правило, семьи на первом занятии не имеют адекватного представления ни о своих мотивах (типичные ответы: хотим, чтобы были более тёплые отношения в семье, хотим быть кому-нибудь нужными), ни об отношениях и поведении детей (он будет весёлым, мы будем с ним куда-нибудь ходить вместе). При этом большинство боится дурной наследственности, которая может со временем проявиться.
8. Мозговой штурм «Почему дети оказываются в приёмной семье?» /10 мин/
Цель: расширение представлений о причинах, по которым ребёнок может нуждаться в приёмной семье.
Материал: флип-чарт, маркер.
Ведущий вместе с группой должен выделить основные причины поступления детей в интернатные учреждения. При затруднении участников назвать какие-либо причины, ведущий может помочь им с помощью наводящих вопросов.
Причины, по которым дети попадают в интернатные учреждения:
алкоголизм родителей (употребление наркотиков);
потеря жилья;
неполная семья (низкий материальный уровень);
нахождение родственников в заключении;
смерть одного или обоих родителей;
здоровье ребёнка (инвалидность);
дети - отказные с рождения;
недееспособность родителя;
незрелость материнского инстинкта (несовершеннолетние мамы);
насилие;
безнадзорные;
повторно отказные;
природные катаклизмы;
техногенные катастрофы;
экономические факторы (дефолт);
межнациональные конфликты (отсюда семьи беженцев).
Комментарии:
Ведущий должен подвести участников к выводу, что причины, по которым дети попадают в приют, самые различные.
9. Упражнение «Чувства детей, которые нуждаются в нас» /10 мин/
Цель: расширить представление участников занятия о тех чувствах, которые испытывают дети, по разным причинам, оказавшиеся без семейного тепла и заботы.
Материал: маркеры, ватманы.
Группа разбивается на команды. Каждой подгруппе выдается ватман, разлинованный пополам. Ведущий просит участников записать в первом столбике 10 чувств (вторая часть плаката понадобится для следующего упражнения), которые могут испытывать дети, оказываясь по разным причинам в учреждении. Если в процессе работы ведущий увидит затруднения у команд, то он может обратить их внимание на плакат с причинами, который может помочь определить чувства, возникающие у детей.
Участники групп проводят рейтинг и выбирают чувства, с которыми, по их мнению, сложнее всего справиться. Далее один из участников команды озвучивает то, что обсудили в подгруппах.
Комментарии:
Ведущий может обратить внимание участников на то, что ребёнок может испытывать несколько чувств одновременно, это могут быть противоположные чувства – злость и облегчение. Например, ребенок может испытывать чувство злости на то, что мать отказалась от него, и он теперь находится в учреждении, но при этом может испытывать противоположное чувство облегчения, помня, как он не доедал, его часто наказывали физически, он боялся чужих людей, которые бывали в его доме.
10. Упражнение «Качества родителя» /10 мин/
Цель: прояснить представления о своих родительских качествах, которые необходимы для оказания помощи брошенным детям, испытывающим разные чувства.
Материалы: вторая половина ватмана из предыдущего упражнения «Чувства детей, которые нуждаются в нас», маркеры, плакат с качествами.
Участники работают в тех же подгруппах. Ведущий задает вопрос: «Подумайте, какие качества необходимы вам, как родителям, чтобы оказывать помощь приёмным детям. При этом вы знаете, по каким причинам они попадают в учреждение (здесь ведущий может обратить внимание на плакат с причинами) и какие чувства может испытывать ребёнок (обратить внимание на плакат с чувствами)».
Подгруппы после обсуждения записывают качества, которые как они считают, будут необходимы для того, чтобы помочь детям (вторая половина ватмана).
Пока группы работают, ведущий подготавливает памятки-подсказки, где указаны качества, которыми обладает каждый человек. Качества разделены на две половинки, одни положительно окрашены, другие – отрицательно.
Через какое-то время ведущий дает каждой группе эти памятки-подсказки, объясняя, что может быть данные качества помогут в обсуждении. После завершения работы командам предлагается определить рейтинг 5 качеств, необходимых для помощи ребенку. Затем каждая группа представляет на обсуждение свою групповую работу.
Комментарии: В этом упражнении очень сложная работа ведущего. Его задача – вывести после упражнения участников на обсуждение качеств, которые были предложены в памятке-подсказке. Следует задать вопрос о том, почему группы не выбрали качества, представленные в правом столбике.
Если участники начинают говорить, что они не нужны, то ведущий спрашивает всех о том вопросе, который был задан в начале упражнения (здесь можно его произнести еще раз: «Подумайте, какие качества необходимы вам, как родителям, чтобы оказывать помощь приёмным детям»). Ведущему не стоит принижать значение того, что было проработано группой в этом упражнении. Однако, нужно понимать, что участники часто приписывают только положительно окрашенные качества, которые необходимы им для того, чтобы оказывать помощь – доброта, любовь, терпение, мудрость и т.д.
Задача ведущего с помощью вопросов и рассуждений подвести участников группы к мысли о том, что каждый человек в той или иной степени обладает и противоположными качествами.
В ходе обсуждения необходимо подвести участников к тому, что в конкретной ситуации может пригодиться любое качество, которым обладает человек и не стоит идеализировать представление о приемном родителе. И, если это качество в данном случае помогает ребенку, значит, оно тоже является необходимым.
Например: «Ваша приёмная дочь-подросток вечерами стала задерживаться на улице допоздна. Вы будете добры, терпеливы к ее ночным прогулкам? (здесь можно отметить качества, которые в большинстве выбирают участники группы). Вы не будете за нее волноваться, тревожиться?» (проговорить те отрицательно окрашенные качества, которые подходят из памятки-подсказки).
11. Мозговой штурм «Трудности, с которыми мы можем столкнуться» /10 мин/
Цель: определить основные трудности, которые могут возникнуть при воспитании приёмного ребёнка.
Материал: листочки, ручки по количеству участников, флип-чарт, маркеры.
Каждый участник пишет на листочке трудности, которые могут у него возникнуть при воспитании приёмного ребёнка, а затем каждый участник выставляет на обсуждение в кругу по 3 трудности. Ведущий записывает ответы участников на флип-чарте.
Комментарии:
Ведущий должен подвести участников тренинга к тому, чтобы они знали основные трудности, с которыми могут столкнуться приёмные родители.
Список трудностей:
нежелание детей учится;
выполнять обязанности;
случаи обмана;
воровство;
нарушенное пищевое поведение;
сексуализированное поведение;
случаи воровства.
страхи;
нарушение сна;
нарушение аппетита;
вредные привычки.
11. Упражнение «Найдём друг друга» /10 мин/
Цель: показать обе стороны процесса создания приёмной семьи: сторону ребёнка и сторону родителя.
Материал: карточки с описаниями потребностей детей и возможностей родителей.
Участники делятся на две группы: «дети» и «родители».
Участникам обеих групп ведущий раздаёт карточки, группе «дети» – описание потребностей детей, группе «родители» – описание возможностей семьи, желающей принять на воспитание ребёнка. На карточках описаны ситуации, в которых участникам суждено остаться одинокими.
Далее «дети» и «родители» должны найти себе пару, учитывая информацию, написанную на карточке, и стараясь, чтобы потребности ребёнка совпали с возможностями и желаниями родителя. В процессе выполнения задания образуется группа одиноких «детей» и «родителей». Это те участники, которым после нескольких попыток так и не удалось найти себе пару.
Обратная связь.
После выполнения задания участники обсуждают, что они чувствовали, когда нашли друг друга. Ведущий спрашивает тех, кто остался одиноким, каковы их чувства, что им хочется сделать. Необходимо обратить внимание группы, что причиной неудачи в поиске пары могут быть как очень узкие рамки пожеланий и возможностей родителей, так и особые потребности ребёнка.
12. Заключительное упражнение « Что беру сейчас с собой» /10мин/
Инструкция: Предлагаю поделиться тем, что возьмёте с собой из сегодняшнего занятия. Это могут быть: чувства, мысли, настроение, осознавание, инсайт и т.п. Участники по очереди высказываются.
ПРАВИЛА ГРУППЫ.
1.АКТИВНОСТЬ
Только вы можете решить задачу, которую вы перед собой поставили. Если вы не будете ее решать, за вас это не сделает никто.
Вы можете активно рассчитывать на помощь со стороны ведущих, если будете активно участвовать в том, что происходит.
2.ИНТЕНСИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Внимательно выслушивать мнения других членов группы о своих проявлениях и действиях, даже если это расходится с вашими представлениями. Не обижаться.
Рассказывать о своих впечатлениях членам группы.
ПРИ ЭТОМ:
Высказываться только от первого лица «Я» не употребляя местоимения « МЫ».
Избегать размышлений на общие темы.
Говорить о своих чувствах
Придерживаться фактов, а не оценок.
3.ОТКРЫТОСТЬ.
открыто, и искренне отвечать на вопросы и делиться своими размышлениями
Вы имеете право молчать.
4.КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно, помочь в этом другим, мы обещаем друг другу не рассказывать ничего из того, что было на группе другим знакомым.
5.СВОБОДА
Вы свободны в выборе, поскольку можете выбирать, что Вам делать или не делать и как реагировать в данной ситуации.
6.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Вы несете ответственность за свои выборы: за последствия своих слов и решений, за свои действия и бездействие.
КАЧЕСТВА
Терпение | Тревожность |
Терпимость | Лицемерие |
Доброта | Жестокость |
Доброжелательность | Попустительство |
Ответственность | Замкнутость |
Мудрость | Инфантильность |
Чувство меры | Самоуверенность |
Чувство юмора | Лень |
Тактичность | Злопамятность |
Смелость | Мстительность |
Настойчивость | Неуравновешен-ность |
Желание изменяться, развиваться | Вспыльчивость |
Ласковость | Непоследователь-ность |
Нежность | Непостоянство |
Требовательность | Раздражительность |
Последовательность | Лживость |
Занятие 1.
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОЙДУТ
В МОЕЙ СЕМЬЕ С ПРИХОДОМ РЕБЕНКА.
Ф.И.О. _______________________
Дата _________________________
Когда семьи принимает решение об опекунстве, или усыновлении ребенка, у них есть определенные ожидания. Вы, наверное, уже решили, что для Вас значит принять ребенка в свою семью. Как, по Вашему мнению, появление ребенка в семье повлияет на Ваш образ жизни? Какие три основные изменения произойдут с Вами и Вашими близкими?
1.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Занятие 1.
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОЙДУТ
В МОЕЙ СЕМЬЕ С ПРИХОДОМ РЕБЕНКА.
Ф.И.О. _______________________
Дата _________________________
Когда семьи принимает решение об опекунстве, или усыновлении ребенка, у них есть определенные ожидания. Вы, наверное, уже решили, что для Вас значит принять ребенка в свою семью. Как, по Вашему мнению, появление ребенка в семье повлияет на Ваш образ жизни? Какие три основные изменения произойдут с Вами и Вашими близкими?
1.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
16