Тема: Свойства резины.
Цель: знакомство детей со свойствами резины, её качествами и свойствами (эластичность, упругость, водонепроницаемость).
Задачи:
- Формировать целостное видение мира; дать представление о резине и ее свойствах; учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
-Развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом.
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Оборудование: шарик на подставке с нарисованным лицом, короб с шарами, четыре подноса, шесть полосок из ткани, бумаги, резины, шесть шариков, тазики с водой, лейки с водой, мешочки из ткани, бумаги, шесть полотенец, шесть резиновых перчаток, набор предметов из разного материала, два обруча, предметы из разных материалов.
- Здравствуйте, ребята. У меня для вас сюрприз. Догадайтесь, что я принесла.
Он на нитке-поводке,
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной,
И в придачу, надувной.
(Ответы детей).
Воспитатель: Верно, воздушный шарик. Весёлый, улыбающийся воздушный шарик. А улыбается он потому, что он очень рад встрече с вами. Мы с ним сейчас поближе познакомимся. Вы хотите с ним подружиться? Как вы думаете, из какого материала он сделан?
Дети обследуют шарик.
Дети: - Шарик сделан из резины.
Воспитатель: Да, вы правы. A знаете ли вы, как добывают резину? Посмотрите на экран. В Южной Америке растёт резиновое дерево. Оно называется Гевея. В стволе этого дерева бежит белый сок. Когда дерево вырастает, на его стволе делают надрез, и сок стекает по стволу вниз. Этот сок называется каучук. Само слово «каучук» было придумано индейцами. Что в переводе означает «слезы дерева». Собранный каучук отвозят на фабрику, где из него делают различные резиновые изделия.
- Резина – это материал. Существуют и другие материалы, которые вам хорошо знакомы, например, это ткань и бумага. Хотите узнать, чем резина отличается от ткани и бумаги. Присядьте, пожалуйста, к столу. (На столе небольшие подносы – на них полоски ткани, бумаги, резины). Давайте рассмотрим, что лежит на столах.
- Как вы думаете, если попытаться растянуть полоску бумаги, что произойдёт?
Дети: - Бумага порвётся.
Воспитатель:
- Давайте проверим ваше предположение. (Дети пытаются растянуть полоски бумаги – она рвётся.) Что произошло?
Дети: - Бумага порвалась.
Воспитатель:
-Как вы думаете, почему бумага так быстро порвалась?
Дети: - Бумага не прочная. Она рвётся.
Воспитатель:
- А что произойдёт, если попробовать растянуть ткань? (Предположения детей).
Дети пытаются растянуть ткань.
Воспитатель: Ткань растянулась? (Нет). Порвалась? (Нет). Что же прочнее, ткань или бумага? (Ткань).
Воспитатель:
- А как вы считаете, удастся ли нам растянуть резиновую полоску?
Дети:
- Да. (Или нет)
Воспитатель:
- Давайте проверим. Но вы должны растягивать резиновую полоску не слишком сильно и не отпускать её концы, иначе она может больно ударить вас по руке. ( Дети растягивают резиновую полоску.) Что происходит?
Дети: Резина растягивается.
Воспитатель:
- Резина растягивается, а затем принимает ту же форму и размер. Такое свойство резины называется эластичностью. Резина эластичная.
Воспитатель: Сожмите лист бумаги в кулачке. Откройте кулак. Что произошло с бумагой? (Она смялась). Попробуйте другой рукой сжать резину в кулаке. Откройте кулак. Что случилось с резиной? (Она разогнулась, распрямилась). Это свойство резины называется упругость.
Воспитатель:
- Вот какие вы молодцы! За это дарю вам по шарику (Красивая ёмкость для шариков. Воспитатель раздаёт не надутые шарики). Возьмите шарики, потрогайте, погладьте их, попробуйте растянуть. Шарики какие?
Дети:
- Гладкие, мягкие, упругие, эластичные (растягиваются).
Воспитатель:
- Чем ваши шарики отличаются от шарика, который на столе. Что вы замечаете?
Дети:
- Шарик большой, круглый, а наши маленькие, у них нет формы. (Если не скажут, спросить: а форма у ваших шариков есть?)
Воспитатель:
- Как вы считаете, что нужно сделать, что бы ваши шарики стали такими же большими и круглыми, как этот?
Дети:
- Шарики надо надуть.
Воспитатель: Давайте встанем в круг и попробуем надуть шарики. (Дети пытаются надуть шары). Получилось?
Воспитатель: A хотите, чтобы наши шарики стали большими? Здесь нам поможет волшебство. Сложите ваши шарики в волшебный мешочек.
Воспитатель кладет мешочек в короб с заранее надутыми шарами.
Вместе произносят волшебные слова:
Маленькие шарики, станьте большими.
Круглыми, легкими и надувными.
Пусть волшебство сейчас совершится.
Если поверите – чудо случится.
Хлопнем в ладоши – раз, два, три.
Шарик воздушный, к ребятам лети!
Воспитатель открывает короб, достает надутые шары и раздает их детям.
Воспитатель:
- Возьмите ваши шарики и скажите, какими они стали.
Дети:
- Большими, круглыми, упругими.
Воспитатель:
- Какое свойство резины позволило им стать такими? Эластичность.
- А почему шарики называют воздушными?
Дети:
- Их надувают воздухом.
Воспитатель:
- Вы правы. Их наполняют воздухом. A резина воздух не пропускает.
Для чего придумали воздушные шары?
Дети:
- Чтобы с ними поиграть.
Воспитатель:
- Вы хотите поиграть с воздушными шариками?
Дети:
- Да!
Воспитатель: Встаньте в круг. Смотрите на меня и выполняйте движения вместе со мной.
Игра с воздушными шарами под музыку.
Воспитатель: A теперь давайте положим наши шарики в волшебный короб и пройдем в лабораторию № 2. (Контейнеры с водой. Полотенца, мешочки из ткани и бумаги, шар, три лейки с водой, резиновые перчатки.)
Воспитатель:
- Перед вами мешочки из известных вам материалов. Из чего они сделаны? (Из бумаги). А второй? (Из ткани). А воздушный шар? (Из резины). A для чего нам пригодятся лейки с водой? Сейчас мы будем по очереди наливать в мешочки воду, чтобы проверить, удержится ли в них вода. Сначала в бумажный мешочек. Как вы думаете, что произойдет? (Бумажный мешочек порвётся, вода утечёт). Давайте проверим наше предположение.
Дети наливают воду из лейки в бумажный мешочек.
- Что же произошло? Удерживает ли бумага воду?
- Теперь нальем воду в мешочек из ткани. Что произойдет на этот раз? (Мешочек из ткани не порвётся, но вода всё равно утечёт). Давайте проверим.
- Наливаем воду в воздушный шарик. Как вы думаете, что произойдёт?
Дети: из шарика вода не утечёт.
Воспитатель: Давайте проверим, верно ли наше предположение.
Воспитатель:
- Что мы узнали из этих опытов?
Дети:
- Мешочки из бумаги и ткани пропускают воду, а шарик – нет.
Воспитатель:
- Верно, резиновый шарик не пропускает воду, и такое свойство резины называется водонепроницаемостью.
- Водонепроницаемость – это очень полезное свойство резины и люди научились его использовать в жизни. Посмотрите на экран. На нем вы увидите уже известные вам предметы. (Демонстрируются водонепроницаемые предметы).
Воспитатель:
- Наступила осень, идут дожди, вокруг лужи. Что поможет вашим ножкам оставаться сухими, гуляя по лужам?
Дети: - Резиновые сапоги.
Воспитатель:
- Верно. Резиновые сапоги. Сапоги мы сейчас надевать не будем, а наденем резиновые перчатки и проверим, останутся ли руки в них сухими. Наденьте перчатку на одну руку. Опустите обе руки в тазик с водой. Какой стала рука без перчатки? (Мокрой). A рука в перчатке? Снимите перчатку, какая рука? (Сухая). Почему рука в перчатке осталась сухой?
Дети: - Перчатка резиновая, а резина не пропускает воду. Вытрите руки полотенцем.
Воспитатель: Резиновые изделия нужны людям разных профессий. Посмотрите на экран. Скажите, все ли предметы пригодятся людям?
-Скоро откроется магазин, в котором будут продаваться резиновые изделия. Полки в нем пока пустые. В коробе лежат предметы из разных материалов. Давайте заполним полки магазина только изделиями, сделанными из резины.
(Игра).
- Молодцы, ребята. Магазин готов к открытию. Давайте вспомним, o каком материале мы сегодня говорили . (O резине). Какие свойства резины вы запомнили?
Дети:
- Резина мягкая, гладкая, эластичная, упругая, растягивается, водонепроницаемая.
- Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь вы все знаете о свойствах резины!
- Благодаря таким свойствам резины как эластичность и упругость и с помощью воздушного шарика можно провести фокус. Его вы сможете сделать дома вместе с родителями. (Показ фокуса).
- Благодарю вас за то, что поиграли со мной, помогли провести эксперименты. Вы такие замечательные, умные и находчивые дети. Мне было очень весело с вами. На память o нашей встрече возьмите шарики из волшебной коробки. До свидания!