Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Занятие «Труд основа моей жизни»
Форма работы: интерактивная беседа с элементами игры.
Разработчик:
воспитатель Стрельцова В.В.
ст-ца Попутная
2021г.
Целевая аудитория: несовершеннолетние 5-17 лет
Цель: сформировать понимание значимости труда и в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть учащимся значение труда в жизни человека, взаимозависимость труда и профессии в жизни человека.
Развивающие:
развивать навыки трудолюбия
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к процессу познания
воспитание взаимопомощи и своевременности в труде, трудолюбия.
Коррекционные:
сформируется чувство доброжелательного отношения друг к другу, положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, ценностное отношение к своему и чужому труду.
Формы и методы: игра, беседа, интерактивный, технология ментальных карт.
Ожидаемый результат: у воспитанников появиться понимание значимости труда и профессий в жизни человека. Разовьются навыки трудолюбия, появиться положительное отношение к труду. Сформируется трудолюбие и чувство взаимопомощи.
Оборудование и материалы: мультимедиа проектор, доска, ноутбук, аудиосистема, музыкальное сопровождение, магнитная доска, магниты, мяч, разрезные пословицы, задания для кроссворда, Дид. игра «Кому? Что нужно?» картинки, презентация со слайдами по теме, бабочки из бумаги, ватман, текстовыделители, клей карандаш, коробка с кубиками.
План:
Ритуал начала. Игра «Прокати мяч»
Вводная часть. Притча «Два плуга». Интерактивная беседа.
Основная часть.
Соедини пословицы о труде
Игра «Что будет если?»
Физкультминутка
Беседа о значении труда.
Игра-кроссворд «Радуга профессий»
Игра «Кому? Что?»
Рефлексия
Упражнение «Раскрашивание»
Работа с ментальной картой «Труд»
Заключительная часть. Игра «Коробка добрых дел»
Рефлексивный экран.
Ход занятия
Ритуал начала.
Воспитатель: Добрый день уважаемые гости и ребята, предлагаю вам вначале занятия поиграть в игру.
Музыка №1
Игра «Прокати мяч».
Цель: сплотить коллектив, сформировать чувство товарищества.
Дети встают в круг, как можно теснее, вытянув руки вперёд. Нужно прокатить мяч по кругу, по вытянутым рукам и не уронить – помогать руками нельзя.
Слайд 2
Вводная часть
Воспитатель: И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ:
Слайд 3
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Интерактивная беседа
Воспитатель: Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,
Основная часть
Воспитатель: -Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.
Задание для детей возрастной категории (7-17 лет)
На магнитной доске вывешены по две части пословиц их необходимо сопоставить, друг с другом, чтобы собрать в единое целое. Каждому участнику по очереди необходимо выйти и сопоставить по одной пословице.
-Теперь проверим как вы справились с заданием, посмотри на доске.
Деревья смотри в плодах... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа... (да сладок хлеб).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки)
Задание для детей (5-6 лет)
Пока ребята сопоставляют пословицы, вам я предлагаю поиграть в игру «Что будет, если?» и поразмышлять
Итак, что будет если:
- повара перестанут готовить пищу?
- врачи перестанут лечить людей?
- учителя перестанут учить детей?
- строители перестанут строить дома?
- все водители откажутся сесть за руль?
-полицейские перестанут выходить на службу?
Примерные ответы детей:
-нечего будет кушать, люди будут умирать от болезней, все будут неграмотными, негде будет жить и т.д.
Воспитатель: -Что объединяет, людей всех профессий?
Примерные ответы детей: труд, работа.
Воспитатель: - Конечно, все что нас окружает это результаты труда.
А сейчас проверим как старшие ребята составили пословицы и сравним с доской.
Слайд 4
Воспитатель: -Отлично справились, о чем говорят все эти пословицы?
Примерные ответы детей: о том что необходимо трудиться.
Воспитатель: Мы немного потрудились и теперь немного разомнемся.
Физкультминутка
Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Беседа о значении труда и необходимости получать профессию.
Воспитатель: - Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились. Труду следует учиться всю жизнь. Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом. Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
- Что оно значит? (Значит, трудиться должны все.) Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Слайд 5 два щелчка
Игра-кроссворд «Радуга профессий» для детей 7-17 лет.
На столе лежит лист с кроссвордом и заданиями
1. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
2. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять.
Тому, кто здоров, — разрешит погулять. (врач)
3.Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
4.Он машиной управляет,
Никогда не забывает:
Это — тормоз, это — газ,
Отвезёт он в школу нас. (шофёр)
5.В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)
6.С книгой кто в руке - читатель,
Книги пишет кто - ... (писатель)
7.Зарю поёт селу петух -
Коров на луг ведёт ... (пастух)
8.В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (библиотекарь)
9.Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (пилот)
| | | п | о | в | а | р | | | |
в | р | а | ч | | | | |
| с | т | р | о | и | т | е | л | ь | | |
| | ш | о | ф | е | р | | | | | |
у | ч | и | т | е | л | ь | | | | | |
| | п | и | с | а | т | е | л | ь |
| | п | а | с | т | у | х | | |
б | и | б | л | и | о | т | е | к | а | р | ь |
| п | и | л | о | т | | | | |
Игра «Кому что…» для детей 5-6 лет
На столе лежат карточки с разными предметами (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка…)
Воспитатель: Пока ребята разгадывают кроссворд я предлагаю вам обратить внимание какой беспорядок у нас на столе! Кто-то оставил предметы.
-Кому нужны эти предметы? (Людям разных профессий). Назовите их, для чего они нужны и положите к нужной картинке. (Парикмахер, повар, швея, художник, доктор, продавец, музыкант).
Воспитатель: Я думаю, что ножницы оставил кто? И для чего предмет нужен? и т.д.
Дети поочередно берут предметы, называют, кому они нужны, раскладывают возле картинок с профессиями.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли навести порядок в «профессиях», отдали предметы тем, кому они пригодятся в их труде.
Рефлексия с дошкольниками необходимо выбрать бабочку соответствующую вашему настроению и результатам на занятии
Розовый- у меня хорошее настроение занятие было познавательным
Зеленый - мне было скучно и не все понятно
Желтый – мне не понравилось и было неинтересно
Воспитатель: - Так что нужно делать, чтоб сбылись самые заветные мечты?
Примерные ответы детей: - Учиться
- Трудиться
- И людям помогать.
Воспитатель: Спасибо, вы хорошо поработали, можете быть свободны.
Примерные ответы детей:
-Старшие ребята проверим как справились с кроссвордом? Посмотрим на доске.
Слайд 5 третий щелчок
-Отлично все справились с заданием. Какое ключевое слово у нас получилось?
-Профессия.
Слайд 6
Воспитатель: -Верно! Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.
Для чего нужна профессия?
Примерные ответы детей: -Чтобы выполнять хорошо свою работу. Хорошо и качественно трудиться.
Воспитатель: А сейчас снимем усталость с глаз с помощью упражнения.
Упражнение «Раскрашивание» для снятия усталости зрения.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
Воспитатель: -Как мы сказали для того чтобы добиться чего то в жизни человеку необходимо трудиться всю свою жизнь начиная с момента рождения. Давайте более подробно разберем понятие «Труд». Взгляните на доску. Дети дают примерные ответы для разбора понятия.
Слайд 7
Воспитатель: Теперь рассмотрим для чего нужен нам всё-таки труд, кроме того, чтобы получить профессию.
На магнитной доске ментальная карта - схема «ТРУД».
Детям дается задание с помощью текстовыделителя продолжить схему зарисовать картинками или словами «Что дает труд в жизни человека?»
Анализируя схему дети делают вывод что труд дает все блага человеку духовные, материальные, личностные, тем самым запоминают визуально зарисованную схему.
Слайд 8 пример ментальной карты
Заключительная часть.
Воспитатель: -Ребята, каждый день вы помогаете взрослым и самостоятельно трудитесь в нашем центре. Подводя итоги, я предлагаю вам вспомнить все добрые трудовые поручения которые вы выполняли сами или кто из вас по просьбе взрослых.
Игра «Коробка добрых дел»
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это, доброе дело или трудовое поручение совершенное кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за названный любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
Воспитатель: -Молодцы, сколько добрых трудовых поручений вы выполняете. Это говорит о том, что вы по настоящему трудолюбивы и будете продолжать делать добрые дела на общее благо и для личного развития в будущем. Спасибо вам, за вашу активность и познавательный интерес.
Рефлексия.
Прием незаконченного предложения, методика «Рефлексивный экран».
Слайд 9
Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Занятие дало мне для жизни…
Мне захотелось…
Воспитатель: Всем спасибо за внимание!