ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ОТРАДНЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Занятие на тему
«Умей дружбой дорожить»
Разработала:
воспитатель В.В.Стрельцова
Целевая аудитория: несовершеннолетние 7-17 лет.
Форма и методы работы: беседа.
Цель: формировать нравственные качества, умение дружить и беречь дружбу, показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи:
- Обогащать словарный запас.
-Расширять представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
- Воспитывать вежливое отношение друг к другу.
- Содействовать формированию дружеских отношений в коллективе.
Ожидаемый результат: У воспитанников сформируется представление о нравственных качествах личности, умение дружить и ценить дружбу.
Учебно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук, доска, аудиосистема.
Время реализации: 1 академический час-40 мин.
Оборудование: аудиозапись, конверт с заданием, буквы для составления слова, нравственные ситуации, фразы с качествами друга, магнитная доска, магниты.
План:
1.Ритуал начала. Упражнение «Круг радости»
2. Вводная часть. Игра «Составь слово»
3.Основная часть. Беседа по теме. Игра «Закончи пословицу». Нравственные ситуации. Физкультминутка. Рассказ «Два товарища». Упражнение «Качества друга». Игра «Чей это друг?». «Законы дружбы»
4. Заключительная часть.
5. Рефлексия.
Ход занятия
Ритуал начала.
Воспитатель: Сегодняшнее занятие мы начнем с необычного круга. Круга радости. (Учащиеся становятся в круг. Круг радости сопровождается веселой музыкой)
Круг радости
Раз, два, три, четыре, пять…
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Воспитатель: Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
• Хлопают все присутствующие;
• Только девочки;
• Только те, кто любит вкусно поесть;
• Только те, кто опаздывает на уроки;
• Только те, кто хорошо учится;
• Только те, кто не любит каникулы;
• Только те, кто любит сладкое;
• Только те, кому нравится играть в футбол;
• Только те, у кого прекрасное настроение.
Вводная часть.
Воспитатель: - Ой, ребятишки, буквы выпали из книжки
Нужно срочно их собрать, слово срочно прочитать.
- На столе у вас конверт с заданием «Составьте слово».
- Что за слово у вас получилось. Давайте определим тему нашего занятия.
- Тема нашего занятия - «Дружба! Какое чудесное слово!»
Воспитатель: - Дорогие, ребята! Сегодня мы вспомним, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Вспомним какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому;
В каждой школе, в каждом классе есть ученики.
В каждом классе, в каждом классе верные дружки,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
“Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой!
- Как вы думаете, что такое дружба?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: - Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова. Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего начинается дружба? Об этом поется даже в песне…
Дети: С улыбки.
Воспитатель: - Верно, ребята, с улыбки.
Звучит песня “Улыбка”.
Основная часть.
Воспитатель: Дружба между людьми существуем в веках и нашла своё отражение не только в песнях, но и в пословицах и поговорках. Давайте вспомним какие вы знаете пословицы о дружбе?
Игра “Закончи пословицу”
Пословицы и поговорки о дружбе.
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей).
Человек без друзей, что дерево (без корней).
Друга ищи, а найдёшь (береги).
Дерево живёт корнями, а человек (друзьями).
Дружба, как стекло: разобьёшь – (не сложишь).
Друг познаётся… (в несчастье).
Без друга в жизни… (туго).
Воспитатель: Прочитайте ситуацию в группе. Поговорите, как вы в ней поступите?
Нравственные ситуации:
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать.
(Я помогу ему выполнить задание самостоятельно).
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. (Я объясню, что так говорить нельзя).
3. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все,
в том числе и ты. (Постараюсь помочь разобраться в сложившейся ситуации).
4. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить. (Буду дружить. Вместе будем исправлять плохие отметки).
5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. (Будем учиться играть).
6. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. (Это не мой друг).
7. Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. (Я не буду дружить с таким человеком).
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют её.
Воспитатель: - Какой сделаем вывод? Необходимо не только спасать друга из беды, но и уметь радоваться его удачам и успехам.
-Настоящий друг познаётся не только в беде, но и в радости.
Дружба в радости и дружба в горе,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Раз, два, три, четыре...
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!
Улыбнёмся веселей,
Стали мы ещё дружней!
Воспитатель: - Ребята послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Два товарища».
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.
Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
- Можно ли этих мальчиков назвать друзьями?
- Почему? Хотели ли вы иметь такого друга.
Упражнение «Выбор слов (качеств)»:
Выбрать такие качества, которыми обладает настоящий друг из предложенных на доске.
- верный
- честный
- завистливый
- заботливый
- ехидный
- бескорыстный
- жадный
Игра: «Чей это друг?».
- Вот мы и оказались в сказочной стране «Верных друзей».
- Назовите сказочных героев, которых можно назвать верными друзьями.
Я начну, а вы продолжайте:
Малыш и …Карлсон
Вини-Пух и…Пятачок
Чиполлино и ...Вишенка, Земляничка
Крокодил Гена и…Чебурашка
Белоснежка и …7 гномов
-И живут они по таким законам: (дети читают и прикрепляют)
«Законы дружбы»
1.Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3.Не смейся над недостатками друга.
4.Останови друга, если он делает что-то плохое.
5.Не обманывай друга.
6.Не предавай друга.
7.Относись к другу как к себе.
8.Доверяй другу.
9.Всегда выполняй свои обещания.
10.Умей хранить чужие секреты.
Заключительная часть.
Воспитатель: -Таким образом, мы сегодня можем сделать вывод, что дружбой нужно дорожить и доказали, что настоящий друг познаётся не только в беде, но и в радости.
Рефлексия. На столе у вас шарики. Если вы согласны с законами дружбы, если вы решили, что другом надо быть и в радости и горе, то выберите жёлтый шарик; если не согласны - красный; если вы ещё не разобрались и не решили, как надо поступать — зелёный.
Я предлагаю вам исполнить песню, которая так и называется «Если с другом вышел в путь». Образуется круг дети берут друг друга за руки и все вместе произносят:
Давайте дружно будем жить и нашей дружбой дорожить.