СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие в клубе юных медиаторов по теме "Ощущение и восприятие"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в клубе юных медиаторов по теме "Ощущение и восприятие"

Просмотр содержимого документа
«Занятие в клубе юных медиаторов по теме "Ощущение и восприятие"»

Ощущение и восприятие

Литература.

  1. А. Г. Маклаков. Общая психология. Санкт-Петербург, Питер, 2001.

  2. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. М.; Владос Пресс, 2004.

  3. Крутецкий В. А. Темперамент // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993.

  4. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского, М., 1996. С. 433.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. С. 613.

  6. Рубинштейн С.ю Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С 134 – 136.

  7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 148.

  8. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 85.

  9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 325

  10. Петровский А. В. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993 – 1999. Т. 2. С. 535.

  11. Гиппенрейнер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 267.

  12. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1995. С. 46.

Общая характеристика сенсорных процессов.

Основные свойства сенсорных процессов и их анатомо-физиологический субстрат

Модальность Чувственный орган Качество ощущений

Рецепторы, с работой которых связано данное ощущение

Зрение

Сетчатка

Яркость

Контраст

Движение

Величина

Цвет

Палочки и колбочки

Слух

Улитка

Высота

Тембр

Волосковые клетки

Равновесие

Вестибулярный орган

Сила тяжести

Вращение

Макулярные клетки

Вестибулярные клетки

Осязание

Кожа

Давление


Вибрация


Окончания Руффини

Диски Меркеля

Тельца Пачини

Вкус

Язык

Сладкий и кислый вкус

Горький и соленый

Вкусовые сосочкина кончиках языка

Вкусовые сосочки у основания языка

Обоняние

Обонятельные нервы

Цветочный запах

Фруктовый запах

Мускусный запах

Пикантный запах

Обонятельные рецепторы

(1, 2)

Структура приема информации

Раздражитель воздействует

на органы чувств,

в результате чего возникает нервный импульс,

которые по нервным проводящим путям поступает в головной мозг,

обрабатывается там, и формируются отдельные ощущения,

на основе которых складывается целостный образ восприятия предмета,

который сопоставляется с эталоном памяти,

в результате чего происходит опознание предмета,

а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности

происходит осмысление, понимание информации

внимание должно было быть направлено на прием и понимание информации.

Общие представления об ощущении и восприятии.

Простейшим из познавательных процессов является ощущение. Таким образом, ощущение является чувственным отражением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Восприятие это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Суть процесса ощущений состоит, состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорим об ощущениях, то подчеркиваем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем.

Пороги чувствительности

Нижний порог абсолютной чувствительности – максимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения. (1)

Верхний порог абсолютной чувствительности – максимальная величина до болевой интенсивности воздействия. (1)

Разностный порог – максимальное различие в интенсивности 2 однотипных воздействий, необходимых для его ощущения. (1)

Индивидуально-типологические особенности чувствительности

Сензитивность – природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов. (1)

Сенсибилизированность – повышенная чувствительность под влиянием опыта, профессиональной деятельности. (1)

Сенсорная организация – комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона. (1)

Классификация и исследование порогов чувствительности.

Различают 2 вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность различать ощущать слабые различия между раздражителями. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное – это две стороны единого целого. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой: раздражение (физика) – возбуждение (физиология) – ощущение (психология) – суждение (логика). Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. До Фехнера считали, что исследование ощущений, если это кому-нибудь интересно, должны заниматься физиологи, врачи, даже физики, но только не психологи, По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психический процесс. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в настоящее время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил 2 утверждения, называемых первой и второй парадигмой классической психофизики. 1. Сенсорная система человека – это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы. 2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам. Сегодня не вызывает сомнения, что обе эти парадигмы уже устарели и в определенной степени противоречат современным принципам исследования психики. Тем не менее, исследования Фехнера по своей сути были новаторскими.

Индивидуально-типологические особенности чувствительности:

1. Сензитивность – природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов.

2. Сенсибилизированность – повышенная чувствительность под влиянием опыта, профессиональной деятельности.

3. Сенсорная организация – комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона.

Понятие об ощущении

Окружающая нас действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т. д.), вызывают ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное, каким либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центральным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.

Ощущением называется отражение в мозгу свойств материальной действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы.

Ощущение – это простейший психический процесс, который сигнализирует нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они дают возможность человеку ориентироваться в окружающих условиях и сообразовать с ними свои действия. (2)

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущение – простейший процесс отражения (познания) отдельных свойств предметов и явлений, внутренних состояний организма при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это общебиологическое свойство живой материи, называется чувствительностью. (3).

Роль ощущений в жизнедеятельности организма трудно переоценить, так как они являются источниками наших знаний о мире и о нас самих.

Учение об ощущение утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущение же результат воздействия материи на органы чувств. (1)

Возникновение ощущений

Раздражитель физически воздействует на органы ощущений (рецепторы) – здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс. Затем по проводящему (афферентному, или центростремительному пути возбуждение передается а центральный отдел анализатора) – это физиологический процесс. Обработка информации происходит в коре головного мозга – это психический процесс. (1)

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. (1)


Классификация ощущений.

Свойства: качества, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Общие свойства ощущений
  1. Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и т. п.

  2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

  3. Длительность – определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

  4. Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которые воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения). (1)

Свойства предметов и явлений ощущаемых нами, если они вызывают в каком-либо из наших органов чувств нервный процесс, распространяются по центростремительным путям до коры больших полушарий и создающий там более или менее стойкий, концентрированный очаг возбуждения.

Наряду с ощущениями при воздействиях, идущих из внешнего мира, человек испытывает ощущения, вызываемые в нем некоторыми состояниями собственного тела и его органов. (2)

1. По взаимодействию рецепторов с раздражителями

  • Дистантное

  • Контактное

2. По расположению рецепторов

  • Экстерорецептивное – внешнее

  • Интерорецептивное - внутреннее

  • Проприорецептивное – смешанное

3. По ведущему анализатору

  • Зрительные

  • Слуховое

  • Осязательное

  • Мышечно-суставное

  • Обонятельное

  • Вкусовое

  • Температурное

  • Болевое

  • Органическое

  • Статико-кинестетическое (1)

Функции ощущений

Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

  1. Является основой более сложных познавательных процессов.

  2. Превращении энергии внешнего воздействия в акт сознания.

  3. Обеспечение чувственной основы психической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психического образа) и др. (1)

Общие свойства ощущений

Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и т. п.

Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Длительность – определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которые воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения). (1)

Возникновение ощущений

Раздражитель физически воздействует на органы ощущений (рецепторы) – здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс. Затем по проводящему (афферентному, или центростремительному пути возбуждение передается, а центральный отдел анализатора) – это физиологический процесс. Обработка информации происходит в коре головного мозга – это психический процесс. (1)

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. (1) Классификация ощущений

1. По взаимодействию рецепторов с раздражителями

  • Дистантное

  • Контактное

2. По расположению рецепторов

  • Экстерорецептивное – внешнее

  • Интерорецептивное - внутреннее

  • Проприорецептивное – смешанное

3. По ведущему анализатору

  • Зрительные

  • Слуховое

  • Осязательное

  • Мышечно-суставное

  • Обонятельное

  • Вкусовое

  • Температурное

  • Болевое

  • Органическое

  • Статико-кинестетическое (1)

Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Ощущение входят в структуру более сложного психического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов.

Классификация восприятия.

1. По ведущему анализатору (зрительные, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое).

2. По форме существования материи (пространства, времени, движений).

3. По форме психической активности (преднамеренное, непреднамеренное).

4. По структуре (симультанное, сукцессивное).

Свойства восприятия.

Осмысленность и обобщенность – воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимается. Предметность восприятия – психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Целостность восприятия – в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Структурность восприятия – человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Избирательность восприятия – из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Константность восприятия – одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т. д. Однако объективные качества предметов восприятия в неизменном виде.

Законы восприятия по М. Вертгеймеру.

Эффект сходства – фигуры, сходные по каким либо элементам (цвету, величине, форме и пр.), в сознании объединяются и группируются.

Эффект близости – близко расположенные фигуры обычно объединяются.

Фактор «общей судьбы» - фигуры могут, объединятся общим характером изменений, наблюдаемых в них.

Фактор «хорошего продолжения» - из двух перечисленных или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.

Фактор замкнутости – замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Фактор группировки без остатка – несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы ни осталось, ни одной стоящей отдельно.

Понятие восприятия

Восприятие:

1) Субъективные образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляют также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»);

2) процесс формирования этого процесса (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). (2, с. 56)

3) отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предметы в целом, в совокупности его свойств. (3)

Иногда термином «восприятие» обозначает также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие, Наблюдение).

Как образ восприятия есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувством отражения, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значение терминов восприятие и ощущение совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, например гештальтпсихологии, внимание рассматривается как исходная форма чувствительного познания (и познания вообще), а ощущение – как абстракция, как результат «препарирования» внимания сознанием. Однако большинство психологов рассматривают ощущение как исходную форму познания, а восприятие – как синтез ощущений, формирующихся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к восприятию был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев). (2, с. 56)

Классификация восприятия
  1. По ведущему анализатору

    • Зрительное

    • Слуховое

    • Осязательное

    • Обонятельное

    • Вкусовое

    • Кинестетическое (1)

  2. По форме существования материи

    • Восприятие пространства

    • Восприятие времени

    • Восприятие движений (1)

  3. По форме психической активности

    • Преднамеренное

    • Непреднамеренное (1)

Основные свойства восприятия

1. Осмысленность и обобщенность. Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимает. (1)

2. Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. (1)

3. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. (1)

4. Структурность восприятия. Человек узнает реальные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. (1)

5. Избирательность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. (1)

6. Контрастность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т. д. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде. (1)

Законы восприятия (по М. Вертгеймеру)

  1. Эффект сходства. Фигуры, созданные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т. д.), в восприятии объединяются и группируются. (1)

  2. Эффект близости. Близко расположенные фигуры обычно объединяются. (1)

  3. Фактор «общей судьбы». Фигуры могут объединятся общим характером изменений, наблюдаемых в них. (1)

  4. Фактор «хорошего предложения». Из двух пересекающихся линий выбирают линию с меньшей кривизной. (1)

  5. Фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше. (1)

  6. Фактор группировки без остатка. Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной стоящей отдельно фигуры. (1)

Индивидуально-типологические особенности восприятия
  1. Обусловленность, избирательность восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида. (1)

  2. Обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности.

    • Систематичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия

    • Динамика восприятия

    • Точность восприятия

    • Пороги остроты и глубины зрения

    • Пороги пространственного различения

    • Эмоциональность восприятия (1)

Типы восприятия

1. Двигательный тип (В-тип) – характерен тем, что люди этого типа склонны воспринимать образы теста пятен Роршаха в движении; в продуцируемых ими образах акцентируется динамический аспект, это соответствует интровертированному типу личности. (1)

2. Цветовой тип (Fb) – характерен тем, что люди этого типа фиксируют в ответах цветовой аспект; это соответствует экстравертированному типу личности. (1)

3. Суженый тип – для него характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или даже полное их отсутствие. (1)

4. Амбиэквальный тип – связанный с большим, но ровным количеством цветов и кинестетических ответов. (1)



19