Занятие в старшей группе по развитию речи
на тему: "РЫБЫ"
Воспитатель: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 39"
Удычак А.Х. г. Майкоп
РЫБЫ
Цели: закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания, обобщающее слово; учить образовывать притяжательные прилагательные; учить составлять предложения по опорным словам.
Словарь: рыбы, щука, окунь, лещ, судак, сазан, ёрш, налим, форель, сом, минтай, треска, хек, скумбрия, сельдь, килька, акула, рыбак, рыболов, уха, плавники, жабры, чешуя, пресноводные, морские, аквариумные, удочка, сеть, невод, мальки и др.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
П. Чтение рассказа «Щука».
Щука хотела схватить леща и стала мутить воду. В это время рыбаки закинули невод. Щука не видела невода в мутной воде, и рыбаки поймали её.
• Объяснить значение: мутить воду, закинуть невод.
III. Беседа по вопросам.
Кто такие рыбаки?
А как их назвать по-другому?
Кто такой рыболов?
Кого хотела схватить щука?
Что она стала делать?
Как рыбаки поймали её?
Кто такие щука и лещ?
Каких вы ещё знаете рыб? Назовите.
IV. Беседа по картине.
Какие рыбы изображены на картине?
Как назвать их одним словом?
Рыбы бывают пресноводные (речные, озерные), морские и аквариумные.
V. Описание внешнего вида рыб: голова, туловище, хвост,
плавники, жабры, глаза, рот, чешуя.
VI. Игра «Чей плавник? Чья голова? Чьё туловище?»
Слова:лещ, щука, сазан, акула, ерш (образование притяжательных прилагательных).
VII. Физкультминутка.
VIII. Беседа по вопросам.
Как называется суп из рыбы?
Чем ловят рыбу?
Кто такие мальки? (Рыбкины детки.)
С помощью чего рыбы дышат?
Почему говорят: «Молчит как рыба»?
IX. Составление предложений по опорным словам.
Рыбаки, поймать, щука.
Чайки, летать, над, вода. Рыба, жить, в, река.
Акула, обитать, в, моря, и, океаны. Мама, варить, вкусная, уха. Старик, закинуть, невод, в, море. И др.
X. Итог занятия.