ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(духовно – нравственное воспитание)
Разговор о вежливости: «ПРИВЕТЛИВОСТЬ ВАМ ОТКРЫВАЕТ СЕРДЦА»
Цели: продолжить знакомство с основами этикета;
убедить обучающихся в необходимости соблюдения правил поведения в школе, на улице, дома.
Оборудование: - на доске – рисунки (смайлик улыбки, солнышко);
- поговорки, высказывания известных людей:
* «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец» (восточная поговорка).
* «Не делай людям того, чего не желаешь себе» (И. Гете).
* «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они
относились к тебе» (И. Гете)
Ход занятия:
Чтец 1. Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем:
- Видел одного ребенка
Я на улице сейчас.
Очень славная девчонка,
Переходит в 5-й класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова «здрасьте».
А слово-то какое – очень дорогое!
Чтец 2. Встретил Витю я, соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова «извините».
А слово-то какое – очень дорогое!
Чтец 3. Дед про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы «спасибо».
А слово-то какое – очень дорогое!
Учитель. Ребята, о каких словах забыли герои этого стихотворения?
Правильно, о вежливых. Значит, этих мальчиков и девочек можно
назвать невежливыми. А есть среди нас такие дети?
К сожалению, есть, поэтому сегодня мы с вами поговорим об этикете – правилах поведения людей в обществе.
Прочитайте записанные на доске поговорки и высказывания Гете. Очень важно уметь общаться, открывать сердца и ровесников, и людей старшего поколения.
Большое значение в общении играют вежливые слова. Перечислите их. (Дети называют)
Это простые слова, но они волшебные, потому что помогают открыть дорогу к сердцу любого человека.
- Ребята, а что значит «быть вежливым»? Достаточно ли только знать и говорить вежливые слова?
Дети. Нет, нужно уважать окружающих.
Учитель. Правильно. Чтобы тебя любили окружающие, помни главное правило: уважай тех, с кем общаешься – родителей, учителей, друзей, одноклассников, соседей. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей». А уважение, в первую очередь, проявляется в знании правил поведения. Вы их знаете?
Дети. Да.
Учитель. Сейчас я проверю. Проведем экзамен. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит звание «Самый вежливый».
- Если ты опустил ошибку, обидел кого-то, что нужно сделать?
- Извиниться.
- Назовите слова, с помощью которых это можно сделать.
Простите, извините, прошу прощения…..
– Если тебе назначили встречу, занятие, как нужно приходить?
- Вовремя, не опаздывать.
- Да! Точность (пунктуальность) – вежливость королей. Нужно уважать и ценить чужое время, опоздание – признак дурного тона.
3. – Если тебе помогли, сделали подарок, оказали услугу, что нужно сказать?
- Спасибо, благодарю….
- Благодарность – есть скромность сильных, неблагодарность – тщеславие ничтожных.
4. – Где бы ни был: в школе, дома, в гостях, ка нужно выглядеть?
- Опрятно, аккуратно.
- Но! Заниматься своим внешним видом можно только дома или в специально отведенных для этого местах.
5. - Если мама или папа, бабушка попросили вас помочь в домашних делах, а вы договорились с ребятами поиграть на улице, что нужно сделать?
- Извиниться перед друзьями и идти помогать старшим.
- Старших нужно слушаться и помогать во всем, особенно родным людям.
6. – Если у вас плохое настроение, можно ли испортить его и окружающим? А что нужно сделать?
- Улыбнуться.
- Вспомним мультипликационный фильм «Крошка Енот». Что помогло ему не бояться чудовища, живущего, как он думал, в озере?
- Улыбка.
- Давайте споем его песенку «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
Дети исполняют песню.
Учитель. Как видите, мрачное, недовольное выражение лица отравляет настроение других. «Улыбка на лице – любовь в словах» - гласит японская пословица. С доброжелательными людьми хочется дружить.
Продолжим отвечать на вопросы.
7. – Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час!». Можно ли веселиться на уроках?
- Нет.
8. – При встрече с кем-либо, что нужно сказать?
- Здравствуйте, привет.
- С кем можно так здороваться?
- Если вы в течение дня встречаете несколько раз одного и того же человека, нужно ли каждый раз здороваться?
- Если вы встретили двух взрослых людей, одного из которых вы не знаете, нужно ли здороваться с ним?
- Если вы не помните, здоровались ли сегодня с этим человеком, что нужно сделать?
Дети приводят примеры.
Учитель. Ребята, но есть еще правила, которые делают общение приятным, а тебя – приветливым. Выражать внимание, дружелюбие, уважение нам помогают не только слова, но и жесты, манеры, мимика лица, которыми мы обмениваемся при встрече.
Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем.
Нельзя быть назойливым, навязчивым и жадным.
Ученик читает стихотворение О. Григорьева «Жадина».
Не говори о недостатках другого: об оплошности в одежде, о прическе, внешности, физических пороках, дефектах, интересах. (Привести примеры)
О себе воспитанный человек говорит в последнюю очередь. Помни: я – последняя буква в алфавите.
Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить.
Не говори о вещах, неприятных окружающим, за столом не говорят о том, что может испортить аппетит.
Не обсуждай отсутствующих. Прочитайте, что написано на доске о злословии.
Не прерывай речь собеседника.
Мальчики должны помогать девочкам, пропускать их вперед, не обижать….
Девочки должны быть опрятными, скромными…
Подведение итогов экзамена.
Учитель. Если вы будете соблюдать правила, о которых мы сегодня говорили, у вас будет много друзей. Жить вам станет интересно и приятно. Мне очень хочется, чтобы о вас мне говорили: «Какие воспитанные в вашем классе дети».
Желаю вам успехов в общении!