Внеурочная деятельность «Занимательный русский язык» 4 класс
КВН « Хочу всё знать»
Цель:
Обобщить знания об имени существительном и имени прилагательном,
Развивать речь, мышление, расширять кругозор учащихся;
Воспитывать интерес к родному языку.
Развитие коммуникативной компетентности
Оборудование: слайды, слова на доске, распечатки стихотворения, листы бумаги, ручка.
Ход КВН
Орг. момент.
Ведущий: 1. Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого:
«Хочу всё знать!»
Ведущий: 2. Сегодня наш КВН посвящается русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
В нашем КВНе участвуют две команды. Они продемонстрируют нам свои знания, умения, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!
Ход занятия
Вед: 1. Итак, команды есть, жюри (учителя) есть, приступаем к состязанию.
Приветствие команд.
Дети (хором) Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
Команда 1. Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2. И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведёт к победе не судьба,
А только наши знания.
^ Дети (хором). И соревнуясь с вами,
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
Представление команд
Команда 1. Являюсь я важнейшей частью речи…
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам…
(Это - Имя существительное).
Вед: 1. Ребята! Что вы знаете об имени существительном?
Команда 2. Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Это - Имя прилагательное).
Вед. 2: Ребята! Что вы знаете об имени прилагательном? (Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, обозначают признак предмета, изменяются по числам, родам в ед.ч., изменяются по падежам, в предложении бывают второстепенным членом).
Молодцы!
^ Вед: 2. Мы переходим к следующему этапу нашего КВНа
Разминка
В ней принимают участие обе команды и их болельщики. Задача состоит в том, что каждая из команд из слов, которые я прочитаю выписать 1 команде – имена существительные, 2 команде – имена прилагательные.
Итак, слушаем внимательно слова: кирпич, мыло, весёлый, красный, свеча, прекрасный, песня, русский, комната, язык, солнечный, здоровый, лесной, синица, молодой, карандаш, умный, солнце, доброе, ручка, дочь, заморский, курица, вкусная, помидор, яблочный.
Конкурс №1« Лексические загадки»
1. В каком из предложений выстрел у мальчика получился нечаянно?
А) Мальчик натянул тетеву лука и выстрелил.
Б) Мальчик натягивал тетеву лука и выстрелил.
2. Необходимо помочь мальчику рассказать в письме о том, что ему понравился отдых за городом. Прочитав слова мальчику, запиши эту фразу без ошибок.
На днях в лису на шёл я грусть и очень был доволен.
( На днях в лесу нашёл я груздь и очень был доволен)
Конкурс капитанов (слайд)
На листочках стихотворение Ю.Карасёва «Приключения зелёного листа». Капитаны выбирают имена существительные и определяют род
1 команда, находит имена прилагательные, и определяют падеж.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс.
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу!
Лапой хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», - парашютист
Головой качает…
Ветер вновь с листом зелёным
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
Пока капитаны работают, остальные работают на следующем этапе.
Конкурс 2 «Наборщик» ГОСУДАРСТВО.
Задача двух команд составить как можно больше новых слов, используя данные буквы. Добавлять свои буквы нельзя.
(Дар, род, суд, вор, год, рот, руда, сто, вода, гусар, град, город, ода, оса, овраг, враг, сорт, дог, рост, ров, рота, авто, утро, ар, ад, досуг, дуст, удар, угар, удав, дрова, сода, тур, рог, устав, ус, ров...).
Конкурс 3
ФИЗМИНУТКА
«Кто что делает».
Изобразите животных.
Конкурс 4
 | В цирке, цилиндра, цыплят |
Конкурс 5
 | № 1, 3, 5, 6 |
Конкурс 6
 | Забойщик – устаревшее название шахтёра |
Конкурс 7
 | Любите кататься, любите и саночки возить |
Конкурс 8
 | № 1, 3 |
Конкурс 9
 | Пословица Где труд, там и радость |
Конкурс 10
 | Пословица Кто не работает, тот не ест. |
Подведение итогов
Слово жюри
Ведущий: 1. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Ведущий: 2. Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
До свидания! До новых встреч! Спасибо всем за участие!
Конспект и презентация к занятию занимательного русского языка в 4классе по теме "Игротека"