Образовательная деятельность в подготовительной группе
Тема: «Зимушка - зима»
Цель: формирование у детей целостной картины о зимней природе посредством интегрирования образовательных областей.
Образовательная: формировать представление детей о зиме – о зимних явлениях.
Развивающая: - развивать связную речь, мелкую моторику рук, зрительное внимание, логическое мышление.
Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия:
Сегодня к нам пришли гости
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
Руку дайте другу слева,
А затем соседу справа.
Передай ему тепла,
Чтобы всем всегда везло!
I. Организационный момент (мотивационный этап)
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите какая красивая коробочка.
Кто же нам ее прислал?
Примерные ответы детей: Не знаю, -Дед Мороз, -Сказочный герой,
Воспитатель: А что же это может быть, что там внутри?
Примерные ответы детей: -Не знаю, подарки, игрушки, сладости.
Воспитатель: А что же нам делать? Как узнать что там внутри?
Примерные ответы детей: -Открыть коробку, -Посмотреть что там,
Воспитатель: Подумайте, где вам будет удобно ее открыть?
Примерные ответы детей: -За столом, - На паласе.
Воспитатель:
Что вам для этого понадобится?
Примерные ответы детей: - Стол, -Ножницы. (способствуем реализации детского замысла)
Дети самостоятельно открывают коробку, достают мишуру, несколько пронумерованных конвертов и письмо.
Воспитатель: Ой ребята, вот это сюрприз, что это такое?
Примерные ответы детей: -Письма -Конверты, -Задания, -Послание.
Воспитатель: А как выдумаете, почему на них цифры?
Примерные ответы детей: - Что бы не потерять, - Что бы не сбиться,
- Что бы знать какой по очереди.
А давайте посмотрим, что там за послание?
Читаем письмо:
Здравствуйте дорогие ребята!
Я, зимушка — зима, весны и осени сестра,
К вам в гости я спешила, и из снега шаль свою украсить забыла,
А в ней волшебство, и снег и лед и все все все.
Вы помогите мне, пожалуйста!
Я прислала к вам в детский сад посылку, а в посылке той, мои подружки снежинки и задания в конвертах, их 5, а в последнем 6 конверте лежит благодарность от меня!
- Ну что детки, поможем зимушке-зиме украсить ее шаль?
За каждое выполненное задание мы должны приклеить на шаль по одной снежинке.
II. Основная часть
1. Беседа с детьми.
Воспитатель:
А какой откроем первым конверт?
Примерные ответы детей:
- На котором цифра № 1,
-Может первый?
Воспитатель пытается открыть конверт.
Воспитатель:
-Что же там написано? Хотите, я помогу вам прочитать?
Примерные ответы детей:
-Да,
-Хотим,
-Конечно
А тут задание для вас (Дети подходят к столу, выбирают и раскладывают подходящие картинки, объясняют свой выбор).
Задание №1.Игра: «Без чего не бывает зимы». Зимы не бывает без… (мороза, снега, снежинок, варежек, шапок, зимующих птиц, новогодних праздников и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. а значит, мы должны приклеить одну снежинку на шаль зимушки.
-Откроем следующий
Воспитатель: А какой откроем под номером 2 или под номером 3?
Примерные ответы детей:
- Под №2
Воспитатель: А почему вы думаете, что именно под номером 2, а не под номером 3?
Примерные ответы детей:
-Потому что это следующий, так как после одного идет два.
2 задание: - Сейчас мы с вами будем делать сугроб из снежков.
Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» - и складываете снежки рядом друг с другом. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.
Зима (какая?) — … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т.д.).
Снег (какой?) — … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т.д.).
Сосулька (какая?) — … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).
Мороз (какой?) — … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой).
Горка (какая?) — … (снежная, ледяная, большая, скользкая)
- Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получился высокий, большой.
Ну что дети, продолжим? Откроем следующий конверт? С какой цифрой? (№3)
3 задание: Какие зимние явления природы вы знаете? (Вьюга, иней, гололед, метель, пурга) Вот решила нас Зимушка – зима побаловать нас снегом, да ветром и наши снежинки разбросала . Посмотрите снежинки у нас не простые, с цифрами, давайте сложим их по порядку, восстановить нужно числовой ряд.
Отгадывание загадок.
Ребята, а вы знали, что зима очень любит загадывать загадки, вот послушайте, но она подготовила специальные для вас загадки-задачки, чтобы узнать, умеете ли вы считать.
1. Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей-
Сколько всего в воде малышей? (6)
2.Ёжик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два - под березой, три - под осиной,
Сколько их будет в плетённой корзине? (5)
3. Пять ребят в хоккей играли.
Одного домой забрали.
Он в окно глядит, считает
Сколько их теперь играет. (4)
4. Вышел зайчик погулять
Лап у зайца ровно (не 5, а 4)
5. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
6.ходит в народе такая молва
Шесть минус пять получается (1)
Воспитатель: Вы молодцы!!! А значит, мы можем приклеить еще одну снежинку к шали зимушки-зимы.
потрудились-можно и отдохнуть. Пора нам отправляться на прогулку, я предлагаю Вам слепить снеговика.
Физ.минутка музыкальная
Хорошо поиграли, ну что , продолжим? Откроем следующий конверт? какой по счету конверт? (4)
Задание 4:(аудиозапись «Хруст снега».
Ой,что это за звук?
- Что вы услышали? (Хруст снега)
А кто знает, почему происходит хруст? А вы хотите узнать? Мы можем это узнать, проведя опыт.
приглашаю вас в лабораторию Снеговички
Проведем опыт «Почему снег хрустит»?
Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Ребята, что происходит при этом, то вы слышите? (Слышен скрипящий или хрустящий звук)
Как вы думаете, откуда появился такой звук? (Это ломаются кристаллики соли).
Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск.) Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
-Молодцы ребята. Давайте приклеим еще одну снежинку на шаль)
- Приступим к конверту? Какой по счету? №5
Задание №5
Ребята, зима просит вас нарисовать ещё снежинки, чтобы украсить ими не только свою шаль, но и всю природу.
Сегодня мы с вами нарисуем волшебные снежинки необычным способом. Рисовать будем клеем ПВА и солью.
Рисование «Снежинка»
Техника безопасности при работе с клеем ПВА.
1. Работать аккуратно, стараясь не капать клеем.
2. Стараться, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3. При попадании клея в глаза хорошо промыть их водой.
4. После работы клей плотно закройте и уберите.
5. Вымыть руки после работы.
Давайте разомнём пальчики
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
(На вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода,
(На ответ — разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи!
(у детей заранее приготовленные листы белого картона с нарисованными снежинками)
Воспитатель: У вас на столах лежат трафареты снежинок.
Контур снежинки проходим клеем ПВА, затем щедро посыпаем рисунок соль,
аккуратно стряхиваем лишнюю соль на тарелки.
Воспитатель: Теперь добавим цвета.
Кисточкой набираем подкрашенную воду и по капле наносить на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркий узор рисунка.
Оставляем рисунок до полного высыхания.
Молодцы ребята. справились с заданием.
Давайте оставим снежинки, пусть подсохнут, и приступим к последнему конверту. Как вы думаете что там?
Дети: Там благодарность за помощь от зимушки – зимы.
Открываем последний конверт. Раздаем подарки.
-Давайте поблагодарим зиму ответными подарками, и подарим свои раскрашенные снежинки ей. Отправим вместе с шалью нарядной, пусть радуется зимушка!?
-Ребята всем понравилось наше занятие?
-Что было интересно?
-Чем занимались на занятии?
Какие задания больше всего понравились?
молодцы, ребята, вы выполнили все задания. А мне приятно было слышать, как вы правильно отвечали, были очень внимательными.
8