СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия, быт и верования журмачинцев

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава из исследования "Журмачи. Фрагменты исторической хроники". Рассказывается о быте журмачинцев в 18-19 веках

Просмотр содержимого документа
«Занятия, быт и верования журмачинцев»

. Занятия, быт и верования журмачинцев.

Основным занятием журмачинцев в узденский период становиться земледелие, в том числе и террасное. Ограниченность территории и привело к таким формам землепользования. К возделываемым культурам можно отнести пшеницу, ячмень, коноплю, при этом конопля служила и материалом для изготовления паласов.

Важную роль в хозяйстве играло скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогаты скот. При этом козы и бараны загонялись в сараи, находящиеся на первом этаже строений, только в зимний период. В остальное время для загона использовались естественные укрытия. Сайт!ула иникъ и другие.

Несомненным подспорьем являлись дикие дары леса – орехи, шишки, яблоки и груши.

Также значительным подспорьем являлся отхожий промысел. Жители села, в основном мужчины, уходили на заработки в Азербайджан, Туркестан и приморские районы Дагестана.

Доминирующим строительным материалом в испокон веков были камень, лес и глина. Камень, употреблявшийся для строительства, был двух видов: речной и скальный. Постройки из скального камня считались более прочными, чем из речного. На площадке с каменистым грунтом фундамент (ебши) не закладывали. По необходимости рыли котлован согласно плану постройки, предусмотренному хозяином. Прежде тайно от остальных по углам закладывали серебряные изделия и само серебро в виде монет. Этому обряду приписывали чудесное свойство сохранения в доме постоянного благополучия. При возведении стен хозяин должен обеспечить выполнение всех подсобных работ, так как каменщик обязан только класть стены. Подсобные работы выполняет сам хозяин, члены его семьи, родственники.

Надо сказать, что резной камень - лучшее из декоративных украшений дома. Наиболее часто украшаются камин, ниши, стенные шкафы, стены над окнами, дверями.

Крыша была плоской, земляной. Перекрытие крыши конструировалось следующим образом: в каждом отдельном помещении жилища вначале укладывают на середину боковых стен центральную балку - прогон в виде толстого круглого бревна «ццихни» или четырехгранного бревна «авмузан». Под ним, в центре комнаты, устанавливается центральный столб - «т!ал». Затем на небольшом расстоянии друг от друга, перпендикулярно центральному прогону, упирая одним концом на него, другим на стену, устанавливали бревна перекрытия. При конструировании крыши на бревна перекрытия клали слой жердей, на них-слой соломы, на солому - слой земли, разведенную водой

Основным материалом для одежды были продукты животноводства: шерсть, кожа, овчина. Из шерстяных ниток ткали сукно, которое частично шло на продажу в Закавказье, а частью использовалось дома для шитья одежды. Традиционную мужскую и женскую обувь - вязаную и кожаную – в основном производили на месте. Из шерстяных же ниток вязались в каждой семье для всех ее членов чулки и носки. Продукты животноводства, предназначенные для изготовления одежды, проходили предварительно процесс тщательной обработки. Шерсть мелкого рогатого скота очищалась вручную от всякой грязи и сортировалась. После мытья и сушки шерсть расчесывали на гребне - «дурикка», в результате чего она проходила сортировку еще раз. Готовая пряжа подвергалась крашению. Для этого использовали растительную краску – марену.

Из кожи изготовлялись тулупы, обувь, ремни, лямки, кожаные части сельскохозяйственного инвентаря. Козьи шкуры шли на выделку сафьянов, а овечьи - на тулупы. Кожа крупного рогатого скота использовалась для изготовления обуви «къачалайти» или «дабагъла тапри», кожаных частей сельхозинвентаря. Из козьей шкуры кроме прочего делали маленькие мешочки, бурдюки для хранения сыра (кьуцур), вырезали нитки для сшивания отдельных кусков кожи и т.д.

Журмачинка предпочитала украшать свою одежду всевозможными изделиями из серебра; Традиционным головным убором у нее была чудкъа. Ее шили чаще из сатина, с подборочной лентой. Поверх «чуткъа» носили шерстяные и шелковые платки квадратной формы («к!ана»), сложенные вдвое треугольником. «Ппалала к!ана» напоминает по покрою плед.

Женщины косметикой почти не пользовались. Длинные густые волосы считались украшением женщины, поэтому, чтобы волосы хорошо росли и красиво блестели, их мыли простоквашей или яичным желтком. Чтобы смягчить кожу рук и придать свежесть лицу, на ночь смазывали их сметаной. С этой же целью умывались молоком.

Не обходили стороной Журмачи и торговцы - «вачрукьянаби» , «базриганти» и ремесленники (ювелиры, сапожники и др.), развозившие и продававшие свой товар и изделия по всему Дагестану. Именно через их посредство шло проникновение дорогих тканей, обуви и украшений в среду журмачинцев. Этим контактам и обмену способствовали традиции гостеприимства и куначества..

Мы уже отмечали, что исламизация завершилась не ранее конца 14 века. До этого у журмачинцев был свой языческий пантеон, отголоски которого сохранились до наших дней. Возглавлял пантеон даргинцев бог ЦIалла, название которого можно перевести на русский как Владетель огня . Это наименование свидетельствует о том, что ЦIалла, вероятно, являлся и громовержцем.

Гром и молнию персонифицировали. Имеются этиологические мифы, объясняющие эти атмосферные явления. Раскаты грома журмачинцы объясняли шумом, который производил ангел, укатывая каменным катком небосвод .

Почитали жумачинцы и гром («къукъу») и молнию («лямц!»). Заслышав первый гром, они загадывали желание. Бытовал также обычай ложиться спиной на землю с пожеланием: «Дила иццала урхьнацци, урхьнела баркат дицци» . Во время грозы, сопровождавшейся выпадением града и ливня, для их приостановления, устанавливали топор острием вверх

Мясо животного, убитого молнией не употребляли в пищу и даже закапывали в землю. Деревья, пораженные молнией, обходили стороной, так как верили, что такие деревья могут принести несчастье. В то же время первому весеннему грому кайтаги придавали особое значение. Заслышав первые раскаты грома, просили его, чтобы лето было удачным.

Для прогнозирования сельскохозяйственного года большое значение придавалось тому, с какой стороны гремел первый в году гром. Считалось, что, если первый гром был слышен с юга или юго-востока, год будет урожайным, с достаточным количеством осадков.

Первый весенний дождь считался целебным для здоровья: когда он шел, все, кто мог, снимали головные уборы, верхнюю одежду, выходили из домов и стояли под ним, чтобы на голове и теле не появились болячки.

Как и все даргинцы, журмачинцы олицетворяли природные объекты: небо, землю, небесные светила и атмосферные явления. Особое место в мифологии занимали персонифицируемые солнце и луна. Об этом свидетельствуют данные языка (клятвы, проклятия, молитвы), различные приметы. Например, клялись солнцем и луной. Для усиления действий клятвы часто клялись одновременно луной и солнцем: «бац-берхIила жайчи».

Журмачинцы связывали зимнее и летнее солнцестояние, закат солнца полнолуние и новолуние с нахождением солнца у своих родителей. Полагали, что «солнце доходит до своей матери» в день летнего солнцеворота и для того, чтобы оно не осталось гостить у нее навсегда, посвященный этому событию. На этом празднике готовили варево из смеси злаков и бобов – «шабши», которое раздавали подросткам . И в днем зимнего солнцестояния «Барх!и абачу биркьяй саби».

Солнце так же связывалось с атмосферными катаклизмами и необычными действиями человека. Так, если вдруг при ярком солнце начинал накрапывать дождь, говорили: «БархIихIили урцули – ккурттас хьунул лиркули».

Среди персонифицируемых атмосферных явлений видное место занимала радуга, которая почти повсеместно называлась ЦцурхIяб. Существовала примета: если на небе появилась радуга ЦцурхIяб, значит, дождь прекратится. С концами радуги были также связаны определенные мифологические представления. Верили, что под ними находятся золотые ножницы.

Определенное место в демонологии занимали представления о «домовой змее», от которой будто бы зависели благополучие, достаток, изобилие, населяющей дом семьи. Эта змея называлась малгIун или муссирбаш.

Особое место среди демонологических персонажей занимал домовой. Домовой назывался Чибилс. Наряду с божественными характеристиками, домовой воплощал в себе и определенные демонические характеристики. В некоторых случаях его действия совпадают с функциями демона болезни. Свидетельством тому являются его попытки, навалившись всей своей тяжестью, душить спящего человека.

Определенное место среди мифологических персонажей занимал образ ведьмы - Вагьик, Представляли в облике страшной и коварной старухи с длинными седоватыми распущенными волосами («Распущенные волосы означают свободу и брачный возраст») . Локусом ее обитания служил лес, где она жила в пещере или под нагромождением больших скальных глыб. Вагьик можно было застать вечером у речки, точащей зубы. Ею пугали детей для того, чтобы они не ходили в лес. Ее верными спутницами были Авлия и Пайма.