ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ»
Цели и задачи курса:
Формирование и развитие основных компонентов психологической готовности ребенка к школе: личностных особенностей и когнитивной сферы, произвольности в поведении, психических процессов и направленности на учение и познание
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования внутренней позиции школьника, адаптации и социализации детей к правилам и нормам поведения в школе;
Развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
Развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций.
Пояснительная записка
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
(В.А. Сухомлинский)
Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности и развития познавательной и личностной сфер, произвольной регуляции поведения и коммуникативных умений.
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Своевременная и целенаправленная психологическая подготовка детей к школе во многом предопределяет адаптацию малышей к школе и успешность в обучении.
В процессе адаптации в период перехода ребенка к систематическому организованному школьному обучению происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника.
Готовность ребенка к школе включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическую готовность, интеллектуальную подготовку, эмоционально-волевую зрелость и социально-личностную готовность.
Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.
Интеллектуальная готовность к школе означает, что к первому классу у ребенка должны быть хорошо развиты такие когнитивные процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
Эмоционально-волевая готовность к школе предполагает понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения, способность выдерживать нагрузки, умение справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования, управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания, понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо», умение управлять своей умственной деятельностью, умение организовать себя (без подсказки родителей, педагогов приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда, выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др.)
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является социально-личностная готовность - умение жить в коллективе, адекватно оценивать себя и своё поведение, быть самостоятельным, активным и инициативным, считаться с интересами окружающих людей, работать в группе, чувствовать себя членом группового сообщества (класса).
Очень важно формировать у дошкольника становление внутренней позиции школьника: радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе; наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности; способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя; стремление стать более взрослым, школьником, получать за свою «работу» отметки или одобрение от окружающих.
С целью создания условий для включения ребенка в новые условия образовательного пространства школы и успешной адаптации будущих первоклассников к обучениюразработана программа, психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"».
Занятия программы направлены на формирование и развитие основных компонентов психологической готовности ребенка к школе: личностных особенностей и познавательной сферы, произвольности психических процессов и направленности на учение и познание.
Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование и развитие основных компонентов психологической готовности ребенка к школе: личностных особенностей и когнитивной сферы, произвольности в поведении, психических процессов и направленности на учение и познание.
Задачи программы:
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования внутренней позиции школьника, адаптации и социализации детей к правилам и нормам поведения в школе;
Развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
Развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций.
Описание программы. Структура и концептуальная основа.
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В программе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста.
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.
Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.
Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.
Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе программы все три формы социализации реализуются одновременно, хотя содержательно они представлены по-разному.
На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентации. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться направить ребенка на другой субъект социальной жизни, развить восприимчивость, эмпатию.
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- активность участников;
- наличие обратной связи на занятиях;
- коммуникативная эффективность;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
- социально-личностное развитие.
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 35 минут. Общая продолжительность программы рассчитана на 20 занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"» разработана на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 17 им. И.П. Склярова». г. Арзамаса, Нижегородской области.
Основной метод воздействия. Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа:
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, используя приведенную ниже схему. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Двадцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к школьным конфликтам, способствуют формированию произвольности психических процессов и развитию учебно-познавательной мотивации.
Программа психологических занятий
Занятие 1.
Цель: знакомство детей друг с другом, формирование теплой и доброжелательной атмосферы взаимодействия, позитивного отношения и адаптации к школе.
Стимульный материл: сказка «Создание «Лесной школы», нарезанные цветные полоски бумаги формата А4 (для браслетов), степлер (скобы), подготовленные бланки для упражнений «Раскрась ёжика» и «Найди всех зверей», игрушка-ёжик, цветные карандаши.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»;
Сказка «Создание "Лесной школы"»;
Игра «Ветер дует на…»;
Упражнение «Раскрась ежика»;
Упражнение «Найди всех зверей»;
Игра «Доброе животное».
Ритуал прощания.
Занятие 2.
Цель: школьная адаптация; развитие эмоциональной сферы, развитие внимания.
Стимульный материал: сказка «Букет для учителя», подготовленные бланки для упражнений «Букет» и «Профессии» на каждого ребенка.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Делай, как я»;
Сказка «Букет для учителя»;
Упражнение «Профессии»;
Игра «Подари мне свою улыбку»;
Упражнение «словарик эмоций»;
Упражнение «Букет»
Ритуал прощания.
Занятие 3.
Цель: познакомить детей через сказку со «смешными страхами» героев, которые идут в школу; развить умения у ребят взаимодействовать дружно и ориентироваться в мире человеческих эмоций.
Стимульный материал: сказка «Смешные страхи», разрезанная на несколько частей пиктограмма «Страх», целая пиктограмма «Страх», бланки на каждого ребенка с картинками к упражнению «Помоги зайчикам встретиться».
Ход занятия:
Приветствие. Игра «все, кого зовут...»;
Сказка «Смешные страхи»;
Упражнение «Помоги зайчикам встретиться»;
Упражнение «Словарик» эмоций»;
Игра «На что похоже настроение?»;
Игра «Соберем портфель».
Ритуал прощания.
Занятие 4.
Цель: познакомить ребят с правильным поведением в школе, развить когнитивные (познавательные процессы) внимание, мышление через специально подобранные упражнения.
Стимульный материал: сказка «Игры в школе», подготовленные бланки на каждого ребенка к упражнениям «Раскрась всех рыбок», «Животные и созвездия», «Лабиринт», «Времена года», цветные карандаши.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «незнайка»;
Сказка «Игры в школе»;
Упражнение «Рассказ о своей группе»;
Упражнение «Раскрась всех рыб»;
Упражнение «Животные и созвездия»;
Упражнение «Лабиринт»;
Упражнение «Времена года».
Ритуал прощания.
Занятие 5.
Цель: знакомство с правилами школьной жизни.
Стимульный материал: сказка «Школьные правила», картинки с правильным и неправильным поведением ребят в школе.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Пропой свое имя»;
Сказка «Школьные правила»;
Упражнение «Правила на занятиях»;
Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ритуал прощания.
Занятие 6.
Цель: научить детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность.
Стимульный материал: сказка «Собирание портфеля», картинки и бланки к упражнению «Школьные предметы».
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Ветерок»;
Сказка «Собирание портфеля»;
Игра «Доскажи словечко»;
Упражнение «Школьные предметы».
Ритуал прощания.
Занятие 7.
Цель: познакомить ребят с правилами и поведением в школе, развить когнитивные, эмоционально-волевые процессы через специальные упражнения.
Стимульный материал: сказка «Госпожа Аккуратность», картон, ножницы, подготовленные бланки для выполнения упражнений «Ёжик и предметы», «Цветочки для зайки».
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «перышко!»;
Сказка «Госпожа Аккуратность»;
Упражнение «Ежик и предметы»;
Упражнение «Цветочки для зайки»;
Игра «Кричалки-шепталкм-молчалки»
Ритуал прощания.
Занятие 8.
Цель: сформировать адекватное отношение ребят к атрибутам образовательной среды; развить когнитивные процессы (мышление, воображение) и коммуникативные способности.
Стимульный материал: сказка «Жадность», подготовка бланков с картинками к упражнению «Зайцы в лабиринте», картинки домашних и диких животных.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть!»;
Сказка «Жадность»;
Упражнение «Мостик дружбы»;
Упражнение «Зайцы в лабиринте»;
Игра «Угадай, кто мой друг»;
Ритуал прощания.
Занятие 9.
Цель: способствовать удержанию внутренней позиции школьника; сформировать произвольность всех психических процессов и развить эмпатию дошкольников.
Стимульный материал: сказка «Волшебное яблоко», пиктограмма (вина), мяч, подготовленные задания к игре «Право-лево».
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Подари мне свою улыбку»;
Сказка «Волшебное яблоко (воровство)»;
Игра «Составь картинку»;
Игра «Право-лево»;
Игра «Передай мяч»;
Ритуал прощания.
Занятие 10.
Цель: способствовать формированию внутренней позиции школьника и развитию когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления).
Стимульный материал: сказка «Подарки в день рождения», цветные карандаши, подготовленные задания к упражнениям «Раскрась всех птиц», «Запоминайка» и игре «Рыбка».
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»;
Сказка «Подарки в день рождения»;
Упражнение «Раскрась всех птиц»;
Упражнение «Какой игрушки не хватает?»;
Игра «Запоминайка»;
Упражнение «Рыбка»;
Игра «Подарки»;
Ритуал прощания.
Занятие 11.
Цель: способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности и развитию произвольности психических процессов.
Стимульный материал: сказка «Домашнее задание», колокольчик, подготовленные картинки и сундучок к игре «Картинки-загадки», задания на бланках для каждого ребенка.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Колокольчик»;
Сказка «Домашнее задание»;
Игра «Картинки-загадки»;
Упражнение «Коврики»;
Упражнение «Лисенок и листочки»;
Упражнение «Четвертый лишний»;
Игра «Доброе животное»;
Ритуал прощания.
Занятие 12.
Цель: сформировать и способствовать развитию внутренней позиции ученика к успехам и неудачам.
Стимульный материал: сказка «Школьные оценки», мяч, подготовленные бланки на каждого ученика и задания к упражнениям, картинки.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Мячик»;
Сказка «Школьные оценки»;
Игра «Парные картинки»;
Упражнение «Продолжи в определенной последовательности»;
Упражнение «Найди каждой пчелке свой цветочек»;
Ритуал прощания.
Занятие 13.
Цель: сформировать адекватного отношения старших подростков к результатам своей деятельности и способствовать развитию произвольности психических процессов.
Стимульный материал: сказка «Ленивец», бланки-задания на каждого ребенка к упражнениям занятия.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «ладошки»;
Сказка «Ленивец»;
Упражнение «Медвежата»;
Упражнение «Мишкин квадрат»;
Упражнение «Прятки с картинками»;
Игра «Право-лево»;
Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»;
Ритуал прощания.
Занятие 14.
Цель: способствовать формированию учебно-познавательного мотива и умений критически относится к своим поступкам; развивать произвольность психических процессов.
Стимульный материал: сказка «Списывание», колокольчик, подготовленные карточки-картинки с заданиями, бланки для упражнений к занятию на каждого ребенка.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Колокольчик»;
Сказка «Списывание»;
Игра «Определения»;
Упражнение «Продолжи ряд»;
Упражнение «Найди силуэт бабочки».
Упражнение «Еж и фрагменты»
Ритуал прощания.
Занятие 15.
Цель: способствовать формированию и развитию учебно-познавательной мотивации к обучению и адаптационных механизмов старших дошкольников к школе.
Стимульный материал: сказка «Подсказка», подготовленные карточки-картинки к игре «Противоположность» и бланков-заданий к упражнениям занятия.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»;
Сказка «Подсказка»;
Игра «Противоположность»;
Упражнение «Белочка и квадрат»;
Упражнение «Угощенья».
Занятие 16.
Цель: сформировать и развить элементы рефлексии у старших дошкольников и умения критически оценивать свои поступки в школьных конфликтах.
Стимульный материал: сказка «Ябеда», подготовленные бланки –задания к упражнениям занятия.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Доброе утро»;
Сказка «Ябеда»;
Игра «Составь картинку»;
Упражнение «Что лишнее в ряду?»;
Упражнение «Сделай всех рыбок одинаковыми»;
Упражнение «Комплименты».
Ритуал прощания.
Задание 17.
Цель: коррекция раздражительных и агрессивных реакций, вызванных теми или иными событиями школьной жизни, развитие произвольности психических процессов.
Стимульный материал: сказка «Шапка-невидимка», шляпа, (музыкальная подборка без слов), бланки-задания на каждого ребенка к занятию.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «ладошки»;
Сказка «Шапка-невидимка»;
Игра «Составь картинку»;
Игра со шляпой;
Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми»;
Упражнение «Цветочные закономерности».
Ритуал прощания.
Занятие 18.
Цель: сформировать умение находить решение в проблемных ситуациях и формулировать позиции героев сказки; способствовать формированию и развитию произвольности психических процессов.
Стимульный материал: сказка «Зада для лисенка (ложь)», подготовленные бланки-задания на каждого ребенка для выполнения упражнений.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «здравствуйте»;
Сказка «Задача для Лисенка (ложь)»;
Упражнение «Лисенок и закономерность»;
Упражнение «Продолжи ряд»;
Упражнение «Выполни по образцу»;
Игра «запрещенное движение»;
Ритуал прощания.
Занятие 19.
Цель: сформировать учебно-познавательную мотивацию к школе и механизмы адаптации и социализации в школьном коллективе.
Стимульный материал: сказка «Гордость школы», бланки-задания к упражнениям занятия.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся»;
Сказка «Гордость школы»;
Игра «Найди отличия»;
Упражнение «Дорисуй-ка»;
Упражнение «Фрагменты»;
Беседа «наши отношения»;
Упражнение «Дуэт».
Ритуал прощания.
Занятие 20.
Проведение диагностического исследования на дошкольниках.
Данное занятие является заключительным в программе. После диагностики детям дается возможность обобщить полученные в процессе освоения программы знания и придумать свою сказку. В процессе драматизации сказки дети от лица героев «Лесной школы» делятся впечатлениями от занятий.
Дети могут проиграть те или иные ситуации, высказать свободно свои мысли и чувства, нарисовать коллективный рисунок для своих лесных друзей. По окончанию занятия можно устроить чаепитие и наградить детей дипломами о прохождении программы «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"».
Список используемой литературы:
1. Агаева Е. Л., Бродфман В. В., Булычева А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.М., 1991.
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры. М., 1991.
3. АртемоваЛ.В, Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
5. Афонькин С. Ю. Когда, зачем и почему? Петрозаводск, 1993.
6. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
7. Богуславская Н. Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка), Екатеринбург, 2000.
8. Бондаренко А. К, Дидактические игры в детском возрасте. М., 1991.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
10. Волина В. В. Учимся играя. М., 1994.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
13. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М.: Мозаика Синтез, 2000.
14. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.
15. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
16. Крюкова С. В„ Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития
детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
17. Кряжева Н. Л, Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
18. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». СПб.: Речь, 2004.
19. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
20. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых (работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутич-ными детьми). СПб.: Речь, 2002.
21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М., 1996.
22. Павлова-Зеленская Т, Ю. Жужжалочка: Книга для детей и родителей. СПб., 1993.
23. Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
24. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
25. Практикум по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Ев-стигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
26. Поливанова К. П. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
27. Развивающие игры для детей / Сост. Ехевич Н. М.: 1990.
28. Самоукина Н. В, Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. М., 1993.132 с.
29. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М., 2002.
30. Хухлаева О. В. Тропинка к своему «Я»: Программа психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.
31. Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду. М., 2000.
32. Чистякова М. И, Психогимнастика. М., 1995.
33. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД, 2001.
18