СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия по внеурочной деятельности для 4 класса "Литературный ринг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятия по внеурочной деятельности для 4 класса "Литературный ринг"»

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА

Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ

Цели: в игровой форме повторить и закрепить у обучающихся знания о содержании и понимании различных книг. Прививать интерес к чтению. Развивать познавательный интерес, устную речь детей, умение вести учебный диалог. Совершенствовать навыки работы в группах. Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Тип занятия: обобщение ранее полученных знаний.

Методы:

По источнику информации: словесные, практические, наглядные.

По уровню познавательной деятельности: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы: фронтальная, групповая.

Оборудование: плакат «Книгу прочитал – умнее стал!», выставка книг, иллюстрации произведений, предметы для «Стола находок», видеозапись , аудиозапись с мелодиями.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1)Вступление.

-Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из нескольких раундов – как в настоящем соревновании на боксёрском ринге.

У нас будет 10 раундов, и соревноваться вам надо будет не в кулачном бое, а в литературных знаниях и начитанности.

Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги – злые и коварные Карабас-Барабас и синьор Помидор.

Мы вспомним путешествия, которые совершили моряк Гулливер в страну лилипутов, а девочка Алиса – в страну Чудес. Словом, мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных её областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.


-А сейчас вам надо придумать названия ваших команд.


-Сразу предупреждаю, что сигнал команда не должна подавать до тех пор, пока вопрос не прозвучит до конца.

Итак, соревнование начинается!


2) Первый раунд – Разминка – Поэзия.

-Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Я начинаю читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаёте его и продолжите чтение хором.


ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ, КРОШКА СЫН К ОТЦУ ПРИШЁЛ,

Вот мой дом родной, И спросила кроха:

Вот качусь я в санках «Что такое «хорошо»,

По горе крутой. И что такое «плохо»?»

(И. Суриков «Детство») (В. Маяковский «Что такое хорошо и

Что такое плохо»)




ЖИЛ ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ ЕХАЛИ МЕДВЕДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ,

На улице Бассейной. А за ними кот – задом наперёд.

Сел он утром на кровать, А за ним – комарики

Стал рубашку надевать, На воздушном шарике.

В рукава просунул руки, (К. Чуковский «Тараканище»)

Оказалось – это брюки.

(С. Маршак «Человек рассеянный»)


ВЕТЕР,ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ, ЖИЛ-БЫЛ ПОП,

Ты гоняешь стаи туч, Толоконный лоб.

Ты волнуешь сине море, Пошёл поп по базару

Всюду веешь на просторе. Посмотреть кой-какого товару.

(А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой (А. С. Пушкин «Сказка о попе и

Царевне и семи богатырях») работнике его Балде»)


3) Второй раунд – Поэтический.

Задание – Найти как можно больше рифм к заданному слову (за 30 секунд).

Первая команда – УРОК

Вторая команда – РАБОТА

Третья команда – ШКОЛА


4) Третий раунд – Поэтический.

Задание – Вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, я называю вам рифмы:

КО МНЕ, НА РЕМНЕ, БЛЯШКЕ, ФУРАЖКЕ.

А вы вспоминаете стихотворение и его автора:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Почта».

Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.


ПРОСТИЛСЯ, СНАРЯДИЛСЯ, У ОКНА, ОДНА

Царь с царицею простился,

В путь-дорожку снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)


МАЯ, ГРОМ, ИГРАЯ, ГОЛУБОМ

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев «Весенняя гроза»)



СКАЖИ, ДОЛОЖИ, МИЛЕЕ, БЕЛЕЕ

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)


ОКНОМ, ВЕЧЕРКОМ

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)


ШАГИ, НОГИ, РАЗМЕРА, САПОГИ

Лихо меряли шаги

Две огромные ноги,

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

(С. Михалков «Дядя Стёпа»)


ГУЛЯЕТ, ПОДГОНЯЕТ, В ВОЛНАХ, ПАРУСАХ

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)


5) Четвёртый раунд – Детективный.

Задание – по описанию определить. О каком из героев идёт речь.

-У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы интересуещего его лица. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку. Попробуйте узнать героя по его песенке.


ВАША МАМА ПРИШЛА,

МОЛОЧКА ПРИНЕСЛА.

(Коза из РНС «Волк и семеро козлят»)


НЕ САДИСЬ НА ПЕНЁК,

НЕ ЕШЬ ПИРОЖОК,

НЕСИ ДЕДУШКЕ,

НЕСИ БАБУШКЕ.

(Машенька из РНС «Маша и медведь»)


ЕДУ, ЕДУ В АФРИКУ,

В МИЛЫЕ КРАЯ!

АФРИКА, АФРИКА,

РОДИНА МОЯ!

(Обезьяна Чичи из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»)


ПТИЧКА ПОЛЬКУ ТАНЦЕВАЛА

НА ЛУЖАЙКЕ В РАННИЙ ЧАС:

НОС НАЛЕВО, ХВОСТ НАПРАВО.

ЭТО ПОЛЬКА КАРАБАС.

(Куклы из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)


ЭЙ, БЕСКРЫЛЫЙ ЧЕЛОВЕК,

У ТЕБЯ ДВЕ НОЖКИ,

ХОТЬ И ОЧЕНЬ ТЫ ВЕЛИК,

ЕДЯТ ТЕБЯ МОШКИ,

А Я МАЛЕНЬКИЙ СОВСЕМ,

ЗАТО САМ Я МОШЕК ЕМ.

(Пудик из сказки М. Горького «Воробьишко»)


6) Пятый раунд – Детективный.

Задание – Узнать героя по событию, которое случилось в его жизни.


Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков.

(Гулливер)


Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу.

(Барон Мюнхаузен)


Этот мальчик в наказание за непослушание был превращён гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей.

(Нильс)


Героиня этой английской книжки побежала за Белым кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычайной стране.

(Алиса)


Герой, о котором идёт речь, был гимнастом в бродячем цирке. Но когда народ восстал против власти трёх толстяков, встал во главе восстания.

(гимнаст Тибул)


Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал.

(Питер Пэн)


Этот известный сказочный герой, побывав на спутнике планеты Земля, нашёл там много белого порошка, который добавляют в еду.

(Незнайка)





7) Шестой раунд – Стол находок.

Задание – Определить, кому принадлежат найденные предметы и из каких они произведений.


-В комнату находок поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит название книги.


ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ – (А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

КРАСНАЯ ШАПОЧКА - (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

ОЧКИ - (И. Крылов «Мартышка и очки»)

ГОРШОЧЕК - (братья Гримм «Горшочек каши»)

ГОРШОЧЕК С ЛОПНУВШИМ ШАРИКОМ – (А. Милн «Винни Пух и все-все-все»)

ФОНЕНДОСКОП - (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

ШЛЯПА - (Н. Носов «Незнайка»)

ЗОЛОТОЙ ОРЕШЕК - (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)


8) Седьмой раунд – Фоторобот.

Задание – По некоторым чертам внешности героя назвать его имя.


Голова его набита опилками.

(Винни Пух)


У него на голове зелёный хохолок, подёргав за который вдоволь наплачешься.

(Чиполлино)


Этот столяр носил прозвище Сизый Нос.

(Джузеппе из сказки «Золотой ключик»)


Африканское животное, которое после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо поменяло свою внешность.

(Слонёнок из сказки Киплинга)


Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли.

(Тигр Шерхан)


Девочка с необычными голубыми волосами.

(Мальвина)


Маленький мальчик в золотой короне и горностаевой мантии, который обожал розу, живущую на его планете, и думал, что такой цветок – единственный во всём мире.

(Маленький принц)


Этот сказочный персонаж всегда носил с собой маслёнку, чтобы не заржаветь во время дождя.

(Железный дровосек)


Этот персонаж скромно заявлял о себе, что он из простых собак, не из породистых.

(Пёс Шарик из книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс»)

9) Восьмой раунд – Музыкальный.

Задание – По мелодии узнать, в каком произведении была эта музыка.


  • А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

  • Волков «Волшебник Изумрудного города»

  • Ш. Перро «Золушка»

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»

  • Н. Носов «Незнайка» («В. Траве сидел кузнечик»)

  • Ш. Перро «Красная шапочка»


10) Девятый раунд – Художественный.

Задание – Когда печатается книга, в её издании принимает участие и художник-иллюстратор. Очень часто такими художниками-иллюстраторами бываете и вы.

-Догадайтесь, к каким произведениям нарисованы иллюстрации.


  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»

  • А. Толстой «Золотой ключик»

  • М. Горький «Воробьишко»

  • П. Бажов «Серебряное копытце»

  • А. Конандойль «Затерянный мир»

  • РНС «Царевна-лягушка»

  • Киплинг «Маугли»

  • Гаршин «Лягушка-путешественница


11) Десятый раунд – конкурс капитанов.

-Последний заключительный конкурс – для капитанов. Для этого конкурса капитанам надо вообразить себя героями знаменитых сказок.

КАКИЕ СЛОВА НАДО ПРОИЗНЕСТИ, ЧТОБЫ…


ВЫЗВАТЬ СИВКУ-БУРКУ?

Сика-бурка, вещий каурка,

Встань передо мной,

Как лист перед травой.


ВМЕСТЕ С АЛИ-БАБОЙ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ В ПЕЩЕРУ С СОКРОВИЩАМИ?

Сим-сим, откройся!


СВАРИТЬ КАШУ В ВОЛШЕБНОМ ГОРШОЧКЕ?

Раз, два, три, горшочек, вари!


ИСПОЛНИЛОСЬ ПОВЕЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ ЩУКИ?

По щучьему велению, по моему хотению.


ИСПОЛНИЛОСЬ ВЕЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО ЦВЕТКА?

Ты лети, лепесток, через запад и восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Как коснёшься ты земли, быть по моему вели.

-А теперь мы вместе с мальчиком Маугли перенесёмся в его джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с ним. Я буду называть зверя, который жил в джунглях, а ваше задание – как можно скорее вспомнить и произнести его имя, постаравшись опередить соперника.

МЕДВЕДЬ – БАЛУ

ПАНТЕРА – БАГИРА

ШАКАЛ – ТАБАКИ

ПИТОН – КАА

ВОЖАК ВОЛЧЬЕЙ СТАИ – АКЕЛА

ТИГР – ШЕРХАН


12)Заключение.

Просмотр видеозаписи мультфильма «Незнайка».