Занятия с детьми, имеющими задержку психоречевого развития.
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики. Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы. ЗПРР поддается коррекции и компенсации.
Задания на фиксацию взгляда
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребёнку предлагается найти яркую игрушку в ограниченном пространстве стола. Логопед перемещает игрушку, ребёнок прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой.
Логопед побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты ( на стуле, на полкеи т.д.) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове взрослого, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки и т.д.).
Задания на активизацию ощущений
Цель: развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей, с помощью лёгких массажных движений.
Перед ребёнком на столе тарелочка с тёплой водой, вата, жёсткая щетка. Взрослый действует рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жесткой щётке, сопровождая действия словами. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности наждачная бумага, песок, искусственный мех и т.д.
2.Игра «Следы». Перед ребёнком на столе находится игрушечный домик и размягчённый пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребёнку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы и показывает, как их сделать, используя совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; указательным и средним пальцами каждой руки.
На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения. Разнообразные приёмы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.
Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:
Развитие слухового восприятия.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
Развитие функций голоса и дыхания.
Развитие чувства ритма.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определённые задачи и соответствующие им приёмы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей детей.
Развитие слухового восприятия.
Задачи: расширение рамок слухового восприятия; развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти; формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков: способности дифференцировать неречевые и речевые звуки. Приёмы:
- привлечение внимания к звучащему предмету ;
- совершение действий в соответствии со звуковым сигналом:
- определение местонахождения направленности звука:
- знакомство с характером звучащих предметов:
- различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов:
- запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);
- реагирование на громкость звучания;
- узнавание и различение гласных звуков А. О. У. И:
- выделение слов из речевого потока:
- развитие подражания неречевым и речевым звукам;
- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
Задания по развитию слухового восприятия.
Цель: формирование основ тонких звуковых дифференцировок.
1. Перед ребенком па столе расположены в ряд музыкальные инструменты - барабан и колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (гороха, фасоли и т.д.) (аналогичный набор находится за ширмой). Ребенка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним. именно барабан и постучать по нему.
2. Ребёнку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов за ширмой. Если ребёнок слышит стук барабана, то производит имитационные движения игры на этом инструменте.
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов предметов.
1. Перед ребёнком такой же набор предметов, как у логопеда - бумага, мяч, карандаш, ложки. Ребёнку демонстрируются различные действия с этими предметами - стук мяча об пол, стук карандаша по столу, стук ложек. Затем логопед, производя действия с этими предметами за спиной ребёнка, побуждает его к воспроизведению аналогичного действия.
2. Ребенка знакомят со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем, предлагается найти такую же среди двух-трёх одинаковых по внешнему виду (с различными наполнителями - мелкими монетками, песком, рисом).
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи: развитие невербальных компонентов коммуникации как функций языка: выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих: расширение рамок общения с окружающими: преодоление апраксии: развитие кинестетического контроля.
Приёмы:
- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест) со словесной инструкцией и без нее;
- выполнение действий по невербальной инструкции;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да. нет. хочу. дай. на);
- дополнение фразы жестом или рисованным знаком: развитие мимики и жеста;
- ситуативный диалог с использованием мимики и жестов: демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
- имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
- жестовое приветствие и прощание: действия с воображаемыми предметами;
- воспроизведение позы изображённого на картинке объекта.
Задания по развитию способности к использованию невербальных средств коммуникации.
Цель: активизация ощущения собственных движений (активных и пассивных (руками взрослого) - побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам); как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д. Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.
Цель: воспроизведение движений изображённых на сюжетной картинке, развитие мимики.
1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «мальчик кушает» - движения рукой от стола ко рту, «кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.
Цель: установление контакта, развитие понимания рисованного знака (пиктограммы)-адекватное использование жестов.
1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина - яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх. Затем ребёнок, используя жест «дай» - показывает рукой на ту картинку - которую бы хотел получить.
Развитие зрительно-моторной координации - мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук - глазодвигателей-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезии, тактильной памяти; формирование представлений о схемах лица и тела; развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
Приемы:
- прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;
- прослеживание прямых - ломаных- извилистых линий;
- массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
- проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех- щётки с различным ворсом);
- узнавание на ощупь предметов различной фактуры с использованием тактильных таблиц;
- двигательные упражнения с погремушкой – мячом – платочкам - флажком;
- «рисование» в воздухе рукой;
- различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
- упражнения с пластилином;
- использование кукол би-ба-бо;
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Задания по развитию зрительно-моторной координации - мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».
1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками, в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).
Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд – назад - пальцы разведены)
Вот так- вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева ~ направо)
Вот так-вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх - вниз над бассейном)
Вот так- вот так!
2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.
3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали».
Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.
1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти; умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве; анализ зрительного образа.
Приёмы:
- нахождение игрушек в пространстве комнаты;
- соотнесение игрушки с её изображением на картинке;
- выработка навыков ориентировки;
- упражнения в перекрёстном ориентировании;
- выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
- определение недостающих частей у предметов по картинкам;
- узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;
- запоминание изображений предметов;
- фиксация изменений в расположении предметов;
- выделение из множества предметов;
- запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
- идентификация зрительных изображений по заданной теме;
- определение различий в предметах и картинках;
- сравнение сходных по зрительному образу предметов;
- конструирование по образцу, по инструкции;
- выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Задания по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.
1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать, как он «вымоет» определённую часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот, нос).
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память.
1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.
Приёмы:
- выработка умения ориентации в окружающем; работа с тактильными таблицами; выделение цвета;
- знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);
- выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
- выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
- соотнесение цветного и контурного изображений предметов;
- дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
- конструирование целого из частей;
- классификация по цвету.
Задания по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учетом двигательных возможностей ребёнка).
1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как все шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.
Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.
1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребёнку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы.
Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).
1. Ребёнка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: меховая - мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая; шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счёт включения других поверхностей.
2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы в заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.
Развитие функций голоса и дыхания.
Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани; активизация целенаправленного ротового выдоха; знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.
Приёмы:
- упражнения па расслабление шейной мускулатуры;
- тренировка носового выдоха;
- развитие произвольного речевого вдоха:
- выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;
- выработка комбинированного типа дыхания: упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротового выдоха;
- различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
- выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Задания по развитию функций голоса и дыхания.
Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.
1. Перед ребёнком на столе кусочки ваты, логопед напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.
Цель: формирование носового вдоха.
1.Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.
2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох; выдох через другую ноздрю (ноздри чередовать.
Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «А», «У», «И». «О» различной громкости.
1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка)». Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко - «У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц- «О», лошадка - «И»), побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).
Развитие чувства ритма.
Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У. И; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
Приёмы:
- воспроизведение ритма в движениях и играх;
- ходьба и маршировка под музыку;
- двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; ритмические упражнения для рук и ног;
- воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
- знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;
- развитие речевых вокализаций;
- знакомство со схемой ритма;
- соотнесение ритма со схематическим изображением;
- произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек:
- дифференциация ритмических рисунков; отображение определённых качеств движения;
- ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Задания по развитию чувства ритма.
Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового. двигательного, зрительного).
1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол крупные пластмассовые кубики из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух». После того, как все кубики раскиданы на пол, на каждый удар бубна кубик кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик).
Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия.
1. На глазах ребёнка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также – ААААААА. Ритмический рисунок меняется -дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну). Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия; работа над семантикой слова; стимулирование простых видов коммуникативной речи.
Приёмы:
- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);
- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;
- выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами;
- выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний:
- побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб; развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного;
- различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие; соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;
- различение действий, совершаемых одним объектом, соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;
- выполнение инструкций, содержащие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов;
- автоматизация в диалогической речи слов «да, нет, хочу, могу, буду»;
- автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
- выработка обобщённых понятий.
Задания по развитию импрессивной и экспрессивной речи.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.
1. Ребёнку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и её нужно покачать. Логопед качает куклу, сопровождая действия звукоподражанием «а-а-а». Затем показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием, и побуждает ребёнка к совершению аналогичных действий со звукоподражанием.
Цель: побуждать ребёнка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ой, Ай, Ух, Ах», используя разницу температурных ощущений.
1. На столе перед ребёнком тарелочки с тёплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга. Ребёнок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопед).
Цель: закрепление слухового образа звуков «А, О, У, И» и образов звучащих игрушек, развитие тактильного восприятия.
1. За ширмой знакомые ребёнку игрушки — кукла, лошадка, заика, мишка. Ребенок по произнесённому звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой па ощупь.
2. Знакомые ребенку игрушки завёрнуты в бумагу. Ребёнку предлагается, ощупав игрушку, не разворачивать её, догадаться, кто (что) там, и произнести соответствующее звукоподражание.
Игры на развитие импрессивной речи
Прятки
Цель: уточнение понимания формы единственного и множественного числа существительных по теме «Игрушки».
Материалы: игрушки (картинки)— мишка - мишки, зайчик - зайчики, машинка - машинки, мячик - мячики, и др.
Ход игры: перед началом игры разложить игрушки в разных местах группы — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.
— К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Найди мишку. Молодец, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. Найди, где мишки. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. (И т.д.)
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.
У кого картинка?
Цель: уточнение понимания формы единственного и множественного числа существительных по лексическим темам.
Материалы: картинки— по теме.
Ход игры: перед началом игры выберите и затем раздайте детям по одной предметной картинке.
— Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка — пусть поднимет руку. Вика руку подняла. Правильно, Вика, у тебя на картинке мишка. Покажи всем. Следующее слово — мишки.. У кого мишки? Никто не поднимает руку... Где же мишки? Вот мишки, у Саши! Саша, подними руку. (И т.д.)
В этой игре можно менять темы, используя различные картинки и обозначающие их слова. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).
Много или мало
Цель: научить детей понимать единственное и множественное число существительных.
Материалы: в этой игре можно использовать игрушки небольших размеров — кубики, палочки, мячики и т.п.
Ход игры: формируя понимание единственного и множественного числа существительных полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» — показать указательный пальчик; «много» — широкий обводящий жест рукой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.
Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой - один .
— Посмотрите, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут один кубик (соответствующий жест). Покажите, где один кубик. Как вы покажете? (Логопед побуждает детей показать жестом.) А где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? (Логопед побуждает детей показать жестом.)
Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.
Один – много
Цель: научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я)
Покажи, где нарисован(ы):
дом — дома комок — комки
стул — стулья лист — листья
тарелка — тарелки дерево — деревья
И так использовать другие картинки, в соответствии с календарно – тематическим планированием.