СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия с детьми, имеющими задержку психоречевого развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения.

Просмотр содержимого документа
«Занятия с детьми, имеющими задержку психоречевого развития.»


Занятия с детьми, имеющими задержку психоречевого развития.


Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики. Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы. ЗПРР поддается коррекции и компенсации.


Задания на фиксацию взгляда

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.


  1. Ребёнку предлагается найти яркую игрушку в ограниченном пространстве стола. Логопед перемещает игрушку, ребёнок прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой.


  1. Логопед побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты ( на стуле, на полкеи т.д.) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове взрослого, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки и т.д.).


Задания на активизацию ощущений

Цель: развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей, с помощью лёгких массажных движений.


  1. Перед ребёнком на столе тарелочка с тёплой водой, вата, жёсткая щетка. Взрослый действует рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жесткой щётке, сопровождая действия словами. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности наждачная бумага, песок, искусственный мех и т.д.


2.Игра «Следы». Перед ребёнком на столе находится игрушечный домик и размягчённый пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребёнку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы и показывает, как их сделать, используя совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; указательным и средним пальцами каждой руки.


На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения. Разнообразные приёмы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.


Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:

Развитие слухового восприятия.

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Развитие функций голоса и дыхания.

Развитие чувства ритма.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Каждое направление включает определённые задачи и соответствующие им приёмы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей детей.


Развитие слухового восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприятия; развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти; формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков: способности дифференцировать неречевые и речевые звуки. Приёмы:

- привлечение внимания к звучащему предмету ;

- совершение действий в соответствии со звуковым сигналом:

- определение местонахождения направленности звука:

- знакомство с характером звучащих предметов:

- различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов:

- запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

- реагирование на громкость звучания;

- узнавание и различение гласных звуков А. О. У. И:

- выделение слов из речевого потока:

- развитие подражания неречевым и речевым звукам;

- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.



Задания по развитию слухового восприятия.

Цель: формирование основ тонких звуковых дифференцировок.


1. Перед ребенком па столе расположены в ряд музыкальные инструменты - барабан и колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (гороха, фасоли и т.д.) (аналогичный набор находится за ширмой). Ребенка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним. именно барабан и постучать по нему.

2. Ребёнку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов за ширмой. Если ребёнок слышит стук барабана, то производит имитационные движения игры на этом инструменте.


Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов предметов.


1. Перед ребёнком такой же набор предметов, как у логопеда - бумага, мяч, карандаш, ложки. Ребёнку демонстрируются различные действия с этими предметами - стук мяча об пол, стук карандаша по столу, стук ложек. Затем логопед, производя действия с этими предметами за спиной ребёнка, побуждает его к воспроизведению аналогичного действия.

2. Ребенка знакомят со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем, предлагается найти такую же среди двух-трёх одинаковых по внешнему виду (с различными наполнителями - мелкими монетками, песком, рисом).


Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи: развитие невербальных компонентов коммуникации как функций языка: выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих: расширение рамок общения с окружающими: преодоление апраксии: развитие кинестетического контроля.

Приёмы:

- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест) со словесной инструкцией и без нее;

- выполнение действий по невербальной инструкции;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да. нет. хочу. дай. на);

- дополнение фразы жестом или рисованным знаком: развитие мимики и жеста;

- ситуативный диалог с использованием мимики и жестов: демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;

- имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;

- жестовое приветствие и прощание: действия с воображаемыми предметами;

- воспроизведение позы изображённого на картинке объекта.


Задания по развитию способности к использованию невербальных средств коммуникации.


Цель: активизация ощущения собственных движений (активных и пассивных (руками взрослого) - побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.


1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам); как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д. Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.


Цель: воспроизведение движений изображённых на сюжетной картинке, развитие мимики.


1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «мальчик кушает» - движения рукой от стола ко рту, «кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.


Цель: установление контакта, развитие понимания рисованного знака (пиктограммы)-адекватное использование жестов.


1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина - яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх. Затем ребёнок, используя жест «дай» - показывает рукой на ту картинку - которую бы хотел получить.




Развитие зрительно-моторной координации - мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.


Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук - глазодвигателей-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезии, тактильной памяти; формирование представлений о схемах лица и тела; развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Приемы:

- прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;

- прослеживание прямых - ломаных- извилистых линий;

- массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

- проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех- щётки с различным ворсом);

- узнавание на ощупь предметов различной фактуры с использованием тактильных таблиц;

- двигательные упражнения с погремушкой – мячом – платочкам - флажком;

- «рисование» в воздухе рукой;

- различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

- упражнения с пластилином;

- использование кукол би-ба-бо;

- артикуляционная и мимическая гимнастика;

- выработка речедвигательных образов звукообразных слов.





Задания по развитию зрительно-моторной координации - мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.


Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».


1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками, в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд – назад - пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева ~ направо)

Вот так-вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх - вниз над бассейном)

Вот так- вот так!

2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали».


Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.





Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.


Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти; умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве; анализ зрительного образа.

Приёмы:

- нахождение игрушек в пространстве комнаты;

- соотнесение игрушки с её изображением на картинке;

- выработка навыков ориентировки;

- упражнения в перекрёстном ориентировании;

- выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

- определение недостающих частей у предметов по картинкам;

- узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;

- запоминание изображений предметов;

- фиксация изменений в расположении предметов;

- выделение из множества предметов;

- запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

- идентификация зрительных изображений по заданной теме;

- определение различий в предметах и картинках;

- сравнение сходных по зрительному образу предметов;

- конструирование по образцу, по инструкции;

- выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.


Задания по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.


Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.


1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать, как он «вымоет» определённую часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот, нос).


Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память.


1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.



Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.


Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

Приёмы:

- выработка умения ориентации в окружающем; работа с тактильными таблицами; выделение цвета;

- знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);

- выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);

- выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

- соотнесение цветного и контурного изображений предметов;

- дифференциация плоскостного и объёмного изображений;

- конструирование целого из частей;

- классификация по цвету.


Задания по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.


Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учетом двигательных возможностей ребёнка).


1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как все шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.


Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.


1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребёнку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы.


Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).


1. Ребёнка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: меховая - мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая; шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счёт включения других поверхностей.

2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы в заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.



Развитие функций голоса и дыхания.


Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани; активизация целенаправленного ротового выдоха; знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы:

- упражнения па расслабление шейной мускулатуры;

- тренировка носового выдоха;

- развитие произвольного речевого вдоха:

- выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;

- выработка комбинированного типа дыхания: упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротового выдоха;

- различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:

- выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.


Задания по развитию функций голоса и дыхания.


Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.


1. Перед ребёнком на столе кусочки ваты, логопед напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. 



Цель: формирование носового вдоха.


1.Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.

2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох; выдох через другую ноздрю (ноздри чередовать.


Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «А», «У», «И». «О» различной громкости.


1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка)». Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко - «У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц- «О», лошадка - «И»), побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).



Развитие чувства ритма.


Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У. И; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

- воспроизведение ритма в движениях и играх;

- ходьба и маршировка под музыку;

- двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; ритмические упражнения для рук и ног;

- воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

- знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;

- развитие речевых вокализаций;

- знакомство со схемой ритма;

- соотнесение ритма со схематическим изображением;

- произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек:

- дифференциация ритмических рисунков; отображение определённых качеств движения;

- ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.


Задания по развитию чувства ритма.


Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового. двигательного, зрительного).


1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол крупные пластмассовые кубики из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух». После того, как все кубики раскиданы на пол, на каждый удар бубна кубик кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик).


Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия.


1. На глазах ребёнка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также – ААААААА. Ритмический рисунок меняется -дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну). Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок.


Развитие импрессивной и экспрессивной речи.


Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия; работа над семантикой слова; стимулирование простых видов коммуникативной речи.

Приёмы:

- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);

- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;

- выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами;

- выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний:

- побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб; развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного;

- различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие; соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;

- различение действий, совершаемых одним объектом, соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

- выполнение инструкций, содержащие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов;

- автоматизация в диалогической речи слов «да, нет, хочу, могу, буду»;

- автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

- выработка обобщённых понятий.


Задания по развитию импрессивной и экспрессивной речи.


Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.


1. Ребёнку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и её нужно покачать. Логопед качает куклу, сопровождая действия звукоподражанием «а-а-а». Затем показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием, и побуждает ребёнка к совершению аналогичных действий со звукоподражанием.


Цель: побуждать ребёнка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ой, Ай, Ух, Ах», используя разницу температурных ощущений.


1. На столе перед ребёнком тарелочки с тёплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга. Ребёнок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопед).


Цель: закрепление слухового образа звуков «А, О, У, И» и образов звучащих игрушек, развитие тактильного восприятия.


1. За ширмой знакомые ребёнку игрушки — кукла, лошадка, заика, мишка. Ребенок по произнесённому звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой па ощупь.

2. Знакомые ребенку игрушки завёрнуты в бумагу. Ребёнку предлагается, ощупав игрушку, не разворачивать её, догадаться, кто (что) там, и произнести соответствующее звукоподражание.




Игры на развитие импрессивной речи

Прятки

Цель: уточнение понимания формы единственного и множественного числа существительных по теме «Игрушки».

Материалы: игрушки (картинки)— мишка - мишки, зайчик - зайчики, машинка - машинки, мячик - мячики, и др.

Ход игры: перед началом игры разло­жить игрушки в разных местах группы — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки долж­ны быть хорошо видны. Предложите де­тям игру.

К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Пото­му что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Найди мишку. Молодец, нашел мишку! Смотри, как Маша ра­дуется. Найди, где мишки. Не можешь найти? Посмотри вни­зу, на полу. (И т.д.)

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.



У кого картинка?


Цель: уточнение понимания формы единственного и множественного числа существительных по лексическим темам.

Материалы: картинки— по теме.

Ход игры: перед началом игры выбе­рите и затем раздайте детям по одной предметной картинке.

Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка пусть поднимет руку. Вика руку подняла. Правильно, Вика, у тебя на картинке мишка. Покажи всем. Следующее слово — мишки.. У кого мишки? Никто не поднимает руку... Где же мишки? Вот мишки, у Саши! Саша, подними руку. (И т.д.)

В этой игре можно менять темы, используя различные картинки и обозначающие их слова. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).


Много или мало


Цель: научить детей понимать единственное и множественное число существительных.

Материалы: в этой игре можно использовать игрушки небольших размеров — кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры: формируя понимание единственного и множественного числа существительных полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» — показать указательный пальчик; «много» — широкий обводящий жест рукой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.

Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой - один .

Посмотрите, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут один кубик (соответствующий жест). Покажите, где один кубик. Как вы покажете? (Логопед побуждает детей показать жестом.) А где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? (Логопед побуждает детей показать жестом.)

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.



Один – много


Цель: научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я)

Покажи, где нарисован(ы):
дом — дома комок — комки

стул — стулья лист — листья

тарелка — тарелки дерево — деревья

И так использовать другие картинки, в соответствии с календарно – тематическим планированием.