СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия с использованием ТРИЗ-технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятия с использованием ТРИЗ-технологий»

Цель: Формирование первичных представлений детей о свойстве льда.



Задачи:



1. Развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации.



2. Учить систематизировать полученные знания, применяя методы ТРИЗ – технологий.



Материал: шкатулка, ледяные бусы, карточки признаков (влажность, температура, сосуд с горячей водой, салфетки.



Ход занятия:

Воспитатель: дети сегодня я шла по улице и нашла, вот такую красивую шкатулку. А вы хотите посмотреть, что в ней лежит?



Дети: да.



Воспитатель: давайте откроем, что это? Какие красивые, блестящие.



Дети: это бусы.



Воспитатель: а хотите мы, эти бусы обследуем при помощи карточек признаков?



Дети: да.



Воспитатель: объект бусы, какие по влажности? (предлагает детям потрогать).



Дети: мокрые



Воспитатель: объект бусы, какие по температуре? (предлагает детям потрогать).



Дети: холодные.



Воспитатель: объект бусы по влажности мокрые, а по температуре холодные.



Как вы думаете, из чего сделаны бусы?



Дети: изо льда.



Воспитатель: молодцы. Правильно, это ледяные бусы. А скажите, кто их мог потерять?



Дети: Зима.



Воспитатель: дети, а вы хотите узнать, что такое лёд?



Воспитатель предлагает детям обследовать сосуд с горячей водой при помощи карточки температура (дети трогают руками сосуд)



Дети: горячий, тёплый.



Воспитатель опускает бусы в сосуд с горячей водой. Дети наблюдают, что происходит с ледяными бусами.



Воспитатель: что произошло с ледяными бусами?



Дети: они растаяли.



Воспитатель: правильно они растаяли. И превратились?



Дети: в воду.



Воспитатель: в горячей воде лёд тает и превращается в воду.



Воспитатель: дети вам понравились необычные бусы?



Дети: да!



Воспитатель: давайте подумаем, почему же бусы были необычные?



Дети: они были ледяные, а потом растаяли.



Воспитатель: зима огорчится, что её бусы растаяли. Давайте подумаем, как ей помочь?



Дети: сделать другие бусы и подарим зиме.



Воспитатель: из чего мы можем сделать бусы Зиме, чтобы они не растаяли?



Дети: из прищепок, бумаги…



Дети начинают мастерить новые бусы для Зимы.





































Хорошо – плохо (игра с младшего дошкольного возраста).



Цель: выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.



Правила игры:



Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.



Ход игры.



1 вариант:



В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: “что-то хорошо – почему?”, “что-то плохо – почему?”.



2 вариант:



В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета – это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят – это хорошо. Почему?



Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.



То есть вопросы идут по цепочке.



Уменьшаем и увеличиваем (с 3-х лет).



Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: – ок, – чик, – чек, -ище.



Правила игры.



Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.



Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.



То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.



Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.



Назови, одним словом (с 3-х лет).



Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.



Правила игры.



Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка.



Расставь по порядку (с 3 лет).



Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, речь.



Правила игры:



Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.



После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка – большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?



При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта.



Солнышко светит (с 3-х лет).



Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.



Правила игры:



Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится…



Ход игры:



Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А еще? Греет солнышко, шуба, батарея… А еще? Гудит машина, поезд…



Что умеет делать? (игра для детей с 3-х лет)



Цель: на формирование умения выявлять функции объекта



Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры “Да-Нет” или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.



Ход игры:



Воспитатель: Телевизор.



Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.



В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку ” Колобок”. Как он может помочь Колобку?



Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.



Базис личностной культуры.



В: Вежливый человек – это какой и что умеет делать?



Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.



В: Еще? Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.



В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.



В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.



В: Что может дождь? Д: Растворить лед. В: Когда и почему? Д: Когда ярко светит солнце, тепло. В: Что еще может лед? Д: Лед может расколоться, треснуть. В: А какие полезные функции у льда? Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед. В: Что можно делать со льдом? Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.



В: Что может дождь? Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.