СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия танцами, как способ коррекционной терапии у детей ОВЗ с нарушениями психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе будут рассмотрены вопросы о пользе занятий танцами для развития детей в коррекционной школе на примере собственного опыта учителя дополнительного образования - педагога-хореографа.

Просмотр содержимого документа
«Занятия танцами, как способ коррекционной терапии у детей ОВЗ с нарушениями психического развития.»

Васильева Лена Семеновна

Педагог дополнительного образования

МОКУ «АШ-И №28 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» городского округа «город Якутск»

Якутск, 2022

Занятия танцами, как способ коррекционной терапии у детей ОВЗ с нарушениями психического развития.

Многими учёными выявлены нарушения физического развития у детей ОВЗ. Также наблюдаются нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей

2) отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств.

Отмечается отсутствие ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряжённость; ограничение амплитуды движений. Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребёнка, вызывая цепь негативных реакций организма.

С учётом вышеизложенного, понятна актуальность достижения ОВЗ-детей такого уровня физического развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.

Коррекционно - развивающие возможности танцевального искусства по отношению к детям с нарушением интеллекта обусловлены прежде всего тем, что оно является источником позитивных переживаний ребёнка, рождает творческие потребности, активизирует потенциальные возможности в практической танцевально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Задача коррекционной школы – интерната для детей, оставшихся без попечения родителей, подготовить к интеграции в общество ребёнка с особыми образовательными потребностями, а иногда и с ограниченной трудоспособностью. Дать ему реальную возможность участвовать во всех видах и формах социальной жизни, в т.ч. и образовании наравне и вместе с другими членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии. В своей работе мы руководствуемся идеей о том, что жизнь и быт детей с ОВЗ должны быть как можно больше приближёнными к условиям и стилю общества, в котором им предстоит жить. Эта идея проходит красной нитью через ряд международных правовых актов: Декларацию прав ребёнка, Декларацию о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацию о правах инвалидов.

В истории человеческого общества существовали разные модели отношения общества к людям с ОВЗ. Мы избрали модель «Развитие» и создаём условия, благоприятные для развития и коррекционно – педагогической помощи таким детям. По нашему мнению, ребёнок с ОВЗ имеет те же права и привилегии, что и все остальные дети: право жить, учиться, работать в будущем в своей местности, иметь свой дом, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, быть таким, как все. Начиная с начальных классов, делается всё, чтобы каждый вырос настолько независимым и самостоятельным в своей жизни в обществе, насколько это возможно. На это нацелены все занятия, с этой же целью проводятся многочисленные внешкольные мероприятия. Каждый шаг, каждый вид деятельности становится наглядным, визуализируется. Дети не только участвуют в процессе, но и видят результат. Стремление к результату, который всегда привлекателен, способствует мотивации, поддерживает интерес у детей. Сам процесс развивает ребёнка, учит его многому. А для каждого педагога стоит задача найти место для каждого ребёнка, организовать его деятельность так, чтобы она была успешной.

Этого можно добиться при помощи коррекции недостатков физического развития и социальная адаптация при помощи занятий детей танцами через его нравственное воспитание.

Танец - непосредственное выражение разума и тела, и поэтому он может служить мощным орудием исцеления и лечения. Ученые определяют этот вид терапии - танцетерапия, как «психотерапевтическое использование движения в качестве процесса, который способствует эмоциональной, познавательной и физической интеграции индивидуума». Не секрет, что коррекционная ритмика - одна из эффективных средств воздействия на двигательную сферу. Во время движения под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируется память и внимание, нормализуется эмоционально-волевые процессы.

Музыка захватывает своим ритмическим строем, активно стимулирует и регулирует движения человеческого тела. У детей повышается психоэмоциональный тонус. Музыка, ритм и синхронные движения изменяют настроение, будоражат забытые воспоминания и ощущения, организуют чувства и действия, уменьшают чувство одиночества, помогают устанавливать взаимоотношения.

Но не стоит забывать, что коррекционная ритмика и танец — это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция, развитие, улучшаются качественные характеристики движения. Развиваются также личностные и нравственные качества.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей память, внимание внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной осмысленной нравственной деятельности за счёт познавания новых культурных традиций в ходе изучения истории, костюмов, движений танца.

Проблемы двигательной системы у детей с ОВЗ часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, восприятие, мыслительное и речевое развитие.

Терапия танца особенно эффективна для людей с познавательными, эмоциональными или социальными расстройствами. Танец стремится помочь людям с эмоциональными расстройствами выразить свои чувства, обрести самосознание и выработать здоровые привязанности. Для людей с заторможенной психикой танец помогает лучше узнать способности своего тела, развивает полезные навыки.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы у детей с ОВЗ на занятиях коррекционной ритмикой. С помощью музыкальных движений можно установить равновесие деятельности нервной системы ребенка. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка с помощью музыкального ритма, развивает у детей внутреннюю собранность. Физическое и психологическое развитие, коррекция недостатков идёт живо, интересно, занимательно. У ребят появляется уверенность. Так, они стали более эмоциональны пластически, улучшилась осанка, возросла тяга к хорошему, красивому.

В моем кружке занимаются младшая и старшая группы, от 7 до 17 лет. У части учеников нарушены следующие двигательные функции:

  • скованность при выполнении движений и упражнений

  • нарушена координация движений

  • отсутствие плавности движений и упражнений

  • недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма

работе с детьми с ОВЗ, построенных на сочетании музыки, движения, слова.

Танцы и коррекционная ритмика способствуют укреплению у детей мышечного корсета. Формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движения, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Репертуар у нас большой, детям нравится новизна и восторг, с которым встречают каждую новую постановку в родной школе. После этого дети уверенно и с удовольствием показывают свои умения в любой другой аудитории. Огромную роль играет также и то, что к каждому новому танцу подбираются новые аксессуары и шьются новые яркие, красочные, нарядные костюмы. Костюмы шьются в школьной мастерской и в их изготовлении участвуют сами дети. Дети с интересом, увлеченно занимаются в кружке, и у них формируется следующее:

1. Нормализация двигательного автоматизма

2. Развитие основных сторон внимания и памяти

3. Развитие воображения

4. Развитие чувства ритма

5.Общая регуляция мышечного тонуса

6. Развитие и формирование эмоциональной выразительности

7.Воспитание художественного вкуса

8.Идёт общее нравственное воспитание.

Можно сделать вывод - что занятия танцами коррекционной ритмикой являются эффективным укреплением здоровья ребенка, выявления творческих способностей к искусству танца. Кроме того, играют значительную роль в подготовке к успешной социализации в обществе