Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №18 имени В.А.Мамистова
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение
«Детский сад»«Центр коррекции и развития детей»
Технологическая карта занятия
учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития по развитию элементарных математических представлений по теме
«В стране Знаний»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Барышева Татьяна Юрьевна
2024 год
Введение:
Актуальность работы: Актуальность формирования математических представлений обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Формирование математических представлений опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами, приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения.
У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, поэтому одним из актуальных направлений образовательной деятельности является поиск эффективных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Тема «В стране Знаний»
Цель: создание условий для закрепления и обобщения элементарных математических представлений.
Задачи:
Развивающие:
Развивать пространственную ориентировку в координатах: верх, вниз, право, лево.
Развивать высшие психические функции: память, наглядно- образное и логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук, зрительно- моторную координацию.
Образовательные:
сложение и вычитание в пределах 10.
Закреплять знания о составе чисел.
Отрабатывать порядковый и количественный счёт, продолжать учить называть последующее и предыдущее число.
Закрепить знания об арифметических знаках =, +, -,знаках сравнения: , =
Совершенствовать временные представления.
Воспитательные:
Воспитывать целеустремленность, усидчивость, желание выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца, умение слушать своих товарищей.
Интеграция образовательных областей:
Предварительная работа: интерактивные игры «Числовые домики», «Состав числа», «Сравни числа», «Составь и реши задачи», математические загадки, игры на развития логического мышления, игры с «Танграмом», занятия с «Игровизором»Воскобовича.
Оборудование: интерактивный стол, интерактивные игры «Сравни числа», «Числовые домики», «Составь и реши задачи», «Игровизор» Воскобовича – 6 штук, фломастеры – 6 штук, наборы цифр от 1до 10 (на каждого ребенка), цифры от 1 до 6 (демонстрационные), индивидуальные наборы «Танграм» - 6 штук, разрезная картинка «Детский сад».
Методы и приёмы:
Практические – раскладывание цифр, сравнение чисел, складывание «Танграма»с опорой на образец, графический диктант с использованием «Игровизора»Воскобовича.
Наглядные – демонстрация предметных картинок, интерактивные игры.
Словесные – проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения, загадки, стихотворение-приветствие.
Ожидаемые результаты: представлены в технологической карте в зависимости от вида деятельности детей
Условия и форма проведения мероприятия: подгрупповое занятие для воспитанников подготовительной к школе группе с задержкой психического развития.
Оценка автором ее эффективности: разработанное занятие по развитию элементарных математических представлений у воспитанников с задержкой психического развития подготовительной к школе группе является эффективным при закреплении знаний, умений и навыков, полученных воспитанниками на протяжении нескольких лет обучения в компенсирующей группе детского сада. Предлагаемые дидактические игры доступны, понятны детям и эффективны в использовании.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «По порядку становись» |
Коммуникативная | Дидактические игры и упражнения: Д.И. «Не зевай, быстро на вопросы отвечай», «Устный счет». |
Познавательно-исследовательская | Дидактические игры и упражнения: Д.И.« Числовые домики», Д.И. «Сравни группы предметов, числа» Д.И. «Составление и решение задач» Танграм «Домик», «Графический диктант» |
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность учителя-дефектолога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Организационный | Педагог встречает детей,предлагаетвстать в круг, взяться за руки и произнести стихотворение- приветствие: «В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся. Вместе будем очень дружно На вопросы отвечать Все хотим мы заниматься, Все хотим мы много знать». | Дети произносят стихотворение - приветствие | Развивается, слуховое внимание память, ориентировка в пространстве. |
Мотива ционный | Педагог говорит детям, что у нас сегодня необычный день. «Мы попали с вами в страну Знаний. А чтобы узнать, где находиться страна Знаний, нам предстоит разгадать сложные загадки, решить примеры, задачи, ответить на многие вопросы. За правильное выполненное задание вы получите подсказку. В конце занятия мы сложим все подсказки и узнаем, где находить страна Знаний. Желаю вам удачи!» | Дети слушают педагога и готовы выполнять задания. | Развивается умение понимать и анализировать смысл устного сообщения. |
Основной | Педагог предлагает отправиться детям в страну цифр, примеров, задач. «В нашей стране Знаний все ребята могут правильно отвечать на вопросы». Дидактическая игра « Не зевай, быстро отвечай» 1.На каком наземном транспорте мы можем передвигаться? На этом транспорте мы можем добраться до нашей страны Знаний. 2. Назовите женские профессии, некоторые из них можно встретить в стране Знаний. 3.В нашей стране много мебели. Какую вы знаете мебель? 4.Отдагайте загадку: у стула 4 ножки сколько ножек у двух стульев? 5.Назовите времена года. 6. Назови приметы зимы. Педагог показывает первую часть разрезной картинки. | Дети отвечают на вопросы. | Развивается слуховое внимание, быстрота реакции, логическое мышление, временные представления. |
| Педагог предлагает детям занять на свои места. На столах у каждого ребенка цифры от 1 до 10. «Ребята, в нашей стране Знаний мы умеем не только правильно отвечать на сложные вопросы, но еще решать веселые задачки». Дидактическая игра « Устный счет» Педагог читает задачи, дети показывают нужную цифру. «Три яблока из сада ежик притащил, Самое румяное белке подарил! С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке Сколько их осталось? (2) Пять ворон на крышу сели, Две еще к ним прилетели. Отвечайте быстро смело! Сколько всех их прилетело? (7) Внуку Шуре добрый дед Дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфетку внук. Сколько же осталось штук?(6) В парк на прогулку Оля ходила, В парке птичек разных кормила: Восемь синичек да два воробья. Сколько всего? Отвечайте друзья?» (10) Педагог показывает вторую часть разрезной картинки. | Дети устно решают задачи, показывают нужную цифру. | Закрепляются навыки счета в пределах 10, развивается быстрота реакции, усидчивость, слуховое внимание умение слушать задачу до конца. |
| «В стране Знаний много разных домиков. В наших домиках живут цифры. Давайте поможем каждой цифре найти свой домик». Педагог демонстрирует интерактивную дидактическую игру «Числовые домики» (состав чисел в пределах 10). Педагог показывает третью часть разрезной картинки. | Дети выполняют задания. Выходят по очереди к интерактив-ному столу. | Закрепляются знания о составе чисел в пределах 10. |
| «Ребята, в нашей стране цифры потеряли свое место в числовом ряду. Давайте поможем и расставим их по порядку». Физическая минутка «По порядку становись» Каждый ребенок берёт цифру, и пока играет музыка, танцует. Когда музыка закончится, дети должны быстро встать по порядку от 1 до 6. Педагог спрашивает детей: -Ты какой стоишь по порядку? Так опрашиваются все дети. - Назовите соседа числа справа. -Назовите соседа числа слева. Опрашиваются все дети. | Дети выполняют задания. Выстраиваются по порядку от 1 до 6. | Закрепляются знания детей о числовом ряде, месте числа в ряду. Закрепляются знания о порядковом счете. |
| «В стране Знаний живут математические знаки. Какие знаки сравнения вы знаете?» Дидактическая игра «Сравни группы предметов, числа». «В следующем задании нам надо сравнить количество предметов, а потом мы сравним числа. Знаки спорят, где чьё место, Где здесь больше, где равно. Нужно им помочь ребята, Знаю вам не всё равно. Сосчитай предметы, цифры так, Чтоб поставить нужный знак». Педагог показывает четвертую часть разрезной картинки. | Дети отвечают на поставленный вопрос и по очереди у интерактив-ного стола выполняют задание. | Закрепляются знания о числах, знаках, об операциях сравнения. |
| «Ребята, как многому вы научились в стране Знаний. Вы любите решать задачи? Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? Верно: условие, вопрос, решение, ответ». Дидактическая игра «Составление и решение задач» Педагог демонстрирует интерактивную игру на составление задач, на сложение и на вычитание в пределах 10. Педагог показывает пятую часть разрезной картинки. | Дети выполняют задания, составляют и решают задачи. | Закрепляются навыки счета, операции сложения и вычитания, формируется логическое мышление. |
| «В стране Знаний много домиков, в которых живут не только дети и взрослые, но и цифры. Давайте построим дом, в котором будут жить ваши друзья. Из чего можно построить дом? Правильно, из кирпича, бревен. А я вам предлагаю построить дом из геометрических фигур Танграма с опорой на образец». Педагог демонстрирует картинку с изображением дома. Дидактическая игра. «Танграм» «Домик». Педагог показывает шестую часть разрезной картинки. | Дети отвечают на вопросы педагога и составляют из танграма фигуру «Дом» с опорой на образец. | Развиваются наглядно-образное мышление, умение работать с опорой на образец. |
| «В стране Знаний много волшебных предметов, с помощью которых мы можем выполнять различные задания». Педагог предлагает детям взять «Игровизоры» Воскобовича и фломастеры. «Нарисуем волшебные линии и посмотрим, какая фигура у нас получилась. Слушаем меня очень внимательно, не перебивая. Если кто-то сбился, поднимите руку. От точки 1клетка вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 3 клетки вправо, 4 клетки вниз,3 клетки влево. Хорошо! Все справились, что у вас получилось? Получилась цифра 5. Скоро вы, ребята, пойдете в школу. Я надеюсь, что вы будете учиться на одни пятерки!» Педагог показывает седьмую часть разрезной картинки. | Дети выполняют графический диктант. | Развивается мелкая моторика пальцев рук, пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация. |
Заключи тельный | «Ребята, какая картинка у нас получилась? Где находится страна Знаний? Правильно, в детском саду!» Оценивается деятельность каждого ребенка. Вижу дети не напрасно Вы ходили в детский сад. Делали всё чётко, ясно И порадовали нас. | Дети собирают картинку из частей, получился Детский сад. Дети внимательно слушают педагога. | Развивается наглядно-образное мышление, зрительное внимание. |
Список использованных источников и литературы:
1. Альмяшева Г.Р. Игры и упражнения, применяемые на занятиях
по формированию элементарных математических представлений. Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, 2018 г.
2.Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)», С.-Пб., издательство РГПУ им. А.И.Герцена, издательство «Союз», 2019г.
3.Морозова И.А, Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических
представлений» (конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР), М., издательство «Мозаика-Синтез», 2019г.
4. Играемся. Математические игры для детей https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry
5. Занимательная математика для дошкольников https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/matematika
5