СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАНЯТИЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ «БУКВЫ Я, Ё, Ю, Е»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработано для детей коррекционной шолы VIII вида. 

Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.

Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«ЗАНЯТИЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ «БУКВЫ Я, Ё, Ю, Е»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «СКШИ VIII вида»

Учитель-логопед

МБОУ «СКШИ VIII вида»

Плетенюк Т.В



ЗАНЯТИЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИя ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ «Буквы Я, Ё, Ю, Е»

Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.

Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: таблица «Буквы я, ё, ю, е и соответствующие звуки», игра «Лабиринт», изображение феи Транскрипции, индивидуальные карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.

II. Повторение пройденного материала.

– На какие группы делятся все звуки русского языка?

– Чем гласные отличаются от согласных?

– Вспомните, сколько в русском языке гласных звуков? (6.)

– Сколько гласных букв? (10.)

III. Объяснение нового материала.

Логопед. Задумались как-то звуки: «Слышать-то нас слышат, но ведь совсем не видят. Невидимки мы какие-то! Кто же нам поможет?» Нашли звуки добрую и могущественную фею Транскрипцию. Подарила она каждому звуку волшебные огни-факелы в виде квадратных скобок. Перестали звуки быть невидимками. Заметили их тогда буквы и захотелось им обозначать звуки на письме.

Звуки и буквы дружили между собой, но однажды поссорились. Гласные звуки возмутились: «Зачем нам нужны лишние буквы?» Вот мы сейчас и проверим, действительно ли они лишние?

Буквы я, ё, ю, е особенные. Они могут обозначать один звук, а иногда и два звука одновременно. Когда же это происходит? Возьмите таблички (см. Приложение), которые лежат у вас на парте, станьте маленькими-премаленькими, войдите в схему, пройдитесь по стрелочкам, а потом…

То, что понял, не скрывай!

На вопросы отвечай!

– В какой позиции буквы я, ё, ю, е обозначают один звук?

– В каких трёх позициях эти буквы обозначают два звука?

– Какие два звука объединяет буква Я? ([й’] + [а].)

– Какие два звука объединяет буква Ё? ([й’] + [о].)

– Какие два звука объединяет буква Ю? ([й’] + [у].)

– Какие два звука объединяет буква Е? ([й’] + [э].)

В ходе ответов дети под руководством логопеда делают записи на доске и в тетрадях:

я = [й’] + [а].

ё = [й’] + [о].

ю = [й’] + [у].

е = [й’] + [э].

Логопед. Чем похожи эти транскрипции?

Дети. Эти транскрипции похожи первым звуком.

Логопед. Какой он?

Дети. Звук [й’] – согласный.

Логопед. Правильно. А ещё звук [й’] всегда звучит мягко и звонко.

Почти все гласные буквы дружат парами. Как вы думаете, какие гласные буквы дружат между собой и почему?

Дети. Буква Я дружит с буквой А, потому что звук [а] входит в состав буквы Я.

И т. д. по всем парам.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа на карточках.

Логопед. На карточках записаны слова, в которых пропущены буквы я, ё, ю, е, и даны транскрипции этих слов. Вставьте пропущенные буквы в слова и соответствующие им звуки в транскрипции.


2. Игра «Лабиринт».

Дети должны пройти по лабиринту, опираясь на слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука (см. Приложение).

V. Итог занятия.

– Какое волшебство умеет совершать фея Транскрипция?

– Какие гласные буквы могут обозначать два звука?

– В каких позициях это происходит?

– Какие звуки объединяет буква я (ё, ю, е)?

– Так есть ли в русском языке лишние гласные буквы?


Приложение