Занятие на тему
«Служение женщины русскому
народу»
10-11 классы
Служение женщины русскому народу
Цели: 1) воспитывать уважение, любовь и чувство гордости к женщине – матери, воину, государственному деятелю, патриоту;
2) показывать героическую роль женщины в истории русского государства;
3) развивать умения работать с научно-познавательной литературой, интернет источниками.
4) осуществлять межпредметную связь истории, литературы, музыки.
Ценностный компонент: развитие духовности учащихся, построенное на знаниях достижений граждан России, раскрытие и развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Оборудование: ноутбуки, проектор, доска, сигнальные карточки.
Организационный этап. Приветствие учеников.
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Русь, Россия. У нее неповторимая, трудная, но интересная судьба, свои герои. На Руси всегда славилась удаль, мужество и беззаветное служение Отечеству.
Звучит музыка А. Пахмутовой «Богатыри».
Навсегда остались в истории славные имена великих сынов России: великие князья Олег, Владимир, полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Нахимов, Жуков и многие другие.
Но в череде столь славных имён нет-нет да промелькнёт женское имя. А это значит, что для служения Отечеству требуются не только сила и мужество, но и женская мудрость, забота, верность.
Проблема? Кто же эти славные героини, сумевшие приумножить славу России своим самоотверженным трудом, борьбой и всей своей жизнью.
Ответы учащихся (правительницы России, участницы ВОв, сестры милосердия, жены декабристов; вообще все женщины, принимавшие участие в войнах; известные деятели XX века).
Актуализация знаний.
Разбивка на 3 группы.
Учитель. При входе в кабинет вы получили сигнальные карточки. Пересядьте, пожалуйста, по группам по цвету вашей карточки.
Задания группам. Предлагаю вам в группах выбрать тему для работы на уроке. На выбор 1 минута. (Учащиеся называют тему. Например, «Женщины в Великой Отечественной войне», «Сестры милосердия», «Правительницы России»). Ваша задача: за 10-12 минут подготовить презентацию (мини-проект) и сообщение на выбранную тему. Время выступления 3-5 минут. Форму защиты работы можете выбрать самостоятельно. В процессе подготовки можете пользоваться ресурсами интернета и материалами на рабочем столе ноутбуков (картинки, стихи, книги о женщинах, шаблон презентации). Анимацию не используйте.
Учитель. Примем правила нашего общения.
Вы можете задавать вопросы, оценивать, характеризовать.
Отвечает один представитель от группы. Но другие могут дополнить.
Есть вопросы у групп? Тогда приступайте.
Группы начинают работать.
Через установленное время представители каждой группы выступают по своей теме. Критерии оценки записаны на доске заранее:
а) насколько раскрыта тема;
б) интересно ли представлен материал;
в) наглядность выступления;
г) степень участия каждого члена группы.
Им задают вопросы представители других групп.
Рефлексия.
Учитель. Многое удалось вам сделать сегодня. О многих женщинах мы узнали что-то новое. Но у меня закралось сомнение. В чем же вы увидели служение? Правильно ли подошли к теме урока? Все ли удалось сделать?
Ответы учащихся.
Вопрос учителя: Насколько актуальна тема? Скажите, а что вы вынесли для себя сегодня. Какие чувства испытали. Нужны ли такие занятия, что они дают.