СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие-экспериментирование "Свойства воды" для детей 5–6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы.

Просмотр содержимого документа
«Занятие-экспериментирование "Свойства воды" для детей 5–6 лет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: Свойства воды

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Форма работы с детьми: технология самостоятельной исследовательской деятельности

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка.

Словарная работа: лист, стебель, бутон. Название цветов Описание настроения – веселое, весеннее, радостное.

Материалы и оборудование:

магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

Методы и приемы:

- практические: опыты с водой, аппликация;

- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы.


Предварительная работа:

Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.


Задачи образовательной программы

  • Образовательные:
    – 
    Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха); 
    –Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами

  • Развивающие:
    – Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

  • Воспитательные:
    – Воспитывать бережное отношение к воде; 
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.



















Этапы, последовательность (цель)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат


Приветствие









Мотивация























Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой









Включение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.










Практическое экспериментирование.
















































Практическая деятельность детей.











Рефлексия.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?




Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)

Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.


Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Опыт 1.

 Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

 Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников.

(Воспитатель закрепляет на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляет условные обозначения.)

Опыт 2.

 У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

( Сок сладкий, вода без вкуса).

Опыт 3.

Воспитатель:  А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показывает стакан с молоком.)

( Молоко).

 Оно льется?

Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

А вы любите молоко?

 И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

А так? (Вытаскиваю ложку.)

А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Опыт 5.

 А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

 У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

( конуса, цилиндра).

- А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливает воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)


Мы с вами побывали сегодня в лаборатории. С каким веществом мы проводили опыты?

Какие свойства воды мы исследовали?

Что больше всего вам понравилось на занятии?

А сейчас, как настоящим ученым нам нужно зарисовать свои опыты в дневник наблюдений.


Дети отвечают на вопрос, рассуждают










Дети отгадывают загадки






Дети вспоминают то, что знают о воде.


























Ответы детей.






















Ответы детей








Ответы детей
















Опускают ложечку в стаканы с водой





Дети выдвигают гипотезы, составляют план исследования, проводят эксперимент, делают выводы.


Следят за

действиями педагога.




Дети передают свои впечатления о процессе и результатах деятельности.










Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности


Проявление эмоциональной отзывчивости


Проявление инициативности в общении со взрослым.

































Концентрация внимания.



Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.














Вывод: Вода – безвкусная жидкость.



Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
















Вывод: Чистая вода прозрачна.





Самостоятельное владение способами экспериментирования.









Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.






Вывод: вода это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха.


Зарисовывают опыты в дневниках наблюдений.