Развивающее занятие
с младшими школьниками
«Я учусь владеть собой»
Провели:
Мороз Ю.С.
Цели:
— создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
— ознакомить детей с понятием "настроение",
— ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.
Материалы:
— мягкая игрушка — дракончик Памси;
— три стакана с водой;
— блестки;
— кусок глины;
— плакат "Три настроения";
— текст рассказа "Памси грустит" (начало);
— аудиокассета с записью песенки "Танец утят".
Ход занятия:
1.Знакомство
Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, бывает обидно и т.д. Затем ребята знакомятся с игровым персонажем — дракончиком Памси, и ведущий объясняет, что Памси будет учиться справляться с трудностями вместе с ними.
2.Работа с текстом
Ведущий читает детям начало рассказа "Памси грустит".
Памси грустит (начало)
На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Памси — особенный дракончик. Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное у Памси — это его мысли. Мысли Памси бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют — яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.
Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга — спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски — как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.
Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет...
Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо, когда же он снова почувствует себя счастливым? Он понимает: для того, чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно — Памси не знает.
Он лежит и ждет, ждет, ждет...
После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит следующее:
— Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он 'сем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и "чистые" (показывает стакан с чистой водой).
— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, ли обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).
3.Обсуждение
Примерные вопросы для обсуждения:
— Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси? Когда?
— Что вы чувствовали при этом?
— О чем вы думали?
— Как вы выходили из грустного состояния?
— Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
— Что же нужно делать, чтобы оно прошло? Ведущий вывешивает на доску плакат "Три настроения".
4.Учим правило
Ведущий открывает детям "правило-секрет": наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.
Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:
Я плохой
Я не умею
Я не справился
Меня обидели
Я боюсь
5. Домашнее задание
Предложите детям:
Я справлюсь
У меня получится
Я научусь
Все будет хорошо
Я не буду бояться
Плакат "Три настроения"
— в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;
— если настроение станет плохим, попытаться "исправить" его при помощи хороших мыслей;
— принести на следующее занятие рабочие тетради и изготовить карточки, изображающие три настроения ("чистое", "блестящее", "темное").
6. Завершение занятия
Закончить занятие можно "танцем с дракончиком". Танец основан на игре "Дракон ловит свой хвост" и исполняется под музыку веселой песенки "Танец утят". Ведущий, стоящий первым, держит персонаж-игрущ-ку на поднятой руке. Дети, взявшись за руки (цепочкой), изображают хвост дракона, подпрыгивая под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет "хвостом", поворачиваясь в разные стороны.
На первом занятии "головой" дракона обязательно должен быть ведущий, а на последующих — те дети, которые отличились на занятии.
На этом занятии вводится ритуал приветствия и прощания: в конце занятия Памси всегда прощается с детьми, произнося слово "Пока!", а при встрече на следующем занятии говорит: "Привет!"
Комментарии для ведущего:
Представляя Памси (это может быть также и любой другой персонаж), следует рассказать немного о нем. Ему столько же лет, сколько и детям (7 лет). Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли.
Желательно, чтобы ведущий дал возможность "пообщаться" с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.
Литература:
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программыэмоциональногоразвитиядетейдошкольного и младщегошкольноговозраста: Практическоепособие – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.