Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»
Занятие
«Кто ясно мыслит – ясно излагает»
Занятие разработала
практический психолог
ГБОУ СОШ № 2
Мороз Ю.С.
Кировск,
2016 г.
Цель – развитие познавательных способностей детей, словесно-логического мышления.
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие операций мышления, умения строить логические связи.
Увеличение словарного запаса.
Упражнение «Азбука добрых слов»
Цель: создание доброжелательной обстановки на занятии, развитие коммуникативных навыков
«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Вспомните добрые, хорошие слова, которые вы знаете, и скажите их своему соседу.
Упражнение «Говори наоборот»
Цель: развитие логического мышления, умения определять антонимы.
Выучите с детьми стихотворение:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты — («храбрец»),
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай — («конец»).
ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ
БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ
КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ
ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ
ХУДОЙ - ТОЛСТЫЙ
УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ
ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ
ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ
БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ
ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ
ШЕРШАВЫЙ - ГЛАДКИЙ
Упражнение «Бывает – не бывает»
Цель: развитие внимания, навыков построения логических умозаключений.
Психолог называет какую-нибудь ситуацию, а дети должны громко сказать «да» или «нет». Ситуации могут быть разными.
Папа ушел на работу. Лодка плывет по небу.
Поезд летит по небу. Девочка рисует домик.
Кошка хочет есть. Домик рисует девочку.
Человек вьет гнездо. Ночью светит солнце.
Почтальон принес письмо. Зимой идет снег.
Зайчик пошел в школу. Зимой гремит гром.
Яблоко соленое. Рыба поет песни.
Бегемот залез на дерево. Корова жует траву.
Шапочка резиновая. Мальчик виляет хвостом.
Дом пошел гулять. Хвост бежит за собакой.
Туфли стеклянные. Кошка бежит за мышкой.
На березе выросли шишки. Петух играет на скрипке.
Волк бродит по лесу. Ветер качает деревья.
Волк сидит на дереве. Деревья водят хоровод.
В кастрюле варится чашка. Писатели пишут книги.
Кошка гуляет по крыше. Строитель строит дом.
Физкультминутка «У меня спина прямая»
Цель: снятие напряжения, формирование правильной осанки.
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Упражнение «Чем похожи и чем отличаются».
Цель: научить сравнивать и находить различия в предметах или понятиях.
Детям предлагается сравнить между собой различные понятия или предметы. Необходимо найти как можно больше различий и общего.
- капуста и морковка;
- слива и персик;
- кошка и мышка;
- чашка и стакан;
- бабочка и птица;
- самолет и ворона;
- кастрюля и тарелка;
- собака и волк;
- стул и кресло;
- книжка и тетрадь;
- мотоцикл и велосипед.
Упражнение «Кто летает».
Цель: развитие навыков анализа.
Психолог говорит: «Сейчас мы выясним кто(что) способен летать, а кто(что) не способен. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если я назову, кто летает, например, бабочка, отвечайте: «Летает», и покажите, как она это делает (поднимите руки вверх). Если же я спрашиваю: «Поросенок летает?» - молчи и не поднимай руки вверх».
Слова: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, комар, муха, лодка, утюг, стол, вертолет, cобака, ковер, воздушный змей, попугай, жираф, воздушный шарик, листок, летучая мышь, виноград, мяч, Чебурашка, смерч, воздушный шар.
Физкультминутка «Зайцы»
Цель: снятие напряжения, развитие внимания.
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Дети выполняют движения по тексту.
Упражнение «Продолжи предложение».
Цель: развитие умение устанавливать логические связи.
Детям предлагается продолжить предложение с определенным смыслом.
- соль соленая, а сахар…
- тропинка узкая, а дорога…
- помидор красный, а огурец…
- ты ходишь ногами, а кидаешь…
- мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки…
- небо синее, а трава ….
- лимоны кислые, а арбуз…
- хлеб – это еда, а стол – это…
- ночью темно, а днем…
- деревья большие, а цветы…
- молоко белое, а мясо…
- в треугольнике три стороны, а в четырехугольнике…
Рефлексия занятия.
Поднимите руку те, у кого хорошее настроение.
Поднимите руку те, кто хочет спать.
Поднимите руку те, кому понравился урок.
Ребята, а что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Используемая литература:
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Ольга Машталь. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. (+ CD). – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 256 с.
Психолог - 2007. - № 33 – стр. 8 – 17.
Психолог – 2007. - № 44 – стр. 3 – 7.
Психолог – 2010. - № 40 – стр. 13 – 17.